ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Подшипники качения обладают полной взаимозаменяемостью. Присоединительными размерами подшипника качения являются наружный диаметр D, внутренний диаметр d и ширина кольца B. Допуски на изготовление посадочных поверхностей подшипника не совпадают с допусками по квалитетам, установленными для гладких и цилиндрических поверхностей. Для подшипников качения стандартом (ГОСТ 520-71) предусмотрены 5 классов точности (Р0, Р6, Р5, Р4, Р2). Класс точности указывается перед номером подшипника, при этом буква «Р» может опускаться (Р4-205 или 4-205), а нулевой класс (подшипники общего назначения) может не ставиться.
Рис. П1.5. Схема расположения полей допусков для посадочных диаметров подшипника и сопрягаемых с ними поверхностей (вал и корпус)
|
На рис. П1.5 представлены схемы расположения полей допусков посадочных диаметров колец подшипника и поля допусков сопрягаемых с ними поверхностей для подшипника класса точности Р0 в соответствие с данными табл. П1.8.
Таблица П1.8 Поля допусков посадочных поверхностей, сопрягаемых с подшипниками качения по ГОСТ 3325
|
Стандартом установлены следующие обозначения полей допусков по классам точности подшипников: для внутренних колец (отверстия) L0, L6, L5, L4, L2; для наружных колец (валы) l0, l6, l5, l4, l2 (рис. П1.5).При этом допуски на отверстия внутренних колец перевернуты относительно нулевой линии, то есть поле допуска расположено не в тело кольца, как это принято для рядовых деталей, а из тела. В следствие перевернутости поля допуска L все посадки внутреннего кольца сдвигаются в сторону больших натягов - переходные посадки n, m и k становятся посадками с натягом, причем величина натяга в таких посадках несколько меньше по сравнению с нормальными посадками с натягом (от p до zc), а посадки с зазором hпереходят в группу переходных посадок (рис. П1.5).
Режим работы подшипника определяется по отношению динамической эквивалентной нагрузки P к динамической грузоподъемности C: нормальный режим -0,07< P/C £ 0,15; легкий режим - P/C£ 0,07; тяжелый режим - P/C > 0,15.
Рекомендуемые посадки для различных условий работы подшипника и разных видов нагружения колец представлены в табл. П1.9…П1.11.
Таблица П1.9
Посадки, рекомендуемые для установки
колец подшипников при местном нагружении (ГОСТ 3325-85)
Режим работы | Рекомендуемые посадки | Примеры применения |
Внутреннее кольцо на оси | ||
Легкий | L0/g6; L6/g6 | Ролики конвейеров |
Нормальный или тяжелый | L0/f7; L0/g6; L0/h6; L6/f7; L6/g6; L6/h6 | Колеса автомобилей, тракторов и самолетов |
L0/h6; L6/h6 | Ролики конвейеров, блоки грузоподъемных машин | |
Наружное кольцо в корпусе | ||
Легкий | Js7/l0; H7/l0; Js7/l6; H7/l6 Js6/l5; H6/l5; Js6/l4; H6/l4; Js5/l2;H5/l2 | Быстроходные электродвигатели, бытовая техника |
Нормальный | M7/l0; K7/l0; Js7/l0; M7/l6; K7/l6; Js7/l6 | Коробки передач, задние мосты автомобилей, узлы на конических роликовых подшипниках |
Js7/l0; Js7/l6; Js6/l5; Js6/l4 | Электродвигатели, шпиндели станков, узлы с радиально-упорными подшипниками | |
K6/l5; Js6/l5; K6/l4; Js6/l4; K5/l2; Js5/l2; | Коленвалы двигателей, шпиндели шлифовальных станков | |
H8/l0; H8/l6 | Узлы с упорными подшипниками без радиальной нагрузки | |
Тяжелый | H7/l0; J7/l0; H7/l6; J7/l6 | Узлы общего машиностроения, редукторы, тяговые электродвигатели, сельхозмашины |
H9/l0; H8/l0; H9/l6; H8/l6; H6/l5; H6/l4 | Узлы с упорными подшипниками без радиальной нагрузки | на шариках |
G7/l0; G7/l6; G6/l5; G6/l4 | на роликах |
На сборочных чертежах подшипниковых узлов посадку подшипника обозначают в виде дроби после номинального размера посадочного диаметра. Например, посадка с зазором наружного кольца подшипника диаметром 160 мм в корпус:Æ 160 H7/l0 (допускается Æ 160 H7-l0); переходная посадка внутреннего кольца подшипника диаметром 90 мм на вал: Æ 90 L0/js6 (допускается Æ 90 L0-js6).
Таблица П1.10
Посадки, рекомендуемые для установки внутренних
колец подшипников при циркуляционном нагружении (ГОСТ 3325-85)
Диаметры отверстий подшипников, мм | Рекомендуемые посадки | Примеры применения | |
шариковых | роликовых | ||
Легкий или нормальный режим работы | |||
до 50 | L5/js5; L5/h5; L4/js5; L4/h5; L2/js4; L2/h4; L2/js3; L2/h3; | Гидромоторы, малогабаритные электромашины, электрошпиндели, турбохолодильники | |
до 40 | L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/js5; L4/js5; L2/js4; | Сельхозмашины, турбокомпрессоры, газотурбинные двигатели, электромоторы, редукторы, коробки передач колесных и гусеничных машин, центрифуги, вентиляторы | |
до 100 | L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/k5; L4/k5; L2/k4; | ||
до 250 | L0/m6; L6/m6 | ||
Нормальный или тяжелый режим работы | |||
до 100 | до 40 | L0/k6; L0/js6; L6/k6; L6/js6; L5/k5; L4/k5; L2/k4 | Электродвигатели (до 100 кВт), турбины, кривошипно-ползунные механизмы, шпиндели станков, крупные редукторы |
свыше 100 | до 100 | L0/m6; L6/m6; L5/m5; L4/m5; L2/m4 | |
-- | до 250 | L0/p6; L0/n6; L6/p6; L6/n6; L5/n5; L4/n5; L2/n4 | |
Тяжелая и ударная нагрузка | |||
-- | Св. 50 до 140 | L0/n6; L0/m6; L6/n6; L6/m6 | Буксы тепловозов, трамваев и электровозов, коленвалы двигателей, крупные электродвигатели, экскаваторы, дорожные машины |
-- | Св. 140 до 200 | L0/p6; L6/p6 | |
-- | Св. 200 до 250 | L0/r7; L0/r6; L6/r7; L6/r6 |
Таблица П1.11
Посадки, рекомендуемые для установки наружных
колец подшипников при циркуляционном нагружении (ГОСТ 3325-85)
Режим работы | Рекомендуемые посадки | Примеры применения |
Нормальный | N7/l0; N7/l6; M7/l0; M7/l6 | Передние колеса автомашин и тягачей, ролики конвейеров, коленчатые валы, колеса мостовых кранов |
Js7/l0; K7/l0; Js7/l6; K7/l6 | Ролики ленточных конвейеров, барабаны комбайнов | |
Тяжелый | P7/l0; P7/l6; P6/l5 | Колеса автомобилей, тракторов, башенных кранов, ведущие колеса гусеничных машин и т.п. |
K7/l0; K7/l6 | Узлы со сферическими роликовыми подшипниками | |
П р и м е ч а н и е. Для отверстий в разъемных корпусах рекомендуется выбирать поля допусков H7, H6, G7, G6. |
Посадочные поверхности под установку подшипников должны иметь качественную обработку поверхности во избежание смятия и среза местных выступов (шероховатостей) при запрессовке и эксплуатации подшипников. При установке подшипников весьма желательно применение тепловой сборки (нагрев подшипника в масляной ванне с одновременным охлаждением вала твердой углекислотой или жидким азотом). Применяемая обычно в ремонтном производстве силовая сборка резко снижает срок жизни подшипника из-за взаимного перекоса колец после сборки. Перед установкой подшипников посадочные поверхности необходимо смазать жидкой или консистентной смазкой.