Генезис, сущность и функции государства

Государство является центральным, базовым элементом политической системы общества и поэтому важнейшими задачами политологии является выяснение его сущности, социальной роли осуществляемых им функций, форм государственного правления и государственного устройства.

Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них: теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействием целого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.

Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).

Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.) Основные из них следующие:

1. Публичная власть государства – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.

2. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее. Этот принцип обеспечивает государству самостоятельное, независимое существование и развитие. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.

3. Монопольное право на применение насилия. Государство располагает для этого специальными органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Мировая практика еще не знала государства без механизмов и средств насилия.

4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета, материального обеспечения государственной политики.

6. Только государство обладает международной правосубъктностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях; только государство имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения, только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права.

7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.

8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.

Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.

В политической науке существуют различные классификации функций государства. С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:

1. Политическая функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция осуществляет государственные программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.

5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.

Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

Указанные функции постоянно усложняются, становятся более многообразными. В последние годы проявляются миротворческие, функции, оказание гуманитарной помощи.