Возрожденческие и просветительские идеи в украинской в общественно-политической мысли XVI - XVIII ст.
Ссередины XIV ст. в результате различных факторов, (ипрежде всего татаро-монгольского нашествия, совпавшего с периодом феодальной раздробленности - закономерным этапом в истории всех раннефеодальных государств), Украина потеряла свою государственность, а к концу XVI ст. фактически все ее земли были захвачены соседними государствами. После Люблинской унии 1569 г. между Польшей и Литвой большая часть украинских земель оказалась в составе Речи Посполитой. Закарпатская Украина принадлежала Венгрии, Буковина - Румынии, Черниговщина находилась в составе Московского государства, на южных рубежах хозяйничали татаро-турецкие орды. В таких условиях перед украинским народом стала историческая задача - самосохранение в условиях чужеземной экспансии. С этого времени красной нитью через всю украинскую общественно-политическую мысль проходит идея защиты национальной ментальности, борьбы за воссоединение своих земель, за восстановление государственности, без чего никакой народ не может реализовать себя, занять достойное место в истории.
В этот период в Украине появляется плеяда выдающихся государственных деятелей, полководцев, дипломатов, ученых, деятельность которых обогатила общественно-политическую мысль новыми идеями и концепциями, раскрывая путь для решения исторических задач, стоящих перед народом.
XV - XVI в.в. в Европе - это период кризиса феодализма, зарождения и утверждения новых буржуазных отношений, создающих предпосылки для преодоления феодальной раздробленности и формирования наций и национальных государств. В это время получает широкое распространение новое общественно-политическое и культурное движение - гуманизм, отрицающий многие феодально-теократические постулаты и ориентирующийся на Античность (отсюда название эпохи - Возрождение). В отличие от средневекового мировоззрения, в основе которого был Бог, гуманисты выдвинули идею антропоцентризма, согласно которой человек - центр и высшая цель Космоса (отсюда - гуманизм: в переводе с греческого homo, homonis - человек, человечность). Вместо аскетических постулатов о греховности тела и земной жизни провозглашается право человека на удовлетворение земных потребностей, наслаждений, утверждается идея свободы личности, справедливого общественного строя. Остро обсуждаются и научно исследуются проблемы государства и права, формы и методы управления, суверенитет государства и границы его власти над личностью.
Все эти проблемы имели актуальное значение и для Украины, где в условиях чужеземного господства не только идет наступление на духовные ценности народа (ополячивание, окатоличивание), но и усиливается социальный гнет (увеличиваются феодальные поборы, попытки закрепощения крестьян).
Гуманистические идеи развивают украинские политики, философы, богословы. Среди наиболее выдающихся украинских гуманистов были Юрий Дрогобыч, Павло Русин из Кросно, Шимон Шимонович, Станислав Ориховский. Опираясь на работы древнейших мыслителей, выдающихся европейских государственных деятелей,историков, они высказали весьма интересные идеи во многих сферах культуры, в том числе и политической, в некоторых случаях опередив мысли европейских просветителей XVII - XVIII в.в. Большинство из них получили образование в европейских университетах, писали трактаты, занимались книгопечатанием, а некоторые занимали высокие посты в правительствах Польши и Литвы.
Самая выдающаяся фигура восточнославянского Возрождения - Станислав Ориховский - Роксолан (1513-1566). Родился он в с. Ореховнице Перемышльского округа в семье мелкого польского шляхтича, женившегося на русинке (украинке), дочери русинского священника, которая в качестве приданного принесла ему село Ореховницу. Мать, по его признанию, сумела воспитать у него любовь к своему народу и понимание его интересов. Позже в своих трудах он писал, что считает себя принадлежащим к "русинскому народу польского государства".
В середине века, в эпоху феодальной раздробленностисуществовал патриотизм отдельного Города (Флоренция для Данте, Петрарки). И только в эпоху Возрождения, в условиях формирования буржуазных отношений и возникновения наций развивается патриотизм нации, государства (Макиавелли). Именно такой патриотизм был свойственен украинским гуманистам. Так С. Ориховский, обращаясь к польскому королю, писал: "Я - украинец (русин), горжусь этим и говорю об этом прямо". Хотя он писал свои труды на латинском языке, как и вся образованная Европа в то время, это никак не мешает считать его польским и украинским общественно-политическим деятелем.
С.Ориховский получил прекрасное образование в лучших университетах Европы - Краковском, Венском, Виттенбергском, Падуанском, Болонском; усовершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Лейпциге, где сотрудничал с деятелями европейской реформации и гуманистами. После 17-летнего пребывания за границей возвратился на Родину, где принял активное участие в гуманистическом движении. Его имя, как и имена других гуманистов, было хорошо известно в образованных кругах Европы.
В своих научных трудах С.Ориховский рассматривал проблемы происхождения государства, взаимоотношения его с церковью, вопросы права, закона, морали с просветительских позиций. Он сделал важный шаг к освобождению политической науки от теологии, выступив против мысли о происхождении власти и государства от Бога, против подчинения светской власти духовной, за невмешательство церкви в государственные дела. Верховным субъектом власти, считал ученый, должен быть король, выступающий как глава законодательной и судебной власти, а церковная власть должна решать только свои, теологические вопросы. Отрицая божественное происхождение государства, С. Ориховский в вопросе о его генезисе близко подошел к идее общественного договора: основой происхождения государства является воля людей и природный инстинкт к общественной жизни. Государство, по его мнению, должно иметь ряд обязанностей относительно граждан, среди которых - гарантия права и собственности каждого индивида. (Следует обратить внимание, что эти идеи мыслитель высказал за столетие до появления работ Т. Гоббса и Д. Локка).
Ведя полемику со средневековыми мыслителями о происхождении государства, С. Ориховский, опираясь на достижения античной мысли, приступил к разработке идеи естественного права в работе "О природном праве". Эта же идея развивается и в сочинении "Рекомендации польскому королю Сигизмунду Августу", советником которого он был, где он писал, что главная обязанность короля - заботиться о своих подданных, быть стражем и воином. Гарантом существования и развития государства является закон, которому должны подчиняться все, даже короли. Закон, считает мыслитель - душа и ум свободного королевства и его правитель молчаливый, слепой, глухой, а король - лишь язык, глаза и уши закона, и всегда должен поступать так, как велит закон.
Безусловно, ни Ориховский, ни другие гуманисты не могли и не ставили в тех социально политических условиях вопрос об украинской государственности. Они делали возможное - защищали права человека, способствуя становлению политического сознания украинской народности. В отличие от XIV - XV в., когда население Галицкой Руси, Волыни, Киевщины, Подола мыслили себя представителями именно этих земель, в XVI в. начался процесс становления украинства не регионального (территориального), а сознания целой народности.
Брестская уния и полемическая литература
Дальнейшее развитие идей, отстаивающих право на существование украинского народа, защищающих его язык, культуру,религию, направленных против окатоличивания и ополячивания, связано с так называемой полемической литературой, получившей особенно широкое распространение после Брестской унии 1596 г.* Люблинская уния 1569 г., объединившая Польшу и Литву в одно федеративное государство - Речь Посполитую, а затемпоследовавшая за ней Брестская уния не оставляли надежд на восстановление украинской государственности, поэтому украинская политическая мысль отражается в рамках острой полемической литературы. В условиях потери политической самостоятельности полемическая литература была одним из немногих легальных способов защищать свою национальную аутентичность. Непосредственным поводом к распространению полемического жанра в украинской и белорусской литературе послужили работы известного польского церковного деятеля, организатора иезуитских коллегий высокого образовательного уровня Петра Скарги "О единстве церкви Божьей" (1577) и "В защиту Брестской унии"( 1597). Выдающимися представителями полемической литературы конца XVI - середины XVII в.в. были Герасим Смотрицкий, Василь Суразский, Христофор Филарет, Иван Вышенский, Мелетий Смотрицкий, братья Стефан и Лаврентий Зизании, Кирилл-Транквилион Ставровецкий. Полемисты, как и гуманисты, не ставили задачу восстановить государственность, но, откликаясь на актуальные проблемы современности, они будили политическое сознание. Важное место в их работах отводилось отношениям светской власти и религиозной, божественного и земного, прав человека. В полемической литературе можно выделить два течения: религиозно-мистическое и просветительно-критическое (светское).
Ярчайшими представителями первого течения были Христофор Филарет, Иван Вышенский*, Милетий Смотрицкий. Второе раскрылось в деятельности украинских братств и таких его фигурах как Стефан и Лаврентий Зизаний, Юрий Рогатинец, Кирилл-Транквилион Ставровецкий**.
Филалет Христофор (псевдоним острожского шляхтича Марцина Бронского) опубликовал в 1597 г. на польском языке (а в 1598 - на украинском) "Апокрисис" - ответ на сочинение П. Скарги. В нем вопросы веры рассматриваются в неразрывной связи с социально-политическими отношениями своего времени, в религиозной форме отстаивается идея равенства людей независимо от их статуса в обществе. Примером может служить объяснение отношений между монархом (властью) и народом (подчиненными). Так как, по мысли Филарета, подданные присягают прямо исполнять свои обязанности, а король присягает подданным действовать в соответствии с законом, то этот договор (пакта) и должен быть основой справедливых отношений между монархом и подданными. Мыслитель обращает внимание короля и сенаторов как представителей государственной власти, что нарушение ими прав и свобод граждан, злоупотребление властью, пренебрежение законом подрывает государство и приводит к его упадку; беззаконие и своеволие неминуемо порождают справедливое недовольство народа, перерастающее в возмущение, В то же время он подчеркивает, что народ должен защищать свои права и предупреждает, что пока мы обращаемся к "письму", перу, а не к саблям. Но если властвующие и дальше будут злоупотреблять терпением угнетаемых и вызовут "внутреннюю войну", то вся вина и ответственность ляжет на них. Таким образом социально-политические взгляды автора "Апокрисиса", включают идею общественного договора и природных прав, ограничение власти монарха законом, определение прав и обязанностей свободных подданных, основанных на требованиях "права божьего и природного".
Эти идеи, направленные против религиозного и социального угнетения, имели большое значение для развития общественно-политический мысли, усиления противостояния народа духовному, политическому и экономическому притеснению, стали существенным вкладом в либеральные традиции украинского народа.
Выдающимся представителем религиозно-мистического направления в полемический литературе XVI - XVII в.в. был Иван Вышенский (ок. 1550 - ок. 1620)* , фанатичный защитник православных традиций, безжалостный критик греко-католиков. К нам дошло около 20 его произведений, среди которых "Обличение дьявола - миродержца", "Кратко словный ответ Петру Скарге", "Послание епископам - отступникам, православия", "Зачепка мудрого латинянина с глупым русином", "Извещение краткое о латинской прелести" и другие, написанные в жанрах памфлета, трактата, диалога и т.д. Для взглядов Вышенского характерна противоречивость, переплетение передовых и консервативных идей, новаторство и традиционализм. Наряду с осуждением духовенства находим апологию монашества, с призывами к борьбе с угнетателями - проповедь аскетизма, утверждение демократического социального идеала - консерватизм во взглядах на общественный прогресс вообще. Его религиозным и общественным идеалом было раннее христианство, от которого отошли и католическая, и православная церковь и к которому он призывал возвратиться.
Искренне болея за свой народ, Вышенский, был почти единственным, кто оплакивал закрепощение крестьян и бесстрашно разоблачал их угнетателей. Но против всех недостатков украинского общества он видел лишь один выход: полностью откинуть все новые веяния, включая такие "языческие хитрости"., как грамматика, риторика, диалектика и другие "позорные искушения" и возвратиться к древней православной вере.
Резко выступая против латинства ("Зачепка мудрого латинянина с глупым русином"), мыслитель придавал большое значение просвещению народа на православной основе, считая, что только так можно сохранить восточнославянский этнос, в то время как католицизм с его рационализмом может привести к разрушению и денационализации. Крайне бескомпромиссные позиции И.Вышенского, приобретавшие догматический и мистический характер, утверждение традиционализма, сохранение "старожитной веры" были реакцией на усиление польской экспансии и католицизма.
Выдающимся представителем светского направления в полемической литературе был доктор медицины Мелетий Смотрицкий (1577-1633), **(сын ректора Острожской "академии" Герасима Смотрицкого), творец известной "Грамматики Словенския" (1616), которая до середины XVIII в. была единственным учебником по грамматике в школах Украины, Белоруссии и России. Политическим проблемам М.Смотрицкий посвятил сочинение "Тренос" (Плач, 1610), написанное под впечатлением отобрания униатами православного монастыря Св. Троицы в Вильно. Опираясь на представление выдающегося немецкого гуманиста Н.Кузанского о человеке как микрокосмосе, в котором отражается в миниатюре весь мир - макрокосмос, М. Смотрицкий ярко нарисовал образ современного человека, который не забывает веры предков, стремится к знаниям и свободе. Ученый критиковал существующий общественно-политический строй польского королевства, притязания папства на светскую власть, вмешательство церковников в государственную жизнь, а своему народу советовал: "Возьмись лучше за науку, а не за серебро, стремись к мудрости, а не к злату, ищи Божьей благодати, а не жемчуг... ибо мудрость превышает все эти вещи..."
Светское направление общественно-политической мысли получило отражение в деятельности братств - общественных организаций православных мещан, объединявших ремесленников, купцов, духовенство и пр. жителей городов. Наиболее организованными были Львовское братство (ок. 1585 г.). Киевское (ок. 1615 г.) и Луцкое (1617). Созданные при братствах школы готовили учителей, священников, способствующих распространению просвещения вели активную общественную работу ставили вопрос о защите украинства на разных ступенях управления и самоуправления, религиозных свободи др. Культурно-просветительская деятельность имела и политический аспект: сохранение родного языка, религии предков, традиционных обрядов способствовали сохранению исторического сознания населения, формированию мировозрения. Выдающимися представителями братств были братья Стефан и Лаврентий Зизании. *Брестская уния – объединение Украинской православной церкви с католической в Речи Посполитой на церковном соборе в Бресте в 1596г. В результате образовалась унитарская (Греко – католическая) церковь, признавшая своим главой папу, но сохранившая некоторые православные догматы и богослужение на украинском языке.
*Родился И.Вышенский на Львовщине, образование получил в Острожской«академии».