БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЧАСТИЧНЫХ РЕЗЕРВОВ. ФИНАНСОВАЯ ПАНИКА И СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ

Считают, что коммерческое банковское дело начали старинные золотых дел мастера, которые стали практиковать хранение у себя зо­лота и других ценностей населения. Вкладчик оставлял свое золото на хранение, получал расписку, позднее предъявлял эту расписку, платил небольшое вознаграждение и получал назад свое золото. Вскоре кви­танции стали использоваться для оплаты товаров и превратились в одну из форм бумажных денег.

Сначала золотых дел мастера, предшественники банкиров, использовали 100% резервной системы, то есть их бумажные деньги (квитанции), находящиеся в сбережении, полностью обеспечивались золотом.

Вскоре выяснилось, что хранимое золото редко востребуется и выпуск бумажных денег может превышать количество имеющегося золота. Избыточные бумажные деньги отдавались в ссуду под процен­ты торговцам, фабрикантам. Так родилась идея частичного резервиро­вания.

В настоящее время существует обязательная норма резервов, устанавливаемая Центральным банком.

Резервная норма = обязательные резервы банка : обязательства коммерческого банка по бессрочным вкладам

Следовательно, если при резервной норме 1/10, или 10%, банк принимает вклады населения на сумму 200 тыс. ед., то он обязан дер­жать в резерве 20 тыс. При 1/5, или 20%, требуются резервы в 40 тыс.

В США резервная норма, как правило, от 13 до 19%.

В России требования к норме резервов — от 15 до 20% в зависи­мости от срока депозита. Эта часть рублевых депозитов должна раз­мещаться на бессрочном вкладе в ЦБ.

Итак, для оплаты возможных требований по депозитам банки держат определенное количество резервов в сейфах и на счетах Цент­рального банка (наличность в сейфах и депозиты ЦБ). Избыток средств над необходимыми резервами банки отдают в ссуду. Размеры резервов определяются требованием Центрального банка. У коммерческих бан­ков нет заинтересованности держать резервы выше требуемого уровня, так как эта часть активов не приносит прибыли. Поэтому избыточные резервы отдают в ссуду.

Финансовая паника и страхование вкладов. Резервы не могут предотвратить массового изъятия вкладов из банков, что может при­вести к финансовой панике.

Финансовая паника — это процесс, в ходе которого люди пыта­ются получить деньги, которые им должны, но которых у их должни­ков нет в наличии в настоящий момент. Это может явиться причиной банкротства как банков, так и других компаний. Раньше финансовые паники были весьма обычным явлением. Наплыв требований в банк может возникнуть, если вдруг становится известным, что некоторые из заемщиков банка имеют затруднения с возвращением полученных ими кредитов. Это означает, что банк может оказаться не в состоянии вы­платить деньги всем своим вкладчикам, когда они того потребуют. В такой ситуации каждый вкладчик устремляется в банк, пытаясь полу­чить свои деньги, пока они еще там есть. И банк рано или поздно будет вынужден вывесить объявление: "Платежи приостановлены". П.Хейне пишет: "Но разве банку не нужны резервы на случай "натиска" вклад­чиков? Если бы большое число вкладчиков по какой-либо причине внезапно потеряло доверие к банку и попыталось забрать свои вклады наличными деньгами, банк был бы не в состоянии удовлетворить все требования. В таком случае потеря доверия могла бы распространиться на другие банки и привести к краху значительной части банковской системы. В действительности такой финансовой паники не было в Сое­диненных Штатах уже в течение 50 лет. Однако причина этого почти никак не связана с уровнем банковских резервов. Клиенты банков больше не бросаются изымать свои вклады при малейшем слухе о фи­нансовых неприятностях, потому что теперь их вклады застрахованы Федеральной корпорацией по страхованию депозитов. Если банк по какой-либо причине закрывается, его вкладчики могут рассчитывать на компенсацию в течение нескольких дней". В случае, если страхового фонда для выплаты по вкладам не хватит, правительство напечатает необходимые деньги.

Страховой фонд банков США на 1990 год составлял 10 млрд. долларов. Он пополняется за счет ежегодных взносов страховых пла­тежей в размере 23 центов за каждые 100 долларов депозитов.

В последнее время Конгресс США рассматривает предложения по значительному увеличению сумм страховых платежей в фонд ФНСД. По сравнению с общей суммой застрахованных депозитов — 2 триллиона долларов — фонд ФНСД в 10 млрд. долларов невелик. По­этому в случае единовременного банкротства большого количества банков ФНСД будет не в состоянии произвести выплаты всем застра­хованным клиентам. Почему же население сохраняет уверенность, что их депозиты достаточно надежны? Потому, что население осведомлено, что их депозиты полностью гарантируются ФРС, выполняющей функ­ции ЦБ страны, а также американским казначейством. В 1986 году, например, в США обанкротилось 206 банков. Но все вкладчики полу­чили назад свои деньги.

В России коммерческие банки с 1991 года отчисляют Централь­ному банку 2% от прибыли в фонды страхования депозитов. Однако полную государственную гарантию имеют только вкладчики Сбербан­ка Российской Федерации. При таком положении дел в 1994—1995 гг. прекратили свою деятельность, не рассчитавшись с вкладчиками, около 100 банков и несколько десятков финансовых компаний. Население потеряло 20 трлн. руб. Пострадали десятки млн. человек.

Помимо страхования банковских вкладов, которое является обязательным в ряде стран, есть и другие способы защиты вкладов: государственные ревизии финансового состояния банков, определенные установки в банковском законодательстве, например, необходимость публикации банками своих годовых отчетов. ЦБ может приостановить операции банка или же предоставить стабилизационный кредит такому банку либо способствовать слиянию слабого банка с сильным.

В настоящее время департамент банковского надзора ЦБ РФ существенно ужесточил требования, предъявляемые к учредителям бан­ков, чтобы уже на первоначальном этапе отсечь недобросовестных организаторов и непрофессиональных руководителей. В ближайшее время ЦБ РФ намерен выработать механизм защиты вкладов населе­ния. Будет создан федеральный фонд страхования частных вкладов, деятельность которого будет регламентироваться специальным зако­ном об обязательном страховании вкладов граждан. ЦБ разработало также систему раннего выявления близких к банкротству банков. Кро­ме того, в настоящее время в ЦБ РФ разрабатывается проект "Положения о порядке предоставления краткосрочного чрезвычайного кредита надежным коммерческим банкам, испытывающим временные финансовые затруднения, для поддержания их текущей ликвидности, а также о порядке предоставления стабилизационного кредита банкам, испытывающим серьезные финансовые затруднения, в которые в соот­ветствии с приказом ЦБ РФ назначена временная администрация". Все указанные направления соответствуют практике стран с развитой ры­ночной экономикой.

Известный экономист и предприниматель Павел Бунич, анали­зируя пройденный этап развития банковского дела и меры по обеспе­чению сохранности вкладов населения, выделяет следующие моменты. "Сначала мы выпустили банки в свободное плавание. И только после катастрофических ударов по карманам вкладчиков и баснословных барышей аферистов были приняты соответствующие законы и норма­тивные акты. Теперь банку, желающему иметь дело с деньгами населе­ния, нужен 2-летний стаж банковской работы. Банки должны регуляр­но, не реже чем раз в квартал, составлять отчеты о своей деятельности и по вкладам физических лиц. Определено, что сумма вкладов должна быть не больше суммы активов, чтобы в случае необходимости их можно было бы продать и поделить.

Банкам теперь велено создавать резервы на рисковые ссуды и рисковые ценные бумаги. Увеличены их обязательные отчисления в Центральный банк, которые в случае провала коммерческих банков частично гасят их долги вкладчикам.

В проекте нового Уголовного кодекса появилась ответствен­ность за предумышленное и фиктивное банкротство. Введены норма­тивы на ссуды одному заемщику, на суммарную долю всех крупных заемщиков.

Установлены пределы "беспределу" учредителей и акционеров, стремящихся использовать собранный капитал для себя на исключи­тельно льготных условиях. ЦБ обязан контролировать появление вла­дельцев крупных пакетов акций. Акционерным обществам при бан­кротствах запрещено в привилегированном порядке возвращать долги "своим" людям, подрывая позиции мелких акционеров. Старым ак­ционерам, чтобы они не утратили своей доли в капитале, предоставле­но право "первой ночи" в отношении скупки новых акций.

К сожалению, в документах не установлено, что при разорении банков вклады населения погашаются в первую очередь, а не в послед­нюю, как сейчас.

Следовало бы ввести строгую ответственность, вплоть до уго­ловной, за разорение банков со стороны учредителей и других винов­ных в этом лиц. Назрела необходимость повысить роль ЦБ, чтобы его представители проводили инспекционные проверки. Целесообразен поиск и обнаружение всех "исчезнувших" капиталов с помощью Ин­терпола.

...Если бы такие меры были реализованы, то средства населения не пропадали бы, а приумножались в соответствии с предназначением банков." (Еженедельник "Аргументы и факты")