Виды научных текстов. Их характеристики и оформление
Первичные и вторичные тексты; жанровое своеобразие. Композиция научных текстов. Тезисы, аннотация, рецензия. Реферат, конспект, курсовая работа. Рубрикация, библиография.
Работая с научными текстами, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. Это первичные жанры собственно научного стиля, т.е. они пишутся специалистами для специалистов. В эту группу жанров можно включить курсовую и дипломную работы. Тексты этих жанров должны отвечать требованиям логичности и точности, характеризоваться отвлеченностью и обобщенностью. Язык отличается строгой терминологичностью, сложным и ясным синтаксисом.
Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
Для научных текстов (первичных и вторичных) характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования), основная часть, заключение.
Заголовок(название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.
Можно выделить несколько типов заголовков:
- названия общего характера (Теория групп; Беседы о механике; Мир ценности; Язык и картина мира);
- названия, конкретизирующие вопросы теории, непосредственно разрабатываемой автором (Биосфера как планетарная организация жизни; Образный потенциал наименований нравственных качеств в русском языке);
- названия, отображающие специфику авторской постановки вопроса (Коммуникативно-прагматический аспект изучения терминов; Русская орфография: культурологический и лингвистический аспекты).
Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, это документ, характеризующий работу. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критической оценке сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления. При формулировке цели можно использовать стереотипы.
Цель работы:
· раскрыть специфику;
· выявить закономерности (выявление закономерностей);
· создать типологию (создание типологии);
· объяснить явление;
· описать функции (описание функций);
· разработать модель (разработка модели);
· охарактеризовать систему;
· обобщить факты;
· систематизировать элементы (систематизация элементов).
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Изложение должно быть аргументированным, логическая канва – продуманной.
Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо сформулировать выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается практическая польза.
Важными элементами являются также библиография и приложения.
Автор научного текста проводит аналитический обзор литературы и включает в текст чужую речь в форме точной цитаты или косвенной передачи мысли. В обоих случаях необходима точная ссылка (сноска) на соответствующий труд.
В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. «сжатие»). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:
· чтение текста и выделение ключевых слов.
· написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.
· использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.).
Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. В вопросном плане используются вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). Назывной план определяет подтемы текста и использует назывные предложения (Роль информации в жизни человека). Тезисный план лекции включает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).
В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.
Первичные тексты – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя). Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).
Каждый тезис отделяется красной строкой, нумерацией. Логическое деление подчеркивается рубрикацией. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения.
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов, тогда как план лекции их только называет. В них отсутствуют цитаты и примеры. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.
Аннотация(лат. «заметка») – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье (о чем идет речь), а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают информационные (дается описание, но нет оценки), рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.
Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация состоит из двух главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише:
· В книге исследуется (что?), показан (что?)
· Большое место занимает рассмотрение (чего?)
· В монографии дается характеристика (чего?)
· В книге приведены примеры, иллюстрации
· В книге анализируется (что?)
· Главное внимание обращается (на что?)
· В работе нашли отражение проблемы
· В заключении кратко разбирается (что?)
· Сборник рассчитан (на кого?)
· Статья рекомендуется, предназначена …
· Предназначается широкому кругу читателей.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и прилагательные).
Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.
Образец аннотации.
Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.
В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.
Для студентов вузов.
Реферат (лат. «доказывать, сообщать») – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным. В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки. Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их написания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Это оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации.
Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.
Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стиля речи.
Объем реферата колеблется от 5 до 15 листов через 2 интервала.
Основные требования к написанию реферата:
· реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста;
· реферативное изложение должно быть сжатым;
· цель реферирования – создать «текст о тексте»;
· следует избегать связок типа: в первом абзаце, во втором абзаце и т.д.;
· обильное цитирование превращает реферат в конспект, реферат не должен превращаться в «ползанье по тексту».
Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует … и др.).
При работе над рефератом потребуется:
а) разделить текст на смысловые части, выделить в них основную информацию;
б) опираясь на выделенную информацию, составить план реферата, перераспределив при необходимости данную в текстах информацию.
В реферате, как правило, информация излагается авторизованно, т.е. реферирующий описывает ее со своей точки зрения на последовательность действий автора.
В структуре реферата выделяют три главных компонента:
Вводная часть – библиографическое описание.
Собственно текст, состоящий из вступления, основной части и заключения.
Выводы, справочный аппарат.
Как правило, используются речевые клише, необходимые для создания реферата:
библиографическое описание (в статье, помещенной в журнале, сборнике, статья носит название);
тема статьи, книги (предлагаемая книга посвящена теме, проблеме, выбор темы закономерен, статья представляет собой изложение, обобщение);
композиция (статья делится на три части);
основное содержание (автор затрагивает, касается, останавливается, ставит вопрос о том…, автор доказывает справедливость утверждения, автор опровергает, в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость…);
заключение, выводы автора (автор подводит к выводам, несомненный интерес представляют выводы автора о том, что выполненные исследования показывают, на основании полученных данных был сделан вывод о том…);
оценка референта (автор убедительно доказывает, к недостаткам работы можно отнести).
Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише.
Реферат должен иметь титульный лист, план, введение, основную часть, заключение, библиографию. Титульный лист содержит следующие сведения: название вуза, кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место написания и год написания.
Еще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать письменный вариант и само выступление.
Рецензия(лат. «рассмотрение») – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).
В отличие от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации (анализируемый текст может быть принят к работе, в издательстве или на соискание ученой степени).
В структуру рецензии входят: введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему; автор статьи - известный ученый), характеристика, краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам…, в статье рассматриваются, автор описывает методы…), оценочная часть – достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся …, необходимо отметить творческий характер исследований…), выводы (оценивая работу в целом…, необходимо отметить …, следует подчеркнуть…).
План для написания рецензий.
· Предмет анализа (в рецензируемой работе).
· Актуальность темы (работа посвящена актуальной теме…).
· Формулировка основного тезиса (в статье на первый план выдвигается вопрос…).
· Краткое содержание работы.
· Общая оценка (таким образом, работа, бесспорно, раскрывает возможности…).
· Достоинства, недочеты (вместе с тем вызывает сомнение тезис о том, что… отмеченные недочеты не снижают высокого уровня работы).
· Выводы (работа оценена положительно, статья имеет важное значение для …, работа заслуживает высокой оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени…).
Конспект - письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Конспект единственный из всех вторичных текстов не предназначен для публикации. Он предполагает свертывание информации текста первоисточника и представление ее в форме, удобной для того, чтобы составитель конспекта мог впоследствии эту информацию развернуть, восстановить исходное содержание.
Чтобы написать конспект, необходимо:
· выделить смысловые части, где собрана информация по теме;
· в каждой смысловой части сформулировать микросхему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы;
· выделить в каждой части главную и дополнительную информацию.
После этого автор производит оценку вычлененной из первоисточника информации: «Насколько важна эта информация лично для меня? Как она соотносится с уже имеющимися у меня знаниями? Насколько подробно я должен ее изложить? Какие блоки информации возможно опустить, так как содержащаяся в них информация лично для меня никакой ценности не представляет, она мне известна?» Нужная информация фиксируется.
Существует несколько разновидностей конспектов.
По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.
В зависимости от объема выделяются конспекты краткие (отбираются лишь положения общего характера); подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другим иллюстративным материалом) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других – более кратко.
Информация в конспекте фиксируется в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план, конспект-схема).
Конспект – настолько свободная форма, что его объем не может регламентироваться. Его устанавливает сам составитель в зависимости от степени значимости текста, от общего объема первоисточника, трудности его восприятия.
Мало того, конспект далеко не всегда обладает признаками текста, например, связностью. Он может выглядеть как план, схема или как собственно текст. В конспекте допускаются дополнительные пометы, замечания составителя, графические обозначения, выделение шрифтом и цветом, индивидуальные значки и т.д., а также сокращения цитаты, записи на полях, отражающие точку зрения составителя.
При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает в себя цитаты, факты, расчеты.
В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.
Одной из важных научных работ в вузе для студента является курсовая работа. Курсовая работа пишется на старших курсах. Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы, отчеты, выполнение расчетно-графических заданий.
Ее цель – выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Она защищается на кафедре и является репетицией дипломной работы, иногда курсовая работа переходит в дипломную работу.
Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по предмету исследования, изучение и анализ истории проблемы, проведение самостоятельного исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления.
Объем курсовой работы – 35-40 печатных страниц. Из этого объема около 10 % занимает вводная часть, от 5 % до 10 % - заключение.
При написании курсовой работы выделяют три этапа: подготовка к исследованию, проведение опытов, оформление. Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с употреблением терминов. Очень важны ссылки на материал исследований. Возможно включение цитат.
Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре: студент делает краткое сообщение (7-10 минут), в котором излагает мотивы, цели, актуальность, предмет исследования, останавливается на практической части и результатах исследований, затем делает вывод.
Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений (возможны варианты).
Правила оформления курсовой работы:
цитаты указываются со ссылкой на источник и берутся в кавычки;
таблицы нумеруются арабскими цифрами;
каждая новая глава начинается с новой страницы;
текст состоит из трех частей – вводной, основной и заключения.
Готовая работа сдается на кафедру. Научный руководитель должен обосновать выставленную оценку в письменной рецензии.
Критериями оценки служат: актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения материала.
Самый главный труд, итог всех лет обучения – это дипломная работа, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Ее написание – последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Оценка, полученная на защите дипломной работы, рассматривается как окончательный результат всего периода учебы. Поэтому для студента имеют очень большое значение качество дипломной работы, степень ее самостоятельности, аргументированность, логическое изящество защиты.
Структура дипломной работы: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Аннотация – это текст будущего выступления на защите перед комиссией. Ее объем – около одной печатной страницы.
Все виды работ должны быть написаны правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому важно на только раскрыть тему, но и правильно использовать стилистику, писать логично и грамотно.
Речевые клише, употребляющиеся в научных текстах.
В современных условиях вырастает роль.
В своей работе автор установил, доказал, выдвинул гипотезу, внес уточнения, ставит задачу, решает проблему, высказал мнение, соображение.
В статье рассматриваются вопросы, анализируются факты, дается обзор.
В тексте уделяется внимание, освещается.
Целью данного исследования является.
Автор приводит множество интересных фактов.
В труде даются обоснования предложенной теории.
В результате проведенных исследований доказано.
Имеются все основания предполагать.
Полученные результаты наводят на мысль о том.
Данные исследования не утратили своего значения.
Значение исследований заключается в том.
В заключение необходимо обратить внимание на и др.
Правильно оформить научную работу помогает рубрикация. Рубрикация текста – это его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация подчинена раскрытию темы и выделяет введение, основную часть, заключение. В свою очередь, основная часть тоже, как правило, подвергается рубрикации. Деление на главы и параграфы значительно облегчает понимание, делает текст более логичным.
Рубрикация текста выражается в нумерации. Она может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. В студенческих работах обычно используются римские и арабские цифры: номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими.
В научной работе принято ссылаться на источник информации, т.е. цитировать. Существует цитирование точное, косвенное, ссылка. Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с указанием страниц. Косвенное цитирование – соотношение текста оригинала и косвенной цитаты такое же, как соотношение между прямой и косвенной речью. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника.
Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.
Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора.
Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая сноска).
При цитировании не по первоисточнику следует указывать «Цит. по:…».
Важное место в научной работе отводится библиографическому описанию.
Библиография – это список использованной литературы, он помещается после заключения на отдельном листе. Все источники приводятся в алфавитном порядке, каждый располагается на отдельной строке и значится под своим порядковым номером. Каждый источник должен быть описан согласно ГОСТу.
Если книга написана одним автором или авторским коллективом до трех человек, библиографическое описание строится следующим образом: сначала следует фамилия автора, далее его инициалы, затем указывается полное наименование источника, ставятся точка и тире. Далее идет название города, где вышла книга, ставится двоеточие, после него – название издательства, выпустившего книгу, без кавычек, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц. Например: Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 136 с.
Резюме
Все тексты можно разбить на две большие группы: первичные и вторичные. Первичные создаются как самостоятельные произведения, вторичные же представляют собой результат переработки исходного (первичного) текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста. К первичным текстам можно отнести статью, монографию, а к вторичным – тезисы, аннотацию, реферат, конспект и др. В идеальном варианте вторичный текст должен не только полно отражать основные идеи первичного текста, но и сохранить присущие ему качества научной речи, поскольку все вторичные жанры относятся к научному стилю.
Аннотация – вторичный текст, созданный на основе исходного текста (без этого исходного текста аннотация как жанр не могла бы существовать). Цель аннотации – не в том, чтобы сохранить или передать информацию, заключенную в первоисточнике, а в том, чтобы сообщить сведения о тематике и проблематике текста, на основе которого создается аннотация, его читательском адресе, возможно, некоторых особенностях расположения материала, структуре.
Главная задача реферата – оценить информацию с точки зрения ее важности, при необходимости переформулировать ее, представив в более емкой форме, обобщить некоторые положения, исключить второстепенные моменты и представить все остальные в виде текста определенной структуры.
Конспект – своеобразный жанр среди всех жанров вторичных текстов. Он не предназначен для публикации и применим только для индивидуального пользования: информация для фиксирования в конспекте отбирается очень субъективно тем человеком, кто его пишет. Следовательно, обладая определенным багажом знаний, автор может не отразить или отразить очень кратко объективно важную, но для него не представляющую особой важности информацию.
Важное значение имеет умение написать как первичные, так и вторичные тезисы. Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана, и положение, которое коротко передает одну из основных мыслей лекции, доклада.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Какие тексты называются первичными? Какие – вторичными? В чем особенности вторичных текстов?
2. Какие разновидности вторичных текстов можно выделить?
3. В чем жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста? Какова структура аннотации?
4. Каковы особенности реферата как вторичного текста? Какой должна быть структура реферата? Какие разновидности рефератов существуют?
5. Чем отличается реферат от других вторичных текстов? Что у них общего?
6. В чем жанровое своеобразие конспекта как вторичного текста? Какие разновидности конспектов существуют?
7. Что такое тезис? Какие разновидности тезисов бывают?
ЛИТЕРАТУРА
1. Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине. // Русская речь. - 1998. - №1.
2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. - М., 2006.
3. Культура русской речи. Учебник для вузов/ Под редакцией Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
4. Кудрявцева Л.А. Технические термины в общелитературном языке //Русская речь. - 1990. - №2.
5. Как ученые говорят//Русская речь. - 1995. - №3.
6. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения.- М., 1995.
7. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля. – Спб., 2002.
8. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под редакцией В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа; Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И, Герцена, 2002.
9. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - М., 1976.
10. Солганик Г.Я. Русский язык 10-11 кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательные учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.
11. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: Курс лекций. - М.: Флинта: Наука, 2004.
12. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999