Государство и право как явление цивилизации
Возникновение государства и права выражает переход человечества из первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качества самоорганизующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Цивилизация – совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства. Первобытное общество еще не оторвалось от природы, не обрело «собственной основы» в виде особой политической организации. Оно базируется на природно-естественных основаниях, на природно хозяйственно-социальном единстве общины, рода, племени.
Нами ранее было отмечено, что для понимания государства и права особо важно выделить два этапа развития общества: этап первобытного общества и этап цивилизованного, государственно-правового организованного общества. Данное деление позволяет понять вопрос происхождения государства и права и сущности этих социальных институтов. Государство и право, социальные институты, обслуживающие производящую экономику, цивилизованное развитие общества. Их создание и функционирование означает обретение обществом нового качества в своем развитии – цивилизованного развития. В месте с тем для понимания сущности государства и права следует выделить две разновидности общества цивилизованного этапа развития: во-первых, неразвитое общество, т.е. общество с еще не сложившимися, не утвердившимися отношениями, институтами; и во вторых, общества развитые, т.е. уже сложившимися, сформировавшимися отношениями и институтами.
Первые – общества Сомали, Анголы, Афганистана, ряда других стран Африки и Азии, не так давно ставших на путь самостоятельного развития. Вторые – например общества Швеции, Канады.
Важнейшей особенностью, характеризующей, общество в условиях цивилизации становится, движение к свободе. При помощи государства и права и создается в условиях цивилизации такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как едином организме, существующем на определенной территории. С точки зрения существенно деление общества на такие две группы:
а) общества, в которых необходимое единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов, (а власть имеет вторичный характер), - таковы демократические общества (государства).
б) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования постоянно действующей внешней силы – власти; недемократические общества, в современном мире – общества с авторитарной и тоталитарной властью (государством).