Акционерное общество (корпорация)

Акционерные общества бывают двух видов: открытые, акции которых котируются (продаются) на бирже и закрытые, акции которых распределяются между ограниченным числом участников (например, между работниками данной фирмы) и не продаются на бирже. Акционерные общества позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для крупномасштабного производства. Поэтому корпорации в развитых странах в качестве крупных фирм дают основной объем продукции и являются лидерами рынка.

Виды фирм по типам структур управления

Каждый тип внутренней структуры формируется на основе базисных U- и М-форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля и отражает поиск оптимального соотношения этих видов издержек в соответствии с развидностью технологии, особенностями рынка, стадией развития самой фирмы и другими критериями.

Линейная форма

Линейная форма представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового производства, так как позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса. Рост масштабов выпуска при линейной форме ведет к увеличению издержек управления. В настоящее время линейная форма встречается в отраслях с простым производственным циклом, выпускающих однородный продукт: в табачной, мукомольной, стекольной, кожевенной промышленности.

Функциональная форма

Функциональная форма организации означает разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно трансакционные издержки. Она характерна для мелких и средних фирм, выпускающих небольшой набор товаров. Так как функциональная форма контролирует все стадии выпуска продукции вне зависимости от числа производимых товарных марок, она не позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте эффект разнообразия, что ограничивает ее распространенность при переходе к крупному производству.