Подрезание и заострение зубчатого колеса
При нарезании нулевых колёс с малым числом зубьев может возникнуть явление врезания головок зубьев режущего инструмента в ножки зубьев колеса. Это явление называется подрезанием зуба. При этом уменьшается его прочность и увеличивается износ рабочей части зуба. (рис. 2.9). При этом часть рабочего участка зуба не будет являться эвольвентой и основная теорема зацепления не будет соблюдена, а основание зуба – ослаблено Минимальное количество зубьев, при котором отсутствует подрезание zmin = 17.
Минимальное количество зубьев, при котором отсутствует подрезание:
, где a = 20о , ha* = 1. Тогда
Рис. 2.9. Подрезание ножки зуба
В этом случае практическая линия зацепления ab будет выходить за пределы теоретической линии AB. Для устранения подрезания необходимо совместить точки a и A на линии зацепления. С этой целью производят так называемую коррекцию, при которой зуборезная рейка отодвигается от заготовки нарезаемого колеса на определенное расстояние, достаточное для того, чтобы не происходило подрезание ножки зуба.
В некоторых случаях толщина зуба по окружности выступов оказывается слишком мала, что негативно влияет на прочность головки зуба. Это явление называется заострением зуба.
При определении заострения зуба удобнее пользоваться относительными величинами [sa /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения
улучшение, нормализация [sa /m ] = 0,2;
цианирование, азотирование [sa /m ] = 0,25...0,3;
цементация [sa /m ] = 0,35...0,4.