Минерально-сырьевые ресурсы.

Основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

В отличие от геологического понятия «минерал» понятие «минеральные ресурсы» — экономическое и не находится в прямой зависимости от какого-либо определенного и неизменного содержания полезных веществ в горных породах. Развитие научно-технического прогресса обеспечивает вовлечение в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых с более низким содержанием полезных веществ.

Геологические исследования, интенсивно проводимые во второй половине XX в., опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как о стране, бедной минерально-сырьевыми ресурсами. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды (таблица, страница 58). Всего учтено 65 месторождений нефти, из них более 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных.

Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2 млн т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10—15 %. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины. Разведанные запасы природного газа, добываемого попутно с нефтью, оцениваются в 8,1 млрд. м3.

Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития страны. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3 млрд. т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т. Остальные запасы находятся в пределах природоохранных зон или входят в состав земельного фонда. Известно более 9 тыс. месторождений торфа, из которых около 100 находятся в эксплуатации, годовая добыча топливного торфа составляет около 2 млн т. В частности, предусматривается увеличение природоохранного фонда до 30 % общей площади торфяных массивов.

Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. Наиболее изучены три месторождения — Житковичское, Бриневское и Тонежское — с общими запасами 150 млн т. Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью в 2 млн т угля в год. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

Залежи горючих сланцев на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км2. Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд. т, предварительно изучены Любанское и Туровское месторождения. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сырьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,7 млрд. т, а прогнозные — свыше 80 млрд. т.

Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд. т. Эксплуатируется Мозырское месторождение, на базе которого работает солевыварочный комбинат с объемом годовой добычи около 400 тыс. т соли, расширяются поставки пищевой соли на экспорт.

На территории Беларуси выявлены два фосфоритоносных бассейна: Сожский — на востоке и Припятский — на юге. Сожский бассейн включает два предварительно разведанных месторождения: Мстиславльское и Лобковичское (прогнозные запасы оцениваются в 30 млн т), а также ряд перспективных площадей. В пределах Припятского фосфоритоносного бассейна выявлен Брестский фосфоритоносный район (прогнозные запасы фосфорного ангидрида — 52,9 млн т).

Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Болотные железные руды встречаются почти повсеместно, известно более 300 месторождений, до 60-х гг. XIX в. на них работали местные металлургические предприятия. В настоящее время болотные железные руды служат сырьем для производства минеральных красок. В породах кристаллического фундамента Беларуси обнаружено месторождение редкоземельно-бериллиевых руд.

Доломит выявлен на территории Витебской и Могилевской областей, всего около 30 месторождений. Наибольшее промышленное значение имеет месторождение Руба (в 18 км от Витебска). Доломит используется в строительной, металлургической, химической, стекольной и других отраслях промышленности как теплоизоляционный и огнеупорный материал. Производимое в ПО «Доломит» удобрение (доломитовая мука) применяется для известкования кислых почв.

Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 70 источников с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50. Минеральные воды используются для санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

Богата Беларусь минеральными рассолами, запасы которых в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получения йода, брома, калия, магния и многих других химических элементов. Разработан проект «Промышленные рассолы Припятского прогиба», реализация которого позволит ежегодно получать около 160 т брома и 1,2 т йода.

Перспективны также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

Проведение геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь сосредоточено на следующих направлениях:

- поиск и разведка месторождений нефти и газа;

- поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей;

- оценка перспектив алмазоносности;

- разведка запасов железных руд;

- подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей;

- поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых.

 

 

Органы гос. управления:

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. К специально уполномоченным республиканским органам государственного управления относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него функции непосредственно и через свои территориальные органы. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: - проводит единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; - в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовые акты; - осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды; - организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководство этой разработкой; - утверждает лимиты на изъятие объектов растительного и животного мира; - обеспечивает в установленном порядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - осуществляет государственное регулирование деятельности в области экологической сертификации; - осуществляет государственный метрологический надзор за состоянием метрологического обеспечения в области охраны окружающей среды; - осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду; - координирует деятельность республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - проводит государственную экологическую экспертизу; - утверждает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке;(и так далее)

 

4.Статистика:

года Затраты на охрану окруж среды(млрд руб) Выбросы в атмосеру (тыс тонн) Лесовосстановление и разведение гектаров Лесные пожары единиц Число заповедников
383.3
403.7
377.1
           

 

5. Перспективы и проблемы

В свете научно-технической революции вопросы, связанные с П. р., выдвинулись в число самых насущных вопросов современности. В связи с бурным развитием производительных сил, ведущим к поглощению огромных количеств природного сырья, проблемы обеспеченности основными его видами приобрели особую актуальность. Поскольку успешная борьба с загрязнением почвы, атмосферы и гидросферы, оказывающим крайне отрицательное влияние на сохранность П. р., требует согласованных действий ряда стран, проблемы защиты П. р. носят глобальный характер. Энергетический кризис, разразившийся в капиталистическом мире в 70-х гг. 20 в., показал, что глубинные причины его лежат не столько в природных, сколько в политических и социальных факторах. Этот кризис не ограничился сферой энергетики, а в той или иной мере отразился на многих отраслях хозяйственной деятельности капиталистического мира. То обстоятельство, что СССР и другие социалистические страны оказались в стороне от кризиса, свидетельствует об огромных преимуществах плановой социалистической системы хозяйства перед капиталистической.