Философские идеи в трудах современных ученых, их эвристическая роль.
Чем уже научный кругозор специалиста, тем меньше ему нужна в его исследованиях философия.
Притча о юноше и мудреце (2 круга)
И наоборот – чем шире научный кругозор специалиста, тем больше он испытывает потребность в философских размышлениях.
Ведь философия – это возможность приподняться над всем зданием специальной науки, посмотреть на конкретный объект исследования с уровня некой Метасистемы.
Это попытка пропустить изучаемую проблему через призму универсального знания, через использование каких-то важнейших принципов и категорий.
Рассмотрим некоторые конкретные примеры использования философских принципов и идей.
Идея Демокрита об атомах. Идею Демокрита надо понимать не как учение о далее неделимых сущностях, а как идею о структурированности мира, уходящей в его глубокий фундамент.
А теперь об Эйнштейне. Не случайно Эйнштейн просил называть его ффом, а не физиком. Какие ффские мотивации можно обнаружить в его исследованиях?
……………………………………………………………………………………………………………...
Идея древних греков: всё возможное реализуется.
Фридман, Гамов. Всё течет, всё изменяется… даже Вселенная!
5.4. Взаимосвязи между философией и специальными науками.
Невозможно решать глобальные проблемы (продовольственную, экологическую, энергетическую, демографическую и др.), игнорируя целостность и взаимозависимость современного мира. И здесь плодотворную эвристическую роль могут играть принцип универсального развития и принцип всеобщей связи. Они не изолированы друг от друга, а сплетены воедино.
Порою считают, что научно обоснованное цельное мировоззрение можно приобрести, изучая основные выводы всех наук.
Так понимает философиюпозитивизм, по существу отрицая ее как самостоятельную науку.
"Курс положительной философии" Огюста Конта или "Синтетическая философия" Герберта Спенсера есть не что иное, как резюме главных выводов всех или некоторых важнейших специальных наук.
Получается, что мир без остатка разделен на области изучения отдельных наук. Поэтому для философии не остается более особого предмета.
Однако это мнение ложно.
Наука в настоящее время охватывает такое множество знаний, что фактически даже самые всеобъемлющие умы не в состоянии охватить всего существующего знания.
Энциклопедия научного знания существует лишь в лице совокупности всех наук, совместно разрабатываемых множеством ученых, и вместиться в одно сознание не может.
Если мы суммируем итоги отдельных наук, то они составят набор противоречивых суждений.
Поэтому нужна особая наука, которая уясняет и проверяет высшие общие посылки и понятия всех специальных наук и т. о. создает систему цельного знания.
Она уясняет, например, что такое "причинная связь" вообще, как она возможна, какие виды ее могут быть в разных областях бытия, каково отношение между внешней причиной и целью и т.п.
Такая наука и есть философия.
Иначе говоря: изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т. е. система отношений между частями (…)
Никакое знание не может считаться готовым, законченным и достоверным, пока оно не сопоставлено с др. знаниями и не выражено в непротиворечивой универсальной системе знаний[1].
Принципы, законы и категории диалектики плодотворны в научном анализе самых различных явлений.
Диалектический метод пронизывает частные научные методы, применяемые конкретными науками на тех или иных этапах познавательного процесса, связывает их в единую систему.
В частности, он обеспечивает подлинное единство структурного, функционального и генетического методов. Применение этих методов возможно и на иной методологической основе. Однако именно диалектический подход позволяет успешно избежать их разобщенности и помогает их творческому взаимообогащению.
См. также файл Науч философия
Смыслообразующей сердцевиной античной культуры были мифология и философия;
средневековой культуры – религия;
культуры возрождения – искусство;