ДИСКУРС-АНАЛИЗ КАК ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ

3.1. AB OVO — ЧТО ТАКОЕ «ДИСКУРС».....................................................................83

3.1.1. Функционализм vs. формализм................................................................................83

3.1.2. Формальное и функциональное определение дискурса.........................................85

3.1.3. (Устный) дискурс, (письменный) текст и ситуация................................................87

3.1.4. Дискурс/диалог/процесс vs. текст/монолог/продукт..............................................88

3.1.5. Дискурс = речь + текст.............................................................................................89

3.2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА................................................................90

3.2.1. Дискурс-анализ: источники и составные части......................................................91

3.2.2. Подходы к изучению языкового общения..............................................................95

3.2.3. Дискурс-анализ vs. конверсационный анализ.........................................................96

3.2.4. Уточнение определения............................................................................................99

3.3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА..............................................................100

3.3.1. Общие проблемы сбора материала........................................................................100

3.3.2. Общие проблемы транскрипции............................................................................102

3.3.3. Парадокс наблюдателя...........................................................................................104

3.3.4. Репрезентативная выборка и триангуляция..........................................................105

3.4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА....................................106

3.4.1. Общие критерии и принципы транскрипции........................................................106

3.4.2. Существующие нотационные системы..................................................................110

3.4.3. Запись вербальных компонентов...........................................................................112

3.4.4. Запись невербальных компонентов и общая композиция...................................114

3.4.5. Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса..............................................116

Глава 4

АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

4.1. СМЫСЛ В ДИСКУРСЕ: КОМПОНЕНТЫ И КАТЕГОРИИ...............................119

4.1.1. Пропозиция..............................................................................................................119

4.1.2. Референция...............................................................................................................121

4.1.3. Экспликатура...........................................................................................................123

4.1.4. Инференция..............................................................................................................124

4.1.5. Импликатура............................................................................................................128

4.1.6. Релевантность..........................................................................................................131

4.1.7. Пресуппозиция и логическое следствие................................................................132

4.2. ТЕМА ДИСКУРСА И ТЕМА ГОВОРЯЩЕГО......................................................138

4.2.1. Тема дискурса как глобальная макроструктура...................................................138

4.2.2. Линейность дискурса..............................................................................................141

4.2.3. Тема говорящего.....................................................................................................144

4.3. КОНТЕКСТ ДИСКУРСА И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ..................................147

4.3.1. Типы прагматического контекста..........................................................................147

4.3.2. Когнитивное представление контекста.................................................................150

4.3.3. Фреймы, сценарии и ситуационные модели.........................................................153

4.3.4. Взаимодействие когнитивных структур в дискурсе.............................................157

Глава 5

ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ

5.1. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В АНАЛИЗЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ...............................162

5.1.1. Структура речевого акта........................................................................................162

5.1.2. Перформативные высказывания............................................................................164

5.1.3. Типология речевых актов.......................................................................................166

5.1.4. Косвенные речевые акты........................................................................................168

5.1.5. Теория речевых актов и анализ языкового общения...........................................170

5.2. ЕДИНИЦЫ ДИСКУРС-АНАЛИЗА........................................................................174

5.2.1. К вопросу о структуре дискурса............................................................................175

5.2.2. Многообразие и статус единиц дискурс-анализа.................................................179

5.2.3. Речевой акт и коммуникативный ход....................................................................182

5.2.4. Репликовый шаг......................................................................................................184

5.2.5. Интеракционные единицы дискурс-анализа.........................................................186

5.3. КАТЕГОРИИ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.....................................................................190

5.3.1. Мена коммуникативных ролей..............................................................................190

5.3.2. Коммуникативная стратегия..................................................................................193

5.3.3. Когезия и когеренция дискурса..............................................................................194

5.3.4. Метакоммуникация и дейксис дискурса...............................................................197

Глава б