Место теории менеджмента в учебном процессе.
Объектом изучения дисциплины является предприятия (организации, учреждения), осуществляющие производственную деятельность и/или оказание услуг.
Предметом изучения дисциплины является управленческая деятельность, осуществляемая органами управления и направленная на достижение поставленных целей.
Теория менеджмента является дисциплиной, показывающей состав и взаимосвязи элементов предприятия, как большой экономической системы, а также принципы, условия и содержание эффективного управления: постановки целей, мотивации и принятия решений, задач по развитию организации и др.
Цель преподавания дисциплины «Теория менеджмента» – дать будущему бакалавру знания для принятия эффективных управленческих решений на предприятии. Знания и умения, полученные в результате изучения дисциплины, понадобятся при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Необходимо видеть тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.
«Теория менеджмента» как учебная дисциплина в системе подготовки бакалавров связана с дисциплинами учебного плана:
• в теоретико-методологическом направлении – с дисциплинами «Философия», «Социология», «Экономическая теория».
• в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений, – с дисциплинами «Методы и модели в экономике», «Эконометрика», «Информационные технологии в экономике» «Статистика»;
• в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с дисциплинами «Экономика организации», «Организация производства», «Маркетинг», «Планирование производства», «Принятие решений в менеджменте», «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент»;
• в направлении, обеспечивающем связь с отраслевым менеджментом – с дисциплинами «Финансовый менеджмент», «Муниципальный менеджмент», «Градостроительный менеджмент», «Финансовый менеджмент в инвестиционных фондах», «Информационный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент спортивных организаций» и др.
Учебная программа по курсу «Теория менеджмента» структурно состоит из четывех разделов:
1. История и методологические основы менеджмента.
2. Система функций менеджмента.
3. Технология и методы менеджмента.
4. Социально-психологические основы менеджмента.
В первом разделе «История и методологические основы менеджмента» раскрываются предмет и структура менеджмента как науки и учебной дисциплины, определяются основные исторические этапы его развития, содержание организации ее структуры и основных характеристик.
При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:
- уяснению критериев научности менеджмента, его предметной области, роли в экономической жизни и в практике работы экономиста;
- пониманию предмета менеджмента, его структуры, видов, законов, категорий, методов, основных функций и способов оценки эффективности;
- осмыслению и пониманию характера основных периодов развития мирового и отечественного менеджмента;
- определению характерных черт развития современного менеджментаза рубежом;
-пониманиюнационального разнообразия моделей менеджмента;
-уяснениюсостояния и развития современного менеджмента в США, Японии, западной Европе;
- выяснениюхарактерных черт менеджмента и перспектив развития современного менеджмента в России;
- определению организации как основной категории менеджмента и главного субъекта хозяйственных отношений в рыночной экономике;
- выяснению оснований классификации организаций и видов организационных структур;
- формированию навыков анализа внутренних переменных организации и ее внешнего окружения.
Второй раздел «Система функций менеджмента» посвящен рассмотрению проблем стратегии и формирование целей в организации, а также планирование, организация, мотивация и контроля как главных функций менеджмента.
При изучении этого раздела главное внимание необходимо обратить:
- на осмысление понятия и категорий стратегического управления, содержания миссии и целей организации;
- на углубление знаний задач и основных принципов планирования в рамках системы менеджмента, классификации и содержания планов;
- на понимание содержания функции «организация» и видов организационных структур управления, делегирования, ответственности и полномочий в организации;
- на исследование механизма и основных теорий мотивации, ее значения в практике работы менеджера;
- на совершенствование навыков в организации контроля и регулирования в системе менеджмента.
В третьем разделе «Технология и методы менеджмента» рассматриваются управленческие решения в системе менеджмента, методы и инструменты принятия решений, коммуникации в менеджменте; управление человеческими ресурсами, групповая динамика.
При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:
- уяснению основных этапов процесса принятия решений и критериев оценки их вариантов в менеджменте;
- пониманию факторов, обуславливающих необходимость использования моделирования для подготовки и обоснования управленческих решений;
- осмыслению связи количественных и качественных методов и инструментов подготовки и обоснования решений;
- выяснению особенностей основных моделей принятия решений в менеджменте;
- формированию навыков прогнозирования в менеджменте;
- рассмотрению структуры общения и элементов коммуникации;
- выработке навыков и умений проведения деловых совещаний и переговоров;
- определению роли руководства и кадровой службы в управлении персоналом предприятия;
- менеджменту формирования и развития кадров предприятия;
- понятию и классификации социальных групп;
- определению групповой динамики: типов, видов, характера взаимодействия в группе
- диагностике стадий развития группы в организации
Четвертый раздел «Социально-психологические основы менеджмента» раскрывает проблемы практики работы менеджера с персоналом, положения менеджера и содержания руководства в организации, действий менеджера в конфликтной ситуации, организационной культуры, эффективности его управленческого труда, организационного развития.
При изучении данного раздела следует показать:
- положение менеджера в организации и профессиональные требования к нему;
- знание методов менеджмента при подготовке и обоснованию решений и выборе альтернатив, воздействия на исполнителей с целью реализации решений, подготовки и анализа информации для управления;
- содержание руководства, власти, влияния, их форм;
- на исследование природы конфликта в организации, их типов и стадий протекания и последствий;
- методы действий менеджера в конфликтной ситуации;
- необходимость навыков в организации самоменеджмента и повышения эффективности управленческого труда;
- понятие организационного развития;
- основные стадии программ организационного развития;
- основные тенденции развития организаций в будущем