ВЫПОЛНЕНИЕ выпускной кВалификационной РАБОТЫ
2.1. Выбор и утверждение темы.Начальным этапом в работе над выпускной квалификационной работой является выбор темы. Своевременный и правильный выбор темы определяет успех всей последующей работы дипломника.
Тематика ВКР разрабатывается выпускающими кафедрами и ежегодно доводится до сведения студентов. Студенту предоставляется право выбрать любую тему из приведенной тематики. Следует иметь в виду, что тематика является примерной. Студент имеет право предложить собственную тему исследования, обосновав ее целесообразность, необходимость и актуальность. Студенту заочного отделения целесообразно избирать тему, близкую к характеру или направлению его служебной деятельности. Серьезное внимание при избрании темы следует обращать на возможность получения по ней практического материала, доступность нормативных источников, специальной литературы.
Желательно, чтобы тема дипломного исследования являлась продолжением курсовых исследований, выполненных на предшествующих курсах, и позволила использовать фактический материал, собранный при прохождении всех видов практики.
Совпадающие по названию темы дипломных работ не могут повторяться в течении 2-х лет.
Выбрав тему, студент согласовывает ее с научным руководителем и обращается с заявлением об ее утверждении на имя заведующего кафедрой (приложение 1).
Заявление о теме выпускной квалификационной работы подается не позднее чем за три недели до начала преддипломной практики. Изменения в утвержденную тему, в случае необходимости, могут быть внесены только с согласия научного руководителя и по специальному решению кафедры по окончании преддипломной практики, до издания приказа, которым закрепляется выбранная тема и научный руководитель.
Кафедра утверждает состав рецензентов из числа специалистов научных и практических учреждений, преподавателей другого вуза, а так же практических работников правоохранительных органов, имеющих стаж юридической работы не менее 3-х лет.
2.2. Работа с литературой.Для поиска специальной литературы обращаются к библиографическим предметным каталогам (имеющимся в библиотеках). Важно также изучить списки научных работ, ежегодно публикуемых в юридических журналах.
Как правило, в ходе изучения уже найденных источников, поиск литературы расширяется за счет изучения списков литературы в научных источниках (в монографиях, статьях и др.). Подбор литературы по теме выпускной квалификационной работы включает в себя составление картотеки (списка). Правила оформления библиографического списка см. ниже. Составленный библиографический список просматривается научным руководителем, который дает ему соответствующую оценку и в необходимых случаях дает рекомендации по его пополнению.
Серьезное внимание дипломник должен уделить изучению соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих изучаемые им отношения. Особое внимание нужно обращать на внесенные в них изменения и дополнения, ссылка в работе на недействующие нормативные акты является грубейшей ошибкой. В ряде случаев, в зависимости от темы исследования, интерес может представлять анализ имеющихся законопроектов. Такие законопроекты, как правило, публикуются на страницах научных юридических журналов либо размещаются на сайте органов законодательной власти.
Обязательным является использование в работе материалов юридической практики. Без этого невозможно осветить процессы и явления реальной жизни, и, следовательно, написать качественную выпускную квалификационную работу. Исключение могут составлять лишь теоретические и историко-правовые темы. Вид и характер юридической практики зависит от темы работы, т.е. от предмета исследования и тех вопросов, которые составляют ее содержание.
Сбор материалов юридической практики может быть осуществлен путем соответствующих выписок из документов, уголовных, гражданских, арбитражных и других дел, из материалов статистической отчетности и иных источников.
При изучении опубликованных материалов юридической практики обязательно должны быть исследованы две группы источников:
1. Постановления (разъяснения) Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти документы являются итогом обобщений практики применения законодательства по различным вопросам и разъясняют нижестоящим судам порядок и условия применения закона. Они публикуются в специальных изданиях: «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
2. Материалы судебных (гражданских, арбитражных, уголовных), административных и иных дел. Эти материалы подбираются в ходе работы в архивах соответствующих судов и органов, а также при прохождении преддипломной практики. Решения Конституционного Суда РФ, некоторые решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов содержатся в справочных правовых системах «Гарант» и «Консультант-Плюс».
Изучая опубликованные материалы юридической практики, необходимо проследить:
- насколько последовательно и единообразно разрешаются те или иные вопросы органами исполнительной, законодательной и судебной властей,
- какое логическое обоснование дается определенному варианту решения,
- выявить имеющиеся противоречия в разрешении аналогичных вопросов,
- определить, чем они обусловлены.
Следует установить наиболее распространенные и типичные случаи, когда органы власти, применяющие законы, выносят различные решения по однотипным вопросам. В свете сказанного важно отобрать характерные примеры для использования их в качестве иллюстраций.
Кроме того, студенту следует ознакомиться со статистической и иной отчетностью, различными документами, справками, докладами, а затем провести обобщение полученных из различных источников сведений, составив соответствующие таблицы, диаграммы, графики и т.п. Важнейшее значение имеет также использование данных конкретно-социологических исследований деятельности правоприменительных органов.
Сбор материалов практики может осуществляться и путем личного наблюдения, анкетирования, интервьюирования или опроса отдельных категорий специалистов, должностных лиц, участников судебного процесса и др.
К числу литературных источников по теме исследования относятся монографии, сборники материалов научно-практических конференций, сборники статей, комментарии к законам, научные статьи, опубликованные в специальных научных журналах, статьи, размещенные в сети Интернет.
Изучение специальной литературы нужно начинать с работ общего характера, чтобы получить представление об основных вопросах темы, а затем уже вести поиск нового материала. Во всех случаях студенту следует сначала тщательно проработать учебники и учебные пособия.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
· беглый просмотр всего содержания;
· чтение в порядке последовательности расположения материала;
· выборочное чтение какой-либо части произведения;
· выписка представляющих интерес материалов;
· критическая оценка записанного.
Изучая литературные источники, нужно тщательно следить за оформлением выписок. Выписки из текста обычно делаются дословно, в виде цитат. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в выпускной работе. При выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать библиографическое описание источника: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
В процессе изучения литературы у дипломника, естественно, возникают собственные мысли и соображения, которые следует немедленно фиксировать на полях конспекта. Эти записи впоследствии облегчат процесс написания дипломной работы.
Изучение опыта работы правовых учреждений осуществляется по следующим направлениям: сбор и накопление фактов, характеризующих процесс решения вопросов, анализируемых в выпускной квалификационной работе; сопоставление их с выводами литературных источников; формулирование собственных предложений и выработка практических рекомендаций.
В период обучения в университете студент может постепенно подбирать необходимый фактический материал в процессе плановой производственной и преддипломной практики, из материалов периодической печати и опыта своей работы, который может быть использован для отражения содержания избранной темы ВКР.
Результаты изучения теоретического и практического материала и сделанные выводы студент докладывает научному руководителю и с учетом его рекомендаций приступает к написанию окончательного варианта текста и оформлению выпускной квалификационной работы.
2.3. Составление плана.План выпускной квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждой главе. Правильно построенный план работы служит организующим началом в работе студентов, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.
По мере знакомства с литературой по определенной теме формируются вопросы, составляющие ее содержание. На этой основе дипломнику следует самостоятельно составить первоначальный вариант плана и иметь его уже на стадии поиска и изучения источников по теме работы. В этом случае, делая выписки из прочитанного, он одновременно группирует собранный материал и может вовремя заметить, чего ему недостает.
Окончательный план работы составляется после того, как все основные источники изучены и студент полностью охватил тему. План согласовывается с руководителем выпускной квалификационной работы.
Следует иметь в виду, что в процессе работы план можно менять. Можно расширять отдельные главы и параграфы, вводить новые параграфы, другие параграфы можно сократить или исключить.
Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану выпускных квалификационных работ, традиционная структура работы содержит, как правило, введение, основную часть, включающую две-три главы по 2–3 параграфа в каждой, и заключение.
2.4. Написание работы. Собрав и изучив нормативные правовые акты, литературные источники и практический материал, студент приступает к написанию выпускной квалификационной работы.
Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.
При написании ВКР не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, следует выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно раскрыть сущность исследуемой темы.
Если по тому или иному вопросу в литературе встречаются различные точки зрения, то необходимо каждую из них подвергнуть критическому анализу, либо ее отвергнуть, либо полностью или частично принять, показав мотивы, по которым она принимается или отвергается, обоснование (мотивировка) своей позиции должно быть построено в полном соответствии с законами диалектической логики, и с применением сравнительного и системного анализа.
Приводимые примеры из практики должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подкрепления или опровержения развиваемых в работе идей.
Студенту следует иметь в виду, что основная цель работы – раскрытие тех или иных проблем теоретического и (или) практического характера в рамках исследуемой темы и предложение путей их решения. Существенным недостатком выпускной квалификационной работы является ее описательный характер. В зависимости от избранной темы студентом в выпускной квалификационной работе может быть сформулировано свое видение спорных (или недостаточно изученных в юридической науке) теоретических вопросов. Студент может предложить изменения и дополнения действующего законодательства, направленные на устранение выявленных пробелов или противоречий правового регулирования, дать рекомендации судебным и иным государственным органам по применению нормы права, изложить собственное толкование положений законодательства. Значительно повышает ценность работы, а значит, и ее оценку Государственной аттестационной комиссией, творческий подход, проявленный студентом при изучении темы, самостоятельность сделанных выводов.
Излагать материал в выпускной квалификационной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов, кроме общеупотребительных.
Приводимые в тексте цитаты следует тщательно сверить и снабдить их постраничными ссылками на источники. Справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники не принимается к рассмотрению.
Академический этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста, для того чтобы не исказить смысл, который был вложен в него автором.
Общие требования к цитированию следующие:
· текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
· цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения формы и смысла цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется;
· каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с указанными ниже требованиями;
· для значительной экономии текста допускается непрямое цитирование. При этом следует быть предельно точным в изложении мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник. Заключать в кавычки подобным образом цитируемый текст не следует;
· цитирование должно использоваться в разумных пределах, поскольку как избыточное, так и недостаточное цитирование снижает общий уровень работы.
При оформлении цитат необходимо следовать правилам употребления знаков препинания в цитируемых текстах.
Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятых в юриспруденции специальных терминов и понятий. Предложения следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие слова-термины, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание юридического понятия. Поскольку юридическая практика имеет дело с официально-деловой терминологией, то и в выпускной работе без этого стиля обойтись невозможно. Так, например, при разработке конкретных примеров из судебной или административной практики часто употребляются такие термины как «вследствие нарушения», «в соответствии с законом», «согласно постановлению» и т.п. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы. Лучшие выпускные квалификационные работы отличаются не только всесторонним исследованием поставленных в них вопросов, но и формой изложения, хорошим литературным языком.