Проектирование поперечного профиля насыпей подходов

 

Насыпи подходов имеют ширину дорожного полотна в соответствии с категорией автомобильной дороги. Откосы насыпи в нижней части подвержены действию воды до отметки РУВВ+hв с верховой стороны. С низовой стороны действие воды распространяется до отметки РУВВ+ hн.

 

, (3.4.10)

 

где – подпор перед насыпью, определяется по (3.4.2);

– высота набега волны, определяется по (3.3.6).

 

В связи с этим заложение откоса на участке cd (рис. 3.4.4) принимается 1:2.

 

Рисунок 3.4.4 Поперечное сечение насыпей подходов с верховой стороны (левый откос) и с низовой стороны (правый откос): РУВВ – расчетный уровень высокой воды

 

Участок откоса ас имеет заложение сухой насыпи в соответствии с высотой откоса и видом грунта насыпи. Если насыпь высотой более 6 м возводится из глинистых грунтов, то на участке откоса ав заложение 1:1,75, а на участке вс 1:2.

При применении песчаных грунтов m=1,5; n=1,5 в случае крупных и средних песков и m=1,5; n=2,0 в случае мелких и пылеватых песков.

Возможен вариант поперечного профиля насыпей подходов с бермами с верховой стороны или с верховой и низовой стороны (рис. 3.4.5). В этом случае заложение сухого откоса на участке ас назначается по высоте насыпи выше бермы и внизу грунта.

 

 

Рисунок 3.4.5 Поперечное сечение подходов с бермами

 

Бермы обеспечивают возможность съезда на струенаправляющую дамбу и повышают устойчивость откоса.

Укрепление откосов назначают из следующих соображений.

Начало паводка весною сопровождается ледоходом. В это время возможен заход льдин из русла к насыпям подходов с верховой стороны. Сильные ветры вызывают волны, удар которых о поверхность откоса также угрожает его устойчивости. Поэтому с верховой стороны откосы укрепляют монолитным бетоном, сборными бетонными плитами до отметки РУВВ+h. Выше этой отметки откос укрепляют посевом трав по плодородному слою или нетканым геотекстильным полотном (НГ СТ) с семенами трав.

Низовой откос в паводок не подвержен действию льдин. За счет продольного движения воды после моста ветровые волны гасятся и не оказывают влияния на низовой откос. Поэтому низовой откос укрепляют на участки подтопления до отметки РУВВ+0,25 НГ СТ, а на неподтапливаемом участке – посевом трав.

В курсовом проекте приводят два поперечных профиля низких и высоких насыпей подходов. Поперечный профиль высокой насыпи у моста вычерчивается в соответствии с рисунком 3.4.4 или 3.4.5.

На поперечных профилях взамен буквенных обозначений, приведенных на рисунках (3.4.4) и (3.4.5), (3.4.6) указывают цифровые значения.

 

Рисунок 3.4.6 Поперечный профиль низкой насыпи на пойме

Поперечный профиль низкой насыпи приводится для случая, когда ее высота определяется действием воды (РУВВ+hв). При возвышении бровки обочины выше РУВВ+hв на 1,0 м, откос по всей длине принимается с заложением откоса m=2,0.

Поперечные профили вычерчивают в масштабе 1:100, 1:50 на листе формата А4. В основной надписи в графе 3 записывают «Проект мостового перехода», а графе 4 «Поперечные профили насыпей подходов».

 

Чертеж «План мостового перехода»

 

Чертеж «План мостового перехода» формата А4хn выполняется в масштабе 1:1000 или 1:500 в зависимости от размера струенаправляющей дамбы (СНД). Например, длина СНД 270 м при высоте листа А4хn 297 мм можно применять масштаб 1:1000. Если длина СНД 130 м, то подходит масштаб 1:500.

Чертеж «План мостового перехода» включает изображение положений русла, насыпи подходов, струенаправляющей дамбы, срезку поймы.

Мост изображается в виде двух параллельных относительно оси перехода линий. Указывается начало и конец моста, пикетное положение осей опор моста.

План подходных насыпей включает бровки обочин, бермы (при их наличии), подошвы откосов, конуса подходов. Положение подошвы откоса насыпи и конуса подходов определяется высотой откоса насыпи и заложением откоса.

План оси струенаправляющей дамбы вычерчивают по координатам X,Y. Начало координат размещают в корне дамбы (рисунок 3.5.2), пикетное положение которого вычислено ранее. Далее наносят положение бровок СНД и подошвы откосов СНД при m=2,0 и известной высоте СНД, равной разности отметок бровки СНД и поверхности поймы (рисунок 3.5.2).

 

 

Рисунок 3.5.2 Сопряжение СНД и насыпи подходов

 

На пересечении бровок бермы и СНД получают точку а, а на пересечении подошв откосов СНД и насыпи подходов точку в. Откосы СНД и насыпи подходов пересекаются по линии ав.

План начала СНД (голова) проектируют с заложением откоса 1:3.

При наличии срезки шириной на плане мостового перехода наносятся ее контуры: ширина вдоль оси дороги и длина (4 6)* вверх и вниз от оси вдоль кромки русла.

Бровки насыпи подходов относительно оси наносятся параллельными линиями как продолжение границ моста. Положение подошвы откоса относительно бровки рассчитывается в соответствии с высотой насыпи и заложением откоса. На откосе с высотой больше ограничивающей отметки Нп наносится берма шириной 4 м. Показывается укрепление откоса.

Очертание струенаправляющей дамбы наносится по данным расчета, выполненного в § 3.3. Показывается пикетное положение корня дамбы. У подошвы речного откоса показывается рисберма (упор укрепления откоса монолитным бетоном и сборными плитами).

При наличии срезки поймы показывают ширину срезки и длину по данным расчета. Ширина равна разности ширины русла под мостом и бытовой ( ). Длина срезки равна (3 4) .

В основной надписи (рис. 2.6.16 ) в графе 3 записывают «Проект мостового перехода», в графе 4 – «План мостового перехода», М1:1000 или М1:500. план мостового перехода на основе рассмотренных ранее примеров приведен на рисунке 3.4.6.


 

Рисунок 3.5.1 Схема плана мостового перехода

 


Литература

 

1. ТКП 45-3.03-19 (2006) – Автомобильные дороги. Нормы проектирования. – Минск, 2006.

2. ТКП 200-2009. Автомобильные дороги. Земляное полотно. Правила проектирования. – Минск, 2009.

3. ВСН 24-87. Определение максимальных расходов талых и ливневых вод на малых водотоках БССР. Миндорстрой БССР. 1987г. – 15 с.

4. ТКП 45-3.03-232-2011 (02250) – Мосты и трубы. Строительные нормы проектирования. – Минск, 2011.

5. Типовой проект Б3.008.1-2.08. Трубы железобетонные диаметром 500-2000 м для водопропускных сооружений на автомобильных дорогах. Минск. 2008.

6. Типовой проект Б3.503.1-8.04 «Укрепление водопропускных сооружений на автомобильных дорогах». Минск, 2004.