Практическое задание.

1. Заполните таблицу и сделайте вывод.

  Восток в XIII-XV вв. Запад в XIII-XV вв.
Экономическое развитие    
Социальное развитие    
Политическое развитие    
Духовное развитие    

2. Заполните таблицу и сделайте вывод.

  Восточная экспансия в XIII-XV вв. Западная экспансия в XIII-XV вв.
Влияние на экономическое развитие регионов Руси    
Влияние на социальное развитие регионов Руси    
Влияние на политическое развитие регионов Руси    
Влияние на правовое развитие регионов Руси    
Влияние на развитие международных связей регионов Руси    
Влияние на религиозное и духовное развитие регионов Руси    

3. Заполните таблицу и сделайте вывод.

Предпосылки централизации Северо-Восточная Русь Государства Западной Европы Государства Центральной Европы.
Экономические      
Социальные      
Политические      
Внешнеполитические      

4. Сравните процессы централизации во Франции, Англии и Руси по выбранным Вами критериям и сделайте вывод.

5. Докажите, что на рубеже XV-XVI вв. на Северо-востоке Руси образовалось Русское централизованное государство.

6. Сравните Русское централизованное государство рубежа XV-XVI вв. и Древнерусское государство XII в. Сделайте вывод и укажите причины сходства и различий.

7. Заполните таблицу, указав хронологические рамки.

  Северо-Восточная Русь Франция Англия Германия и Италия
Образование национального государства        

8. Заполните таблицу. Сделайте вывод о сходстве, различиях и их причинах.

  Русское централизованное государство к началу XVI в. Западноевропейские централизованные национальные государства к началу XVI в.
Экономическое развитие    
Социальное развитие    
Политическое развитие    
Духовное развитие    

Проблемные методы

Эвристическая беседа на тему

«Образование Русского централизованного государства».

1) Перед студентами ставится познавательная задача: «Доказать, что на рубеже XV-XVI веков на территории Северо-Восточной Руси образовалось Русское централизованное государство».

2) Студентам выдаются соответствующие главы хрестоматии по Истории России.

3) Преподаватель планирует, шаги поиска и расчленяет поставленную задачу на подпроблемы.

4) Студенты порознь осуществляют планируемые преподавателем шаги по поиску ответа на вопрос. Они выслушивают задания, осмысливают их условия, решают одну за другой части задачи, актуализируя свои исторические познания.

Практическое занятие № 4.

Тема:

Россия в эпоху правления Ивана Грозного.

План.

Причины и цели реформ Ивана Грозного.

Реформы «Избранной Рады».

Причины и цели «Опричнины».