Игра как метод воспитательной деятельности старшего вожатого. Типология игры

Стремление ребенка к игре вечно и неистребимо.

Игра – сильнейшее средство развития ребенка.

Она развивает память, внимание, терпение, волю. Игры воспитывают нравственные качества: дружбу, сотрудничество, доброту, терпимость, справедливость и т.п.

Игру как средство создания эмоционально-нравственной атмосферы в детской организации можно рассматривать с пяти сторон: как форму организации жизнедеятельности; игровую модель организации дел; как метод работы; как принцип организации жизнедеятельности; как игровую условность.

1. Как форму организации жизнедеятельности мы рассматриваем игру тогда, когда в основу смены закладываются сюжетно - ролевая, имитационно – сюжетно - ролевая, деловая игра.

2. Игра как модель организации конкретных дел рассматривается при проведении карнавалов, маскарадов, турниров, боев, путешествий, интеллектуальных игр, праздников игры и игрушек, ярмарок забав и развлечений и т.д.

3. Игра как метод работы – важный инструмент в деятельности вожатого. Важно, чтобы вожатые знали игры и владели методикой их проведения. Тогда каждая свободная минута может быть наполнена игрой. Играть можно у столовой, на сборах актива, в актовом зале до начала мероприятия, на спортивной площадке и т.д. поэтому важно знать разнообразные виды и классификации игр.

Назовем некоторые из классификаций по следующим основаниям:

- по задачам, поставленным перед игрой: на знакомство, на сплоченность коллектива, на установление отношений между мальчиками и девочками, на выявление лидеров, на выявление особенностей и т.д.;

- по степени активности детей: подвижные, сидячие, стоячие;

- по месту проведения: на местности, на природе, в помещении, за столом и т.д.;

- по жанру: дидактические, познавательные, трудовые, музыкальные, строительные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки и т.д.

Вожатому необходимо иметь свою игротеку (самим определить классификацию и перечень игр). Игры можно использовать и в качестве корректирующей средства в создании эмоционально-нравственной атмосферы.

4. Игра как принцип должна пронизывать все стороны организации жизнедеятельности, особенно традиционные режимные моменты.

Например, игровые элементы могут присутствовать в зарядке (попадаем – попрыгаем как зайки). Попробуйте организовать дорогу в столовую «задом наперед» и т.д.

Игра как принцип жизнедеятельности может быть использована, например, в традиционной системе дежурства.

Игре свойственна романтика. Поэтому, чем больше игр и игровых элементов вы будете использовать в лагере, тем более эмоциональной будет атмосфера, и более нравственной, так как игре не приемлемы злоба, зависть.

5. Использовать игру в создании эмоционально - нравственной атмосферы можно и как игровую условность.

Дети с рождения живут в мире игр и игровых условностей. Для детей они, с одной стороны, договорные условия относительно чего-то, установленные по соглашению, и понятные только им, с другой стороны, условности – воображаемые, несуществующие или символические, в основном игровые обычаи, порядки, правила, имеющие силу только при тех или иных обстоятельствах, значит, базирующиеся на слове, устном договоре тех, кто условился, или на традициях, уходящих в далекое прошлое.

К игровым условностям С. А. Шмаков относил сигналы, знаки, символы, атрибуты, такие как (с точки зрения способа их воздействия на зрение, слух):

- визуальные (зрительно-видимые): значки и эмблемы, тайные знаки, рисунки на одежде, амулеты, талисманы, знаки различия по субординации органов самоуправления в детском формировании, костюмы, головные уборы, практически особого типа, памятные знаки, знаки – поощрения.

- кинетические (с элементами экспрессии) – это игровые жесты, пластика движений, мимика лица, знаки приветствия: знаки внешнего приветствия друг друга, танцевальные жесты, жесты общности, солидарности, знаки – симптомы, символистические жесты (салют, отдание чести), жесты привлечения внимания (поднятая рука).

- экстралингвистические знаки (с использованием голоса, речи): разнообразные речевые «сигналы» (речевки, считалки, говорилки); прозвища, отражающие имена действительных или вымышленных героев сказок, книг, мультфильмов; речевые приветствия друг друга (добрый день – день добрый); сигналы музыкой, светом; сленг, принятый в детских группах.

 

(Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры.

М.: Новая школа, 1994.)

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное и разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становиться возможным решение больших воспитательных задач – отношения детей друг с другом, усвоение норм жизни в детском возрасте, формирование характера и т.п. Возможности каждого ребенка лучше всего видны, если он участвует в разнообразных развлечениях. Дети играют «в войну», «дочки-матери», футбол и хоккей, «третий лишний» и лапту, шахматы и домино, «морской бой» и т.д. Существуют тысячи разнообразных игр. В основном хороших и полезных. Известны игры, рассчитанные только на конкретный возраст. Есть игры без возраста, в них играют дети и взрослые. Существуют и такие, в которые играют лишь взрослые люди (сложные карточные игры, любовные игры и др.). Считается, что у взрослых игры «для того, чтобы», у детей «потому, что». Есть игры, приходящие и быстро уходящие из практики. Есть игры, восходящие на «Олимп вечности», насчитывающие сотни, а то и тысячи лет своей истории (шахматы, карты, бильярд, футбол, хоккей и др.).

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них творческая изобретательская деятельность. Национальные игры легко усваиваются мировым сообществом. У них фактически нет границ и преград. Игры способны сближать целые народы. Порою «эпидемия» какой-то охватывают целую школу, квартал, город, страну, все цивилизованные страны. Достаточно вспомнить известный кубик-Рубика или аэробику. Дети очень восприимчивы к игровой «инфекции». Стоит, например, ребенку сделать воздушный змей, запустить его высоко в небо, как это послужит сигналом к коллективному игровому творчеству многих детей.

Анализ игр можно проводить на широком историческом фоне, так как они передаются от поколения к поколению. Отдельные игры, даже целые типы игр, не меняются, другие меняются сильно, выделяют варианты. Различные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры. С одной стороны, они могут забываться в силу различных социальных причин, уходить совсем из практики человека, сокращаться количественно; с другой стороны, количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений. Они способны восстанавливаться, возрождаться, как птица Феникс. Игрой могут становиться утилитарные явления прошлого. К примеру, существовавший как атрибут охоты и войны арбалет (метательное оружие, усовершенствованный лук, употреблявшийся до изобретения огнестрельного оружия в средние века и ранее) стал в ХХ столетии аксессуаром досуга, игры, спорта. Правда, известно, что в этом значении его использовали женщины в период Средневековья. В России арбалет был известен как самострел во времена Ивана Грозного. Арбалет как игра возрожден эстонскими спортсменами в конце 70-х гг. прошлого века. В 90-е гг. он распространен в досуговой практике 30 стран; в наше время проведено уже немало международных состязаний, созданы сотни клубов арбалетчиков. Поэтому понятна тенденция разобраться в игровом многообразии, навести здесь «порядок», а именно классифицировать их, создать научно-методическое обеспечение каждого вида, класса игр отдельно.

Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывает серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Но это обогащение может быть противоречивым, на него способны воздействовать принуждения, запреты, мода и т.п. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Но акцентированные игры присутствуют преимущественно в досуге. Они отражают общечеловеческие, национальные, этнографические, географические, исторические и территориальные приметы. Сложность и классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.

Детские игры за весь период советской информации не собирались, не обобщались, и, следовательно, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании». «Действительная психология» и смысл игры противоречивы и многомерны, но в каждой игре (типе, виде, классе) заложены человеческой практикой те «опоры», которые определяют ее место в жизни человека, ее значение и назначение.

Универсальная интрига любой игры – победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы над собой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой. Потому игры так любимы детьми.

В них сфокусированы динамические процессы жизни: устремление к желаемому (перспективы игры), полет мысли, мышечная разрядка, слияние с ритмами природы, «игра случая» и т.д.

 

 

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной стпепни импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Классификация игры – это создать (соединить) порядки игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация игр должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о них точную информацию.

В основе любой классификации присутствуют видовые признаки объекта. Вид – видимое. Вид – одна из таксономических категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, групповой. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариант вида.

Тип – образец, форма чего-либо, единица расчленения, группа предметов, явлений, объединенных внешними или внутренними чертами, стандартность свойств объекта. Тип – обобщенный образ, в данном случае игры.

К понятию «классификация» относят термин (категорию) «класс». Класс – совокупность, группа предметов, явлений, обладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчиненных явлений, нечто устоявшееся, «классическое», общепризнанное, в соответствии с чем идет классификация. Он отражает место объекта в ряду ему подобных.

К понятию «классификация» относят термин (категорию) «класс». Класс – совокупность, группа предметов, явлений, обладающих общими признаками, уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себе подобных, система соподчиненных явлений, нечто устоявшееся, «классическое», общепризнанное, в соответствии с чем идет классификация. Он отражает место объекта в ряду ему подобных.

По отношению к классификации феномена игры, с нашей точки зрения, логичнее всего использовать понятие «вид», именно оно отражает сущность игры, вбирает в себя типы, образцы, формы. Понятие «класс» методологически не существует явлению игры.

Крупнейший авторитет в области детства польский педагог Я. Корчак сетовал на то, что «даже игры, как нечто сезонное, не дождались солидных клинических исследований». Исследовать необозримое количество вариаций, стратегий игр, соответствующих определенным возрастам, или безвозрастных игр действительно очень сложно. И все-таки такие попытки предпринимались.

Мы сошлемся лишь на двух авторов – К. Гросса и А. Гомм. К. Гросс подразделяет игровые явления на четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные. Группировка игр по таким видам построена на разнородных критериях, прежде всего на идее социальной деятельности. Английская исследовательница игр А. Гомм делит все игры на две группы: игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче»

У А. Гомм игры драматические имеют пять горизонтальных приемов оформления: линейное, круговое, арочное. Спиральное и произвольное. По вертикали Гомм разбивает игры на 25 рубрик: игры свадебные; игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые; религиозные; табу; природные» игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением; подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; сбивание масла; угадывание; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятание и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом. Эта классификация дана вне какой-либо логики.

В литературе советского периода классификацию игр В.Всеволодский-Гренгросс, который весь мир игровых явлений разбил на три основных формальных вида, соприкасающихся каждый с собой категорией общественной практики: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Кроме того, кроме того, он выдвигает еще три промежуточных типа: спортивно-орнаментальные, считая их самыми распространенными играми. Гренгросс в своем сборнике «Игры народов СССР» классифицирует по сути народные игры (обозначая их как так называемые народные – С.Ш.), т.е. игры крестьянства и «бывших в угнетении у царского правительства народов», в том классово недифференцированном составе, в каком их понимала буржуазная этнография». Классовый подход Гренгросса научно наивен. Так, драматические игры он делит на 1) игры производственные: охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие, земледельческие, 2) игры бытовые: общественные (война, власть, торговля, школа и др.) и семейные; 3) игры орнаментальные; 4) игры спортивные: простые состязания, состязание с вещью. И все таки в целом работа Гренгросса монографична и содержит большой фактический материал.

Я. Корчак в книге «Как любить ребенка» представляет свое видение разновидностей игр и выделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку силы и знаний. М.С.Коган выделяет «игры как таковые» (игры в прятки, в лапту) и «игры художественные».

Один из системных подходов классификации игр был сделан Е.И.Добринский и Э.В.Соколовым, которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); «по составу и количеству участников» (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); «по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Данные авторы различают игры «по их основной направленности». Они же к особому виду технической игры относят игровые автоматы. Наконец Добринская и Соколов выделяют также игровые методы обучения.

Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально «по этот» материал. В педагогической энциклопедии читаем: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел.

Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:

1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.

2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.

3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Данное деление частично условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.

Каждый блок или вид игр следует различать (что и делается на практике) по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.

По содержанию. Содержание – определяющая сторона игры, как таковой, оно представляет единство составленных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание – это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание – основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги, вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выживания содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».

Круг явлений, за которыми в науке и в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеет право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-пени, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

собственно детские игры всех видов;

игры-празднества, игровые праздники;

игровой фольклор;

театральные игровые действа;

игровые тренинги и упражнения;

игровые анкеты, вопросники, тесты;

эстрадные игровые импровизации;

соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

конкурсы, эстафеты, старты;

свадебные обряды, игровые обычаи;

мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

карнавалы, маскарады;

игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие, как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых программ оказывает телевидение.

Интенсивное использование игр во второй половине ХХ столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры маневры и т.п.). Первые есть собственные игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технологический способ обучения.

По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и в идеологическом аспекте понятия «игры октябрят», «пионерские игры».

Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх – особая рефлексия, особые традиции, особые приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.

Достаточно большое количество игр не имеют жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Следует отметить, что из социального опыта постепенно уходят совместные, вне возрастные игры детей и взрослых.

По степени регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные - игры с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы, игры-аттракционы и др.

К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность проведения в игре, т.е. игры могут быть, к примеру, заданного типа или импровизационными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивного типа или активного, обособленные или открытые и т.п.

Й.Хёйзинга, впервые выдвинувший в литературе игры социального характера – «высшие формы игры», предлагают включить в систему классификации модельно-социальные формы игры: игру-эротику, игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т.д. Ему вторит американский психолог и психиатр Э.Берн (1902-1970), который считает, что природа в процессе эволюции установила достаточно трансакций такого типа, в частности, то, что называют сексом, он считает инструментом игрового поведения, ибо сексуальные игры – это упражнение в сексуальном привлечении, эксплуатации, победе, разрядке, наслаждении. В данном подходе в основе классификации социальных форм жизни – игры лежат «сюжеты жизни»: война, любовь, дипломатия и т.д. В этом плане правомерно говорить о парламентских или политических играх и т.п.

Классификация игр дает основание уточнить системы соподчиненных игр того или иного целевого назначения, позволить ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровым результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т.п. Важно знать, что игра – явление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается импровизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, движением, познанием и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений, в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием – темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека. Но она же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например, выступать в виде "кви про кво" (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица).

Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание труд, общение, с другой – это психофизическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои модельности, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции мы делим все детские игры на следующие виды:

1.Физические и психологические игры и тренинги:

двигательные, (спортивные, подвижные, моторные);

экстатические, экспромтные игры и развлечения;

освобождающие игры и забавы;

лечебные игры (игро-терапия).

2.Интеллектуально-творческие игры:

предметные забавы;

сюжетно-интеллектуальные игры;

дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

строительные, трудовые, технические, конструкторские;

электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры);

игровые методы обучения.

3.Социальные игры:

творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4.Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм, игр неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.