Вопрос 3. Наука как общественный институт. Развитие институциональных форм научной деятельности.

1. Цели социальной политики и ее основные направления.

2. Социальная защита населения.

3. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале ХХIв. заключается в:

а) повышении уровня жизни подавляющей части населения

б) повышении качества жизни

в) росте дифференциации доходов населения

г) росте реальных доходов так называемого среднего класса

д) ослаблении дифферанциации доходов населения

е) смягчении социальных противоречий

4. Социальная политика государства включает:

а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения

б) предоставление финансовых льгот частному капиталу

в) льготное кредитование наукоемких производств

г) сокращение доходной части государственного бюджета

д) регулирование уровня минимальной заработной платы

5. К принципам социальной политики можно отнести :

1) дифференцированный подход к различным группам населения

2) адресный характер

3) социальное партнерство

4) все перечисленное верно

5) все перечисленное неверно

6. Задача. По данным таблицы рассчитайте личный располагаемый доход, млн. руб.

Личный доход домохозяйств
Трансфертные платежи домохозяйствам
Косвенные налоги за вычетом субсидий
Индивидуальные налоги и платежи

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по «Экономической теории»:

1. Предмет и методы «Экономической теории».

2. Базовые экономические понятия. Фундаментальные вопросы любой экономики.

3. Собственность: объекты и субъекты, функции и формы.

4. Государственный сектор в экономике.

5. Частный сектор в экономике.

6. Экономические системы.

7. Рыночная экономика: достоинства и недостатки.

8. Теория потребительского выбора и спроса: два подхода.

9. Кривые безразличия. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия.

10. Спрос: понятие, закон спроса, факторы спроса.

11. Предложение: понятие, закон предложения, факторы предложения.

12. Рыночное равновесие.

13. Эластичность спроса и предложения.

14. Предпринимательство. Предприятие. Коммерческие и некоммерческие организации.

15. Понятие издержек. Бухгалтерские и экономические, явные и неявные издержки.

16. Виды издержек производства.

17. Доход, прибыль, рентабельность производства. Норма рентабельности.

18. Рыночная власть и модели рынков. Совершенная и несовершенная конкуренция.

19. Ценообразование на рынке чистой конкуренции.

20. Ценообразование на рынке монополии.

21. Рынок капитала. Физический и денежный капитал. Ставка процента на капитал.

22. Рынок земли. Цена земли. Виды земельной ренты.

23. Рынок труда: понятие, функции, особенности.

24. Заработная плата: понятие, функции, формы и виды.

25. Понятие национальной экономики.

26. Система национальных счетов (СНС). Валовой национальный продукт (ВНП): понятие, способы расчета.

27. Макроэкономические показатели, производные от ВНП.

28. Совокупный спрос: понятие, факторы.

29. Совокупное предложение: понятие, факторы.

30. Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.

31. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы экономических циклов.

32. Классификация экономических циклов.

33. Инфляция: понятие и виды.

34. Причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

35. Понятие и виды безработицы.

36. Причины безработицы. Государственная политика занятости и регулирования безработицы.

37. Экономический рост: понятие, факторы, ограничители, модели.

38. Роль государства в экономике. Государственный бюджет.

39. Налоговая система и налоговая политика.

40. Деньги и денежная система. Ликвидность.

41. Финансы. Финансовая система.

42. Центральный банк. Система коммерческих банков.

43. Кредитно-денежная политика.

44. Глобализация мировой экономики. Открытость и протекционизм.

45. Платежный баланс. Валютная система.

Вопрос 1. Наука: понятие, признаки, функции. Сциентизм и антисциентизм. О месте научного знания в совокупном знании и о роли научного знания в жизнедеятельности человека и в обществе.

Дата лекции: 2014-10-06

Шафиков: «Наука — различные формы бытия. Форм существует очень много.»

Сегодня наука рассматривается не только как форма деятельности людей. Она выступает в следующих формах:

· Форма деятельности;

· Феномен (компонент) культуры;

· Общественный институт с характерной инфраструктурой: РАН, научно-исследовательские институты, федеральные научные центры &c.;

· Сложный процесс в различных формах (e.g. коллективная, индивидуальная, мозговой штурм &c.);

· Результат процесса — система знаний и научные артефакты;

· Общественная ценность.

Исходя из сказанного, наука имеет черты, характерные лишь ей.

Наука — форма знания, представляющая собой систему теоретических знаний, ориентированных на адекватное отражение действительности с целью постижения истины и открытия общественных законов.

Признаки науки:

· Системность;

· Теоретичность;

· Объективность;

· Направленность на познание истины;

· Предметность науки;

· Ориентация на изучение законов и закономерностей.

Наука как сложный и неоднозначный феномен ставит своей конечной целью предвидение процесса преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Это преобразование всегда определяется сущностными связями, то есть законами изменения и развития объекта. Поэтому основная задача науки — выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Применительно к процессам преобразования природы, эту функцию выполняют естественные и технические науки. Процессы изменения социальных объектов исследуются общественными науками.

Отличие науки от других форм человеческого освоения действительности (например, искусства, выражающего ценностное отношение человека к предмету) — особенности жизнедеятельности человека, создающего знание, его ценностные установки — не входят непосредственно в состав порождаемого знания. По определённым законам (Ньютона &c.) нельзя судить о том, что любили или не любили первооткрыватели этих законов. Правда, сказанное не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации учёных не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. В этом смысле процесс научного познания обусловлен многочисленными факторами социокультурного характера. В современности, к сожалению, это начинает играть бо́льшую роль (табу в экономике, борьба традиций и меньшинств &c.).

Шафиков — материалист диалект. толка, считает, что сознание — материального рода. Личностная позиция: сознание — духовно-энергетического[sic] рода.

В современном мире идёт тенденция нациосоциогенной[sic] инженерии.

Отличительные признаки научного познания ещё:

· объективность;

· предметность.

Противоречие субъективности и объективности науки в том, что ничего объективного не можем воспринять.

Мама на языке древнеиндийского племени — груди. Первоначально данные имена сильно субъективны. Далее с научным познанием происходит движение в сторону меньшей субъективности, приближает знание к объективной действительности.

В диссертации следует определиться с объектом и предметом исследования.

Объективность исследования — наличие объекта исследования.

Предмет должен иметь отношение к использованию в жизнедеятельности человека.

Нацеленность науки на изучение объектов позволяет науке осваивать (даже создавать) те предметы, которые могут стать предметами массового практического освоения в будущем.

Наука изменила предметы благодаря своей объективности.

Субъективность тяжело определить.

Сложности определения: определение можно дать чётко, если мы определяемому можно что-то противопоставить (белое-чёрное). Раньше определяли материю через материальное (атом &c.) — тавтология. Новое время: материя — свойства (протяжённость, тяжесть, плотность &c.). Потом противопоставление: материальное-нематериальное. Материя — философская категория (имя), обозначающая объективную реальность, то есть реальность, которая начхать хотела на субъектов [Ленин]. Материя — то, что вне сознания. Материя — то, что вне сознания [Ленин].

Для Шафикова сознание — это не субъективность. Субъективность, применительно к Шафикову — то, что индивидуально, единично. Субъективное также можно понимать как авторское (αὐτο — моё). Объективность науки в том, что содержание науки и современные тенденции её развития во многих отношениях плевать хотели на Шафикова, нравится ли ему, признаёт ли он её.

Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта. В ходе этой подготовки необходимо выработать ориентации, прежде всего такие, которые стимулировали бы научный поиск.

e.g. заинтересовались субъективностью, разворачиваем научный поиск. Также понятия дух, душа требуют изучения.

Научный поиск должен руководствоваться двумя установками: самоценностью истины и ценностью новизны.

Диссертации желательно иметь отношение к истине.

История из жизни: коллега написал диссертацию «Марксизм как светская религия». Научность и популярное изложение не следует путать. Автору следовало формировать новые категории, т.к. категории марксизма и религии до этого не пересекались.

Коллега ввёл понятие «Субъективная объективная субъективность», e.g. бог и «объективная субъективная объективность», e.g. наука.

Коммунизм — не конечное состояние. Это состояние общества, которое постоянно совершенствуется. С точки зрения марксистского понимания.

Работая над новизной, надо попытаться, во-первых, мысль, являющуюся относительно новой, выработать. Мысль и языковая форма не всегда тождественны. Необходимо ставить себя на место других и исходить не из мысли, а из языковой формы. Мысль → языковая форма → мысль. Последняя ступень здесь должна быть чёткая, особенно в моментах новизны.

В научных исследованиях выдвигается также требование честности (недопустимости фальсификаций и плагиата). Наука может исследовать любые феномены. Если же наука не может сконструировать предмет, не может дать картину его естественной жизни, определяемой сущностными связями, тогда наука бессильна и её познавательные притязания исчерпываются. Иначе говоря, предметность науки выражает одновременно её безграничность и ограниченность.

Если предмет не может быть определён наукой, то извините.

Человек как субъект научно-познавательной деятельности не в состоянии в научном знании охватить всю предметную действительность. Отчасти, отталкиваясь от этого, сформировались многочисленные антисциентистские концепции (антисциентизм — anti- — противо-, scientia — наука), отрицающие роль науки и возможность научного познания, более того, негативно характеризующие её результаты и достижения. Антисциентисты возлагают на науку ответственность за глобальные проблемы, требуют ограничить прогресс, предлагая возврат к традиционному обществу.

Однако, в современных условиях и в системе тех параметров, что характеризуют современное человечество (например, уровня жизни, удовлетворения потребностей), в условиях продолжающего роста человеческой популяции на планете, отказ от достижений НТП, а значит и науки, невозможен.

Тэтчер заявила в обнимку с Ельциным, что российское производство(?) может обеспечить 15 миллионов населения (на самом деле нет).

Решение этой проблемы заключается, с точки зрения сциентизма, в придании НТП более гуманистического измерения на основе перехода к новому типу научной рациональности. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо исследовать генезис, механизмы, исторический процесс изменения, типы научной рациональности, его современные тенденции.

Шафиков связывает захоронения в Украине с антисциентизмом.

Нужно работать в направлении демографического регулирования, сохранения и улучшения нормального общежития.

Общественные явления: бомжи, беспризорники — говорят о проблемах гуманистического устройства общества.

Сциентизм предлагает решения проблем гуманистического устройства общества.

Вопрос 2. Наука как развивающееся явление: кумулятивное и некумулятивная модели развития научного знания. Экстернализм и интернализм. О причинах и механизмах развития научного знания.

Дата лекции: 2014-10-06

История науки является сравнительно молодой научной дисциплиной, возникшей лишь в конце XIX века. В 1892 году была открыта первая кафедра истории науки. Её возникновение стало тем, что, став мощным фактором общественного развития, наука стала привлекать к себе внимание исследователей. Для выявления сущностей науки, построения теорий о науке, наработки содержания истории и философии науки потребовалась определённая эмпирическая база. Её могло предоставить только специальное историческое исследование. Первым таким исследованием, получившим мировое признание, стала работа французского философа и историка науки Александра Койре «Этюды о Галилее», 1939. Наибольшую популярность обрела работа американского физика и историка науки Томаса Куна «Структура научных революций», 1962.

История науки может быть рассмотрена как: раздел истории культуры, раздел конкретных научных дисциплин (физики, биологии), раздел философии науки. Для нашего курса особый интерес подход истории науки как раздела философии науки. Если предмет философии — отношение человека к миру, целью философии науки — построение научной картины мира, то предмет истории науки — генезис составляющих научной картины мира.

Является = понимается

Для выявления механизма формирования научной картины мира необходимо знать:

· Хронологический порядок возникновения важнейших научных теорий и открытий.

· Механизм построения этих теорий (подходы, ссылки на что).

· Логику развития теорий.

· Влияние мировоззренческих и социокультурных факторов на их становление (состояние общества, идеология &c.).

Карл Поппер: открытое общество, социодеятельностная[sic] основа общества. Шафиков её критикует.

Общество — устойчивая сеть взаимосвязей между общественными формами совместной деятельности людей. Общество самодостаточно и конкурентоспособно, если оно имеет целостную систему взаимосвязанной общественной деятельности людей.

Методологические особенности анализа истории науки:

1. Как и всякое историческое исследование, исследование в области истории науки тоже заключает в себе неизбежную противоречивую дилемму: презентизм и антикваризм.

a. Презентизм требует рассмотрения исторических событий с точки зрения настоящего.

b. Антикваризм, наоборот, требует рассматривать исторические события с точки зрения понимания современников события.

2. Есть ещё два подхода с точки зрения анализа движущих сил: экстернализм и интернализм.

a. Экстерналисты: наука развивается благодаря воздействию внешних факторов, включая социоэкономические (гранты, фонды). Финансируется наука запросом.

b. Интерналисты: наука развивается благодаря внутренним источникам, главным из которых является творческое мышление учёного.

В современной философии науки преобладают точки зрения презентистов и интерналистов. Это вписывается в наиболее модную философскую герменевтику.

К настоящему времени в философии науки существуют три модели описания истории становления науки:

· Кумулятивная, согласно которой история науки — процесс постепенного и непрерывного накопления научных знаний.

· Некумулятивная: история науки — процесс революционного изменения научных знаний.

· Ситуационная: история науки — совокупность неповторимых частных ситуаций.

Исходя из некумулятивной (не всё идёт гладко и накопительно) модели становления науки, основываясь на презентистской и интерналистской точках зрения, историю науки можно разбить на периоды:

1. Генезис науки:

1.1. Протонаука (10000 BCE — 7 век BCE). Возникают первые рационалистические элементы среди мифологии.

1.2. Преднаука (6 век BCE — 5 век CE). Возникает рационалистическая картина мира.

1.3. Схоластическая наука (6 — 14 века CE).

2. Классическая наука (15 — 19 века CE).

3. Неклассическая наука (≈1850 CE — ≈1950 CE).

4. Постнеклассическая наука (≈1950 CE — · Сейчас).

Нужен философский подход, а не меркантильно-потребительское микромирное понимание своих интересов.

Также нужно сверхгуманистическое отношение к бытию.

Для этого нужно много работать.

Вопрос 3. Наука как общественный институт. Развитие институциональных форм научной деятельности.

(РАН, НИЦ &c.)