Области применения некоторых рекомендуемых переходных посадок

 

В сопряжении могут получаться как зазоры, так и натяги.

Ø Применяются только в точных квалитетах - с 4-го по 8-й.

Ø Используются как центрирующие посадки.

Ø Предназначены для неподвижных, но разъемных соединений, так как обеспечивают легкую сборку и разборку соединения.

Требуют, как правило, дополнительного крепления соединяемых деталей шпонками, штифтами, болтами и т.п.

Посадки H/js; Js/h- «плотные». Вероятность получения натяга P(N) ~ 0.5...5%, и, следовательно, в сопряжении образуются преимущественно зазоры. Обеспечивают легкую собираемость.

Посадка H7/js6 применяется для сопряжения стаканов подшипников с корпусами, небольших шкивов и ручных маховичков с валами.

Посадки Н/k; K/h- «напряженные». Вероятность получения натяга P(N) ~24...68%. Однако из-за влияния отклонений формы, особенно при большой длине соединения, зазоры в большинстве случа­ев не ощущаются. Обеспечивают хорошее центрирование. Сборка и разборка производится без зна­чительных усилий, например, при помощи ручных молотков.

Посадка Н7/к6 широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами.

Посадки Н/т; M/h- «тугие». Вероятность получения натяга P(N) ~60...99,98% . Обладают высо­кой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разби­раются, как правило, только при ремонте.

Посадка Н7/т6применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с вала­ми; для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу

Посадки Н/n; N/h - «глухие». Вероятность получения натяга P(N) ~88...100%. Обладают высо­кой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях: приме­няются прессы. Разбираются, как правило, только при капитальном ремонте.

Посадка Н7/п6применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, муфт, кри­вошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, штифтов и т.п.

 

 

Рекомендации по выбору посадок гладких соединений

1. В первую очередь следует выбирать посадки для наиболее ответственных и точных сопряжений, определяющих качество работы узла. Например, на узле вначале выбираются посадки подшипников качения, затем по­садка зубчатого колеса на вал и посадка стакана в корпусе, а уже затем посадка, связанная с уста­новкой уплотнения, посадка проставочного кольца и крышки подшипника.

2. При назначении посадок необходимо применять соответствующие стандарты и нормативно-технические документы, устанавливающие виды посадок, предельные отклонения и порядок их вы­бора. Например, выбор посадок подшипников качения, посадок типовых соединений (шпоночных, шлицевых, резьбовых и т.д.), назначение предельных отклонений для деталей уплотнительных элемен­тов, сопрягаемых со стандартной манжетой и т.п.

3. Перед выбором посадки необходимо определить:

Ø характер сопряжения (подвижное или неподвижное),

Ø основные конструктивные требования, предъявляемые к сопряжению (скорость относительно­го перемещения деталей, компенсация погрешностей монтажа, необходимость центрирования сопря­гаемых деталей или величина и характер нагрузок, передаваемых сопряжением).

1. После выбора вида посадки необходимо решить вопрос о точности выполнения сопряжения. При этом не следует забывать, что излишне высокая точность выполнения деталей ведет к значи­тельным и неоправданным затратам при их изготовлении.

Выбор квалитета зависит:

Ø от точностных требований непосредственно к сопряжению;

Ø от типа выбранной посадки, например, при применении переходных посадок изменение квали­тета незначительно;

Ø от точности, обусловленной эксплуатационным назначением механизма или машины в целом, особенно это относится к ответственным сопряжениям, например, точность сопряжения деталей в коробке скоростей прецизионного станка может значительно отличаться от точности посадок анало­гичных деталей в коробке скоростей трактора.

В общих чертах можно указать на следующее применение квалитетов.

Квалитеты 4-й и 5-йприменяются сравнительно редко, в особо точных соединениях, требую­щих высокой однородности зазора или натяга (приборные подшипники в корпусах и на валах, высоко­точные зубчатые колеса на валах и оправках в измерительных приборах).

Квалитеты 6-й и 7-йприменяются для ответственных соединений в механизмах, где к посадкам предъявляются высокие требования в отношении определенности зазоров и натягов для обеспече­ния точности перемещений, плавного хода, герметичности соединения, механической прочности со­прягаемых деталей, а также для обеспечения точной сборки деталей (подшипники качения нормаль­ной точности в корпусах и на валах, зубчатые колеса высокой и средней точности на валах, подшип­ники скольжения и т.п.).

Квалитеты 8-й и 9-йприменяются для посадок при относительно меньших требованиях к одно­родности зазоров или натягов и для посадок, обеспечивающих среднюю точность сборки (посадки с зазором для компенсации погрешностей формы и расположения сопрягаемых поверхностей, опоры скольжения средней точности, посадки с большими натягами).

Квалитет 10-йприменяется в посадках с зазором и в тех же случаях, что и 9-й, если условия эксплуатации допускают некоторое увеличение колебания зазоров в соединениях

Квалитеты 11-й и 12-йприменяются в соединениях, где необходимы большие зазоры и допус­тимы их значительные колебания (грубая сборка). Эти квалитеты распространены в неответственных соединениях машин (крышки, фланцы, дистанционные кольца и т.п.).