Интеллект

Уникальным достижением научного интеллекта является принципиальное объяснение природы сознания, ядром которого выступает интеллект. Современный интеллект, таким образом, в принципиальных чертах привел к осознанию своей собственной природы.


Основное содержание объяснения природы сознания можно свести к следующим основным моментам.

Объяснение сущности сознания, интеллекта возможно только на основе научной концепции мира и человека. Сознание - важнейшая, вслед за способностью к труду, сущностная черта человека. Философская концепция сознания опирается на эмпирический и теоретический материал всей системы наук, в особенности психологии и физиологии высшей нервной деятельности, анатомии, антропологии, биологии.

С психологической точки зрения сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Целью философии является выяснение наиболее общей природы (сущности) сознания, которая проявляется в отношении сознания к материальному миру. С позиций научной философии сознание - высшая форма отражения, возникающая в результате бесконечного развития материи и осуществляемая наиболее высоко организованной материей - человеком.

Сознание, как сущностное свойство человека, возникает закономерно и имеет всеобщие предпосылки в самой природе материи. Такая предпосылка была определена В.И. Лениным как свойство отражения, присущее всей материи и родственное ощущению (63). В отечественной философской науке свойство отражения получило весьма обстоятельное исследование. Открытие свойства отражения, как одно из действительных крупных философских открытий, своеобразным образом предварило появление полстолетия спустя понятия информации, возникшего в том же направлении мысли, но имеющего конкретно-научный характер. Это открытие - одна из ярких иллюстраций творческого потенциала научной философии, который в последующем получит несомненно более широкое развитие.

Весьма важным моментом концепции сознания, интеллекта в научной философии выступает понятие познавательного отражения, сознания как отражения объективной реальности. В научной философии оно до определенного теоретического уровня раскрывается с помощью понятия субъективного образа объективного мира, противопоставляемого знаку. Лениным показано, что ощущения, представления, понятия, теории, как субъективные образы объективной реальности, находятся в отношении сходства с предметами, в то время как знак - в отношении формального условного соответствия, несходства.

В советской философской науке 60-70-х гг. были предприняты попытки разъяснить понятие сходства с помощью понятий математики, логики, физики, теории информации. Так, была сделана попытка представить сходство образа и оригинала с позиций критериев


“физического подобия”. Однако совершенно ясно, что мысленный образ не находится в отношении физического подобия, поскольку он есть духовное, а не физическое явление. Ряд авторов трактовали сходство образа и оригинала как взаимно-однозначное, изоморфное, гомоморфное и т.д. соответствие, хотя эти понятия выражают лишь чисто формальное соответствие множеств, и с этих позиций сознание оказывается лишь системой знаков, ничего не отображающих в реальной действительности. Наконец, давалось определение сознания как процесса получения информации,- что представляло собой чисто позитивистскую попытку замены философского понятия отражения частнонаучным, причем достаточно простым, понятием информации.

Все указанные попытки основывались на игнорировании того, что сходство образа и оригинала должно пониматься как универсальное. Понятие сходства образа и оригинала фиксирует способность сознания, интеллекта воспроизводить бесконечное многообразие качеств, свойств сущностей вещей. Понятие сходства в научной философии включает в себя признак бесконечности. Бесконечность, вполне в соответствии с требованиями Гегеля, включается в теорию не только внешнего мира, но и сознания, интеллекта, что самому Гегелю сделать не удалось.

Наилучшим образом в классической марксистской литературе сходство образа и оригинала определяется через способность сознания воспроизводить мир таким, каким он является на самом деле, без всяких посторонних прибавлений. Это кажущееся простым определение самой сути сознания, познания, интеллекта содержит весьма глубокую мысль, которая остается не замеченной банальным мышлением, тяготеющим к употреблению “очень научных” (при этом дилетантски понятых) понятий взаимно-однозначного соответствия, изоморфизма, информации и т.д.

Специфическая природа сознания, психического вообще определяется как идеальная. Если у Гегеля по сути дела нет никакого ясного определения идеального, впрочем, как и у современных западных конкурентов диалектического материализма, анализа его содержания, структуры, функций; если идеальность, как мы уже отмечали, понимается Гегелем как существование конечного в бесконечном “в снятом виде”, то в научном материализме дается глубоко структурированное понятие идеального, разработаны способ, процедуры определения понятия идеального, имеющие свои онтологический, гносеологический, логический и семантический аспекты. По соображениям краткости мы рассмотрим далее лишь самые главные моменты конструирования понятия идеального(64).

Понятие идеального, как универсальной противоположности


материи, формулируется в диалектическом материализме через противопоставление и отождествление (в известном смысле) материальному. Процедура выведения понятия идеального - своего рода “перевернутая” процедура определения материи. В основе этой процедуры лежит положение о том, что материя и сознание, материальное и идеальное

- предельно широкие понятия философии, которые можно определить только через противопоставление и сопоставление друг другу, вне которых эти понятия теряют всякий смысл. Это противопоставление, как уже отмечалось, не является чисто формальной процедурой, его суть в том, что оно прилагается к двум массивам фактов, относящихся к внешнему и нашему внутреннему миру, благодаря чему первый дает основание понятию материи, второй - сознания, идеального. Противопоставление материального и идеального, как уже рассматривалось, имеет абсолютный и относительный характер, предполагает родство, сходство, тождество материального и идеального в определенных отношениях.

Противоположность материального и идеального выступает в трех основных отношениях: 1. Сознание - бесконечный развивающийся мир;

2. Сознание - высокоорганизованная материя - человек; 3. Сознание -материальный мир как объект отражения.

Научный материализм раскрыл ошибку вульгарного материализма в его различных, включая достаточно тонкие современные, формах. Ленин в параграфе книги “Материализм и эмпириокритицизм” под названием “Как мог И. Дицген понравиться реакционным философам?” показал, что утверждение о материальности сознания приводит к ликвидации обоих понятий - материи и сознания.

Важным моментом материалистического понимания материального и идеального является идея взаимного перехода материального и идеального. “Мысль о превращении идеального в реальное, - писал Ленин,

- глубока; очень важна для истории... Различие идеального от материального тоже не безусловно” (65).

Маркс дал знаменитое определение идеального как материального, “пересаженного в человеческую голову и преобразованного в ней” (66).

Современный материализм весьма существенно углубил это понятие идеального, рассматривая его в контексте конкретно-всеобщей теории, концепции единого закономерного мирового процесса. Идеальное

- это предмет, существующий не в своей конкретно-чувственной форме, своем собственном конкретном материальном субстрате, а на базе универсального субстрата - человека.

Идеальное - это форма, в которой реальные вещи получают свое второе существование, вторую реальность. В силу того, что человек, как


форма материи, несет в себе всеобщее, является аккумуляцией бесконечного многообразия реального мира, на базе человека, как универсального материального субстрата, могут воспроизводиться любые качества бесконечно многообразного мира. Универсальный материальный субстрат человека выступает, таким образом, заместителем любых материальных субстратов бесконечного мира.

Понятие идеального, как и его материальной основы, в научной философии включает в себя признак бесконечности. Научный интеллект, следовательно, в отличие от Гегелева, смог включить в себя бесконечность и в рассматриваемом аспекте.

Идеальное, как универсальная, бесконечная форма, есть принадлежность сознания, психического вообще. В рамках сознания, психического как явления, роль идеального, как формы, заключается в том, что идеальное служит заместителем конкретных материальных субстратов: вещи, явления, качества могут получать второе существование в сознании лишь в идеальной форме, замещающей их конкретный материальный субстрат.

Концепция идеального позволяет, далее, сформулировать ряд философских проблем, затрагивающих природу сознания. Проблема происхождения сознания, психического вообще выступает теперь как проблема возникновения такого материального субстрата, который приобретает универсальный характер и, следовательно, способность воспроизводить мир в идеальной форме.

Изложенная ранее вкратце концепция единого закономерного мирового процесса позволяет в принципиальных чертах вывести возникновение такого универсального субстрата и, следовательно, вывести идеальное из бесконечного мирового процесса. Как мы уже писали, впервые попытку выведения идеального из мирового процесса предпринял Гегель, однако она оказалась, как известно, во многом иллюзорной. Не рассматривая такого процесса выведения в развернутом виде (опять-таки по соображениям краткости), отметим, например, что в развитии отражения обнаруживается ряд закономерностей, которые с необходимостью приводят к возникновению идеального как продукта всего бесконечного мирового процесса.

Одной из важнейших закономерностей мирового процесса, обусловливающей возникновение универсального субстрата, является аккумуляция содержания в процессе развития, впервые описанная Гегелем применительно к развитию мировой идеи.

Непосредственным образом возникновение идеальной формы объясняется тем, что живая материя не может существовать (с


определенного момента своей эволюции), не отображая многообразные качества внешних объектов. На уровне раздражимости отображение, в его материальной форме, стирает все внешние качества, редуцирует их к оценке: полезные - вредные. Психическое возникает тогда, когда живое начинает воспроизводить внешние качества как таковые, без редукции. Но такое отражение невозможно в материальной форме, поскольку это означало бы повторение внешних предметов в виде таких же материальных предметов, или моделей, в живой материи, что просто абсурдно. Поэтому способность отображения любых качеств внешних предметов возможна только в универсальной нематериальной форме, в форме идеального, на базе универсального материального субстрата, глубоко родственного генетически всему многообразию качеств материального мира.

Проблема сознания и его носителя или демиурга, творца выступает как проблема универсального субстрата и его конкретных особенных свойств. Такой подход позволяет решить целый ряд сложнейших теоретических проблем, в частности, психофизиологическую проблему.

Проблема сознания как свойства, функции или продукта высокоорганизованной материи имеет ряд уровней, каждый из которых вносит свое содержание в решение целостной проблемы. Игнорирование различий этих уровней - одна из причин ряда существенных ошибок в решении проблемы сознания, психического.

Сознание есть деятельность или свойство человека как социального существа. Эта формула была четко изложена Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. Поскольку непосредственным носителем сознания является мозг, общая формула может быть редуцирована к более простой: сознание - свойство, функция, продукт мозга. В определенной мере эта формула верна, однако содержит существенное упрощение, так как сознание имеет социальную природу, а мозг - на порядок проще - биологическую. Подмена основной формулы редуцированной, допускаемая многими учеными, была использована одним из крупнейших физиологов XX в. Ч. Шеррингтоном для обоснования дуалистической идеи души как носителя и творца сознания.

В своей знаменитой книге “Man on His Nature” (1940) Шеррингтон утверждал, что мозг, как. “энергетическая система”, обладающая корпускулярной (“гранулярной”) структурой, слишком прост для того, чтобы рассматриваться в качестве органа мысли. Последним необходимо считать душу, или дух (Mind). Ошибка Шеррингтона имеет довольно тривиальный, с позиций научного философского интеллекта, характер. Конечно, “энергетическая система” не может мыслить, поскольку она есть


физическая система. Для такого вывода не требуется слишком много философии. Однако мозг - это биологическая система, но и она, с точки зрения научной философии, не является творцом сознания. Мыслит человек при помощи мозга, сознание - свойство, функция, продукт человека как социального существа, социальной материи. Однако мозг -это непосредственный носитель мысли и имеет самое непосредственное отношение к продуцированию сознания.

Вторая редукция отношения сознание - человек выражена в психофизиологической проблеме. Сознание, психика вообще органическим образом зависят от материальных физиологических процессов мозга. В истории науки выдвигались различные психофизиологические концепции: независимости души от тела, тождества души и тела, психофизиологического параллелизма, взаимодействия, монизма, энергетическая, рефлекторной природы психики. И.М. Сеченов и И.П. Павлов сформулировали концепцию физиологических основ психики, которая была основательно разработана также в советской философской науке. В рамках этой концепции исследованы основные взаимосвязи психического и физиологического -зависимость психического от своей физиологической основы, относительная самостоятельность психического, как высшего, имеющего свои специфические законы, ведущая роль психического по отношению к физиологическому как высшего регулятора поведения и физиологических процессов (68).

Весьма интересным моментом психофизиологической проблемы выступает психофизиологический парадокс, не получивший еще общепризнанного решения в психофизиологии и философии (69). С этим решением, однако, связано существенное продвижение в области теории психического.

Психическое и физиологическое - две, высшая и низшая, деятельности или функции материального мозга. Психическое не может поэтому рассматриваться как функция или свойство физиологических процессов, вопреки неоднократно высказываемому в отечественной науке утверждению. Физиологические процессы выступают лишь в качестве необходимой основы или фундамента, на котором осуществляется более сложная, идеальная по своей природе, психическая деятельность. Научная концепция сознания, психического вообще дает, таким образом, ключ к решению психофизиологической проблемы, одной из наиболее важных пограничных проблем современной науки. Ничего подобного мы не найдем в наиболее крупном предшествующем типе интеллекта - Гегелевом.


Характеристика сознания, психики, интеллекта как идеального является неполной. Идеальное - это форма, в которой существует объективное содержание, почерпнутое сознанием из объективного мира, т.е. то, что и есть собственно отраженное В сознании. В сопоставлении с объективным содержанием идеальное выступает как субъективное, а сознание в целом - как субъективный образ объективного мира.

Понятие субъективного - одно из наиболее часто употребляемых при характеристике человека, психики, сознания. Однако в философии Гегеля это понятие, занимающее весьма важное место в его концепции духа, не имеет ясного и хорошо структурированного смысла. Не лучше обстоит дело и в современной “философии жизни” — экзистенциализме.

В научной философии дана основательная разработка проблемы субъективного, наиболее важные моменты которой мы изложим вкратце.

Обычно субъективное определяют как то, что свойственно человеку. Однако это определение указывает скорее адрес субъективного, чем его позитивные признаки. Человеку свойственны и физиологические процессы. Более точным и определенным является определение субъективного как той стороны психического, сознания, интеллекта, которая остается “за вычетом” объективного содержания. Однако и это определение нуждается в дальнейших уточнениях.

Субъективное - другое определение идеального. Оно выступает, следовательно, в качестве формы, в которую облекается объективное содержание.

Субъективность сознания, психического, интеллекта заключается, далее, в их особом, уникальном свойстве или способе существования -непосредственной данности человеку и недоступности для постороннего наблюдателя, для другого человека. Эта замкнутость психического в себе образно была определена А. Бергсоном: психический мир - “закрытый сад”, в который имеет доступ только его владелец. Субъективная замкнутость психического мира была чрезмерно преувеличена и абсолютизирована субъективным идеализмом, включая его современную разновидность - экзистенциализм. В силу этого внутренний мир человека превратился в единственную реальность - способ мышления реальности, далекий от научного интеллекта.

Непосредственная данность психического, сознания, интеллекта субъекту, их относительная замкнутость составляет своеобразное и богатое свойство, обусловливающее глубинные особенности духовного мира. Благодаря субъективности внутренний духовный мир получает существенную обособленность, автономность, свободу, что позволяет ему


оформиться в единое целое как внутренний микрокосм, своеобразно отображающий космос. Конечно, в еще большей степени это единство и автономность обусловлены объективным содержанием, однако субъективная форма выполняет здесь весьма важную роль, делает возможным концентрацию этого единства в целостный микрокосм. Субъективная обособленность позволяет сформироваться внутренним убеждениям, нравственным принципам как внутренним детерминантам поведения человека. Субъективная замкнутость - одно из коренных условий свободы человека, хотя последняя, разумеется, далеко не сводится к духовному компоненту.

Субъективная замкнутость - один из важнейших факторов индивидуальности человека, процесса индивидуализации. Если развитие материи в определенном отношении выступает как автономизация и индивидуализация отдельного бытия, то возникновение психики, идеального представляет собой весьма важный этап этого процесса. Наличие развитого духовного мира, духовного микрокосма - одно из важнейших отличий человеческой индивидуальности от биологической.

Формирование индивидуальности, связанное с субъективностью, не является совершенно автономным процессом. Выделение человека как духовной индивидуальности определяется его формированием как обособленного, индивидуального материального существа. Важнейшим средством и механизмом такой индивидуализации выступает материальная трудовая деятельность человека, которая является главным фактором формирования человека как социального существа, его выделения из животного мира.

Субъективное, далее, выступает в виде определенных реальных черт, реального содержания, присущего каждой форме психического, сознания, интеллекта. В ощущении цвета субъективное - это та “примесь”, то содержание, которое в непосредственном синтезе с объективными качествами, отображаемыми ощущениями цвета, образует красное, синее, зеленое и т.д. как таковые. Красное - это не объективное качество и не субъективный феномен, оно есть синтез субъективного и объективного. Природа психического такова, что оно может отображать объективные качества вещей только в синтезе с субъективными “добавлениями”. Ощущение - не прозрачное стекло, через которое мы прямо “видим” объективное качество вещи. В ощущении, восприятии, чувственном познании вообще мир воспринимается в субъективной “упаковке”, которая должна быть “снята” в понятии, в свою очередь “пакующем” логически мыслимый мир в логическую субъективную форму. Каждая историческая форма интеллекта характеризуется своеобразной субъективной формой


мышления.

Своеобразные субъективные моменты, выступающие в синтезе с объективным содержанием, присущие каждой форме психического, изучены еще совершенно недостаточно.

Степень слитности субъективного и объективного в каждой форме психического нельзя абсолютизировать. В процессе перехода от ощущений к более сложным формам отражения объективное содержание все более отделяется, дифференцируется от субъективной формы, без чего процесс познания был бы невозможен. Процесс познания представляет собой раздвоение единого отражения на противоположные стороны -объективное и субъективное. Так, непосредственно в “красном” мы никогда не сможем разделить субъективное в объективное. Фигурально выражаясь, непосредственно в ощущении мы не можем знать, где мир, а где мы сами. Процесс познания от его низших форм ко все более высоким представляет собой выделение, вычленение из целостного субъективного образа объективного мира его действительного объективного содержания.

Уже в восприятии из целостных образов “красного”, “сладкого”, “твердого” и т.д. в сферу осознания выходят предметность, пространство, время, движение, объективность вещей.

Субъективная обособленность явлений психического мира имеет относительный характер. Внутренняя замкнутость “закрытого сада” нашего духовного мира раскрывается вовне посредством деятельности, языка и искусства. Не воспринимая непосредственно психики другого человека, мы познаем субъективный мир других людей, да и свой собственный, через его выражение в деятельности, поведении, поступках, речи, произведениях искусства. Опосредствованная “раскрытость” психического мира для других людей - родовая сущностная черта человека, обусловливающая коренной способ существования индивидов и общества.

Субъективная замкнутость внутреннего мира человека является одним из условий достоинства, свободы и независимости человеческих индивидов. В современном обществе, в связи с колоссальным развитием средств влияния на человеческую психику, в особенности средств массовой информации, массового искусства, а также с появлением специальных психологических технологий манипулирования человеческим сознанием, в том числе посредством воздействия на подсознание, проблема человеческой свободы и индивидуальности приобретает критический характер. В России последних “реформаторских” лет мы были свидетелями широкого применения таких технологий, которые привели к разрушению великой державы - СССР, развалу экономики, образования, науки, обороны, нравственности.


Современное общество, особенно российское, нуждается в широком развитии эффективных средств защиты индивидуальности, свободы личности. Научная философия дает для этого адекватную общую теоретическую базу. Делая основной акцент на создании экономических, политических и других мощных общественных условий, научная философия отмечает также необходимость формирования духовных, в том числе так называемых психологических, средств защиты индивидуальности. Основой такой, защиты является формирование мощного научного интеллекта, который единственно может противостоять антигуманным и псевдодемократическим средствам подавления человеческого духа.

Научный материализм, далее, выяснил функции субъективной, идеальной формы. Нередко субъективность связывают только с ее негативными функциями. Субъективность в этом плане есть неточность, ограниченность (“идол пещеры” Ф.Бэкона), заблуждение, ошибка, ложь. Хитрость лжи состоит в том, что она принимает формы объективности, выступает в признаках или образах объективного. Однако главная функция субъективного имеет позитивный характер. Субъективное в его различных формах и проявлениях служит в качестве необходимого активного средства отображения объективной и субъективной реальностей. В наиболее общем плане эта функция заключается в том, что субъективное служит средством мысленного разделения объективного мира на составляющие моменты и отдельности, которые получают в мысли самостоятельное существование, а затем мысленного синтеза их. Эту особенность сознания подметил еще Гегель, а Ленин считал ее фундаментальнейшей способностью человеческого познания.

Реальный мир представляет собой целое и в то же время многообразие частей и отдельностей. То, что в реальном мире существует в нераздельном единстве, в мысли существует в виде отдельных самостоятельных моментов. В реальном мире части не существуют вне зрелого, единичное вне общего, явление отдельно от сущности и т.д. В мысли они получают совершенно самостоятельное существование. Это становится возможным благодаря замечательной способности субъективного, идеального замещать реальные материальные субстраты, делая тем самым взаимосвязанные моменты действительности самостоятельно существующими. .

Важнейшая функция субъективного в чувственном познании заключается в том, что чувственное раздваивает единый мир на явление, которое осознается, и сущность, которая остается скрытой в явлений.

Способность субъективности придавать самостоятельное


мысленное существование любым отдельностям сочетается со способностью их синтеза, в том числе и не соответствующего реальности (фантастические образы сфинкса и т.п.) или соответствующие возможной реальности, которая возникнет в будущем или будет создана человеком. Субъективность, таким образом, обусловливает активный, творческий характер психики, сознания, интеллекта.

Активность субъективного - уникальный феномен, характеризующий универсальную человеческую сущность. Эта активность имеет объективные основания, без которых становится бессмысленной, но в определением отношении превосходит активность любых материальных процессов, за исключением человеческого труда. Именно вследствие этого превосходства над любыми материальными процессами в природе и возникает психическое, сознание, интеллект. Уже элементарное ощущение осуществляет (в мысли) разделение действительности на явление и сущность. В физическом мире существуют силы, способные вызвать ядерный распад, однако ни один физический процесс не способен вызвать распад действительности на явление и сущность. В некотором смысле, следовательно, мощь субъективного неизмеримо превосходит мощь ядерного взрыва. Мыслительный процесс, интеллект в действии есть непрерывная цепь незаметных для банального ума взрывов, превосходящих ядерные. В известном нам реальном мире не существует движения со скоростью, превышающей скорость света. Мысль способна двигаться “практически мгновенно” от конечного к бесконечному.

В известном плане мысль как таковая не подчиняется никаким физическим, химическим и вообще природным законам. В этом смысле субъективность отнюдь не тривиально можно определить как независимость от законов природного мира. Благодаря этой способности, в определенном смысле противостоянию законам материального мира, мысль получает активность и свободу, которая позволяет отображать действительные законы материального и субъективного мира. В этом заложено одно из важнейших противоречий духовного мира. Однако только конечное совпадение мысли с объективной реальностью - наличной или будущей - обусловливает действительную ценность мысли и, следовательно, ее действительную, наполненную

смыслом, или бессмысленную, иллюзорную свободу.

* * *

В природе психического обнаруживается еще одна глубинная сторона, на которую обычно не обращают внимания. Психика есть состояние отражения, осознания, переживания. Если объективное


содержание психического есть переживание объективного мира, то переживанием чего выступает другая его сторона - субъективная? Ранее нами было высказано представление, что субъективное в психическом, сознании, интеллекте так же есть переживание, отражение - переживание человеком самого себя (71). Ощущение “красное” есть переживание или отображение объективного свойства вещи и одновременно - самого человека. Воспринимая внешний мир/мы видим как мир, так и самого себя. Таков, очевидно, “антропный принцип” психики.

Научный интеллект, представленный в научной философии, содержит, таким образом, принципиальное объяснение своей природы, своей способности познавать бесконечный мир. Природа объяснения такова, что оно содержит и объяснение того, почему научный интеллект способен объяснить самого себя.

ГЛАВА 6. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: