Единый закономерный мировой процесс

Если традиционная теория научной философии основана на абстрактно-всеобщих понятиях материи, пространства, времени, движения и развития и т.д., то основой построения конкретно-всеобщей теории развития, диалектического материализма в целом, выступает концепция единого закономерного мирового процесса, вокруг которой упорядочивается вся масса категорий философии.

Понятие единого закономерного мирового процесса является синтезом понятий материи, материального единства мира и понятия развития. В основу этого синтеза положены данные системы современных наук, прежде всего физики, химии, биологии, социальных наук.

Единый закономерный мировой процесс представляет собой бесконечную последовательность ступеней, или основных форм материи. Из бесконечного числа этих ступеней нам известны пока лишь четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Единый закономерный мировой процесс образует основную структуру бесконечного материального мира.

Предпосылкой концепции мирового процесса выступает классификация реального многообразия, опирающаяся на совокупный материал современной системы наук. В рамках рассматриваемой концепции научной философии различаются три двойных .классификационных ряда. Первый ряд представляет собой классификацию основных форм материи и принадлежащих им форм движения ^развития традиционно, хотя и неправильно, они называются обычно формами движения). Последовательность основных форм материи образует основную структуру материального мира, единый закономерный мировой пpouecc. Второй двойной ряд образован частными формами материи и движения-развития, которые входят в состав основных форм материи. Так, физическая форма материи образует микро-, макро и мегамир. Третий ряд составлен комплексными формами материи и движения-развития, каждая из которых представляет собой комплекс основных форм материи и соответствующих им форм движения-развития. В известной нам части миpa таковыми выступают следующие формы: астрономическая, или

 

 


космологическая, форма материи, составленная физической, химической, биологической и социальной формами материи: А = Ф, X, Б. С; геологическая, образованная физической и химической формами материи в пределах Земли: Г =(Ф, Х); географическая, включающая физическую, химическую, биологическую и социальную в пределах верхних оболочек Земли - лито-, гидро-, атмо- и биосферы: Г=(Ф,Х,Б,С). Комплексные формы материи обладают более “слабым” внутренним единством, не имеют той степени интеграции, которая характерна для основных форм материи. Ведущую роль в структуре комплексных форм материй играет низшая форма материи - физическая.

Если основные формы материи составляют главную, стержневую структуру бесконечного мира, то комплексные образуются на базе этой стержневой структуры, являются ее продуктом.

В абстрактно-всеобщей теории развития, как известно, фигурируют три основных закона развития. В последние десятилетия неоднократно возникал вопрос о существовании других, столь же важных, законов развития, однако никаких положительных результатов поиски новых законов не принесли. Теоретически следует признать, что система основных законов диалектики в ее абстрактно-всеобщем варианте является полной, ибо не обнаружено, в указанных пределах, никаких существенных теоретических “разрывов” в объяснении развития, которые потребовали бы заполнения обнаруженного вакуума новыми законами.

Однако традиционная система законов обладает существенными недостатками, которые не удалось снять в традиционной диалектике. Прежде всего во всех трех законах диалектики как науки не высказана в достаточно определенном виде основная идея - бесконечного развития от низшего к высшему. Правда, закон отрицания отрицания, в отличие от двух других законов, является законом поступательного движения, т.е. развития, однако в нем не высказана со всей определенностью идея бесконечного характера развития, ибо закон фиксирует лишь три конечные ступени развития. В силу указанного недостатка система трех законов традиционной диалектики обнаруживает определённую теоретическую неполноту, хотя, как уже отмечалось, это не означает необходимости поиска каких-то новых столь же существенных законов развития в пределах абстрактно-всеобщего подхода. Крупным недостатком системы законов является также то, что в ней нет объединяющего, интегрального закона. По известной традиции справедливо считается основным среди законов диалектики, или “ядром диалектики” (В.И. Ленин), закон единства и борьбы противоположностей, однако он все же не может быть признан интегральным законом уже потому, что в нем в явной форме не высказана

 

 


идея бесконечного развития от низшего к высшему. Традиционная диалектика, таким образом, не преодолевает известного “плюрализма” законов, не обладает высшей степенью теоретического единства. Между тем, как подметил Гегель, уже христианство сочло необходимым свести троицу к одному, единому началу -.единому богу- Создается впечатление, что абстрактно-всеобщая диалектика не обладает высшей степенью внутренней интеграции.

Конкретно-всеобщая теория развития, диалектический материализм в целом, основанные на идее единого закономерного мирового процесса, опирающейся на обширный материал науки XX в., обнаруживают новый аспект реального развития, в котором открывается ряд новых законов развития, скрытых от абстрактно-всеобщего подхода к действительности.

Анализ последовательности основных форм материи—физической, химической, биологической и социальной - показал, что эта последовательность имеет строго закономерный характер. Физическое, химическое, .биологическое и социальное образуют закономерную последовательность, в которой каждая форма материи, или ступень развития, с необходимостью следует из предшествующей, низшей, и в свою очередь необходимо порождает следующую, более высокую, ступень. Показано, что физическая форма материи есть масс-энергетический мир, Основными свойствами которого являются масса и энергия, находящиеся в необходимой связи, выраженной в Эйнштейновом соотношении Е=mс2 (43). Из физической формы материи закономерно возникает химическая, определяемая как над-массэнергетический мир. Современная наука в принципе убедительно доказала, что жизнь является закономерным результатом химической эволюции (44). Сущность живого заключается в самосохранении посредством приспособления к среде (45). Современная наука (синтетическая теория эволюции, теория неограниченного прогресса Дж. Хаксли, трудовая теория антропосоциогенеза Энгельса) неопровержимо свидетельствуют о закономерном возникновении человека, человеческого общества в результате эволюции жизни, ее “неограниченного прогресса”. Сущность человека, социальной формы материи заключается в производстве самого себя, своего бытия и сущности.

Исследования в рамках излагаемой нами концепции раскрыли и внутреннюю логику процесса развития основных форм материи, основные специфические способы развития каждой из форм материи, определяемые их природой и “логически” превращающиеся друг в друга. Физическая форма материи развивается первоначально путем дифференциации

 

 


первичной “околосингулярной” плазмы, затем - все более посредством прямого субстратного синтеза, основанного на масс-энергетических взаимодействиях. Этот способ развития закономерно перерастает в над массэнергетический непосредственный субстратный синтез, с необходимостью сменяемый биологическими превращениями как способом развития живой материи. Биологические превращение закономерно переходят в производство человеком своего собственного, бытия и сущности как специфически человеческий, социальный способ развития.

Материал современной науки и опирающиеся на них философские исследования дают все основания для вывода о существовании всеобщего закона развития, определяющего необходимую последовательность основных форм материи. С нашей точки зрения, этот закон является основным законом развития, определяющим целостный мировой процесс, и включает в себя другие законы развития, том числе и законы абстрактно-всеобщей теории развития.

Основной закон развития характеризуется рядом особенностей. Прежде всего это закон, определяющий последовательность основных форм материи, или ступеней единого мирового процесса развития. Он выступает, далее, как закон бесконечного развития, определяющий бесконечное число ступеней развития материи. В этом заключается одно из его наиболее существенных отличий от законов абстрактно-всеобщей теории развития, которые в явной форме не выражают идеи бесконечности. Три известных закона традиционной диалектики могут получить интерпретацию законов бесконечного- развития только на основе “более сильной” идеи всеобщего закона развития.

Понятие основного закона развития включает два момента. Прежде всего этот закон включает указание на бесконечное число ступеней развития. Однако в его современном виде, на уровне современной науки, он фиксирует в явном и конкретном виде четыре известные нам основные формы материи - физическую, химическую, биологическую и социальную. Понятие всеобщего закона развития имеет, таким образом, всеобщий и особенный моменты. В этом заложена неисчерпаемая возможность развития концепции всеобщего закона и его специфических проявлений. Это означает, далее, что закон несет в себе неисчерпаемые предсказательные возможности.

Рассматривая развитие как закономерную последовательность основных форм материи, мы обнаруживаем, далее, ряд новых закономерностей развития, которые не могли быть выявлены в

 

 


традиционной абстрактно-всеобщей диалектике. Это есть закономерности соотношения высших и низших форм, или ступеней развития, материи.

Развитие, в отличие от традиционных взглядов, представляется теперь не как линейный и одноплановый, а как многомерный и миногонаправленный процесс, в котором обнаруживаются закономерности возникновения высшего из низшего, включения части низшего в структуру высшего, подчинения “включенного” низшего собственно' высшему, сохранения преобладающей части низшего в виде внешней среды высшего, интегральной природы (качества, сущности) высшего. Часть этих закономерностей была открыта и описана еще Энгельсом, другие - в советской философской науке.

Первая закономерность. Развитие есть возникновение высшего из низшего. В этом плане развитие выступает как бесконечная последовательность основных ступеней, из которых, как уже отмечалось, нам известны пока лишь четыре.

Вторая закономерность. Развитие, однако, не сводится к линейному генетическому плану, в котором высшее и низшее выступают как разделенные во времени ступени, сменяющие друг друга. Развитие не есть только смена одного другим. Возникая на основе низшей ступени, высшее не устраняет низшего полностью, ибо в этом случае оно лишилось бы своей опоры и развитие означало бы утрату накопленного содержания, а включает в себя низшее и сохраняет его, в измененном виде, в качестве своей основы или фундамента. Так, химическая форма материи всегда сохраняет в своей основе важнейшие физические структуры, свойства и процессы. Живое возникает на основе физических и химических структур и процессов и сохраняет их в своем фундаменте. Общественная жизнь, какой бы своеобразной она ни была, в конечном счете базируется на широкой основе физических, химических и биологических условий, структур и процессов, ибо для того чтобы стать социальным существом, человек должен быть живым существом в том смысле, в каком это понимается биологией. Чтобы быть самодеятельным субъектом, человек должен быть физической масс-энергетической системой.

В рамках рассматриваемой закономерности обнаруживается ряд Других закономерностей развития. Они связаны с природой той части низшей формы материи, которая включается в состав высшей. Из какой разновидности низшего возникает более высокая форма материи? Что происходит с низшей формой материи, когда она включается в состав более ложной? Весьма любопытно, что высшее возникает не из наиболее развитой разновидности низшего, а из относительно простой, оптимально

 

 


развитой. Химические элементы возникают не из сверхсложных частиц -гиперонов, а из протонов, нейтронов, электронов, мезонов. Жизнь появляется на базе углерода, водорода, кислорода и некоторых других химических элементов, находящихся ближе к началу периодической последовательности элементов. Наконец, человек возникает не из предельно развитых человекообразных обезьян, а из оптимально развитых.

Диалектика развития такова, что формы материи, получившие предельное -развитие, т.е. “переразвитые” и чрезмерно специализированные, теряют способность порождать более высокую форму материи. Современные человекообразные обезьяны “слишком развиты”, чтобы превратиться в человека. Некоторую аналогию с указанной закономерностью можно найти в человеческой истории.

Возникая из оптимально развитого низшего, высшее создает условия, в которых включенные в него структуры и процессы низшего уровня достигают наивысшего развития, недостижимого “в свободном виде”, вне структуры высшего. Физические процессы и связи в составе химической формы материи намного сложнее, чем вне ее. Поэтому. например, современной науке удалось рассчитать энергию химической связи только для относительно простых молекул, содержащих до двух десятков атомов. Живой организм существует на основе несравненно более сложных физико-химических структур и процессов, чем вне живого. Так, каталитическая активность атома железа, входящего в состав биологического фермента, в 1010 превосходит каталитическую активность железа в ионной форме. В этом смысле можно было бы сказать, что высшее активизирует включенное в него низшее на много порядков. Биология человека остается всецело биологией, по своей общем природе, но -наивысшей биологией. Человек в биологическом отношении - наиболее живое существо.

Диалектический “смысл” колоссального усложнения низшего, включенного в состав высшей формы материи, состоит в том, что высшая форма материи может развиваться только на основе усложняющегося низшего. “Рулон” высшего раскручивается в процессе развития лишь на основе раскручивающегося “рулона” низшего. Человек может осуществлять сложнейшую трудовую и познавательную деятельность только на основе сложнейшей биологической активности. Важная закономерность развития заключается, таким образом, в том, что каждая форма материи развивается на основе развития включенной в него низшей формы. Возникая из оптимально развитого низшего, высшая форма материи существует и развивается на основе максимально развитой

 

 

разновидности низшего. Изложенные закономерности развития можно представить и так: любая форма материи (исключая социальную!) получает наивысшее развитие не тогда, когда она развивается самостоятельно, “в свободном виде”, а когда она включается в состав более высокой ступени развития.

Третья закономерность. Включенная в состав высшей формы материи низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоятельного характера, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. Физико-химические процессы в составе живой материи направлены в конечном счете на поддержание жизненных процессов, включены в их состав и подчинены, в известных пределах, законам жизни. Биологические структуры и процессы в человеке и человеческом обществе, подчиняясь своим собственным законам, в то же время в конечном счете подчинены социальному, находятся под его контролем. Чтобы быть социальным существом, человек должен биологически сохраняться, однако сущность человека и его существования выходит далеко за пределы биологической сущности человека и биологического смысла существования. Человеческая жизнь направляется прежде всего социальными, человеческими, а не биологическими ценностями.

Четвертая закономерность. В состав высшей формы материи включается часть, причем ничтожно малая, низшей формы материи. Преобладающая масса предшествующей формы материи сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи. Химическая форма материи существует в преобладающей над нею физической среде, биологическая - подавляюще превосходящей физико-химической среде, средой человека является бесконечно многообразная природа. Конкретно-всеобщая теория развития объясняет, таким образом, феномен среды и является наиболее общим теоретическим ключом к экологии.

Пятая закономерность. Каждая форма материи включает в себя предшествующие формы материи, образующие в составе высшего целого систему подчиненных уровней. Однако высшее не сводится к включенным в ее состав уровням и включает также собственно высшее, т.е. специфический высший уровень. Так, человек представляет собой единство физического, химического, биологического и собственно социального уровней. Каждая форма материи имеет в этом смысле уровневую, иерархическую структуру. Составляющие ее уровни находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Каждая форма материи имеет поэтому интегративную природу (качество, сущность), является

 


интеграцией, сплавом всех включенных в нее уровней и собственно высшего уровня. При этом главную роль в образовании нового качества и сущности играет собственно высший уровень. Каждый уровень в системе какой-либо формы материи играет интегрирующую роль. Так, единство человека - результат интегрирующего действия физических и химических “сил”, обусловливающих целостность физико-химической системы человеческого организма, биологических процессов, направленных на поддержание жизнедеятельности. Однако главенствующая роль в интеграции человеческой природы принадлежит собственно социальному в человеке, его способности к труду и познанию.

Конкретно-всеобщая философская теория ввела в современный интеллект значительно более сложные взаимосвязи и структуры мысли, чем в Гегегевом типе интеллекта. Современное мышление включает изложенные выше взаимосвязи и взаимопереходы высшего и низшего, которые в Гегелевой философии были только намечены и нередко терялись в идеалистическом тумане. Современный интеллект, представляющий собой развивающуюся мысль, мышление категориями развития, есть построение сложной интеллектуальной конструкции, в которой реальный развивающийся мир мыслится одновременно как многоуровневый и многоплановый и как интегративное целое.

В философии Гегеля в развитии мысли большую роль играло понятие снятия низшего в высшем. Включая момент правды, это понятие тем не менее слабо передавало диалектику высшего и низшего-возникновение высшего из низшего, включение и сохранение низшего в высшем, развитие низшего в составе высшего, взаимодействие “включенного” низшего с высшим, интегративный характер процесса развития. Так, Гегель рассматривал человека как результат развития логики и природы, аккумуляции предшествующего содержания и его “снятия” в человеке, однако фактически это аккумулированное в высшем содержание логики и природы в Гегелевой концепции не работало. Это обусловило весьма заметный малосодержательный характер гегелевской трактовки человека и человеческой истории. Диалектико-материалистическая концепция развития ввела более глубокие и проработанные мыслительные связи, поднимающие интеллект на несравненно более высокий уровень.

Новые интеллектуальные конструкции нашли свое воплощение в современной концепции соотношения пограничных (фундаментальных) наук - физики, химии, биологии, социальных наук.