АБСОЛЮТНАЯ МЕХАНИКА

 

Высшей ступенью развития механического Гегель считает солнечную систему как проявление разума во вселенной. Планеты - наиболее со­вершенные тела. Земля - совершеннейшая из планет. Лунообразные и коме­тообразные тела представляют собой менее совершенную телесность, лишенную центра.

Гегель отмечает великие заслуги Кеплера, открывшего законы движения планет, и Ньютона, построившего теорию тяготения - всеобщего притя­жения, или тяжести.

В истолковании солнечной системы как высшего выражения разума явственно проступает наивный геоцентризм философии природы Гегеля.

 

ФИЗИКА

 

В механике преобладающее значение имели категории количества и меры. В физике на первый план выходят качество и сущность. В физике речь идет об общих и частных свойствах материи, сочетание которых обус­ловливает индивидуализацию материи. Физическое проходит ступени всеобщей, особенной и цельной (тотальной) индивидуальности. В физике, таким образом, Гегель вводит третью мощную тенденцию индивидуализа­ции, движения от всеобщего к индивидуальному.

 

12.3.1. ФИЗИКА ВСЕОБЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

В механике материя выступает как тяжелая, стремящаяся к находящемуся вне ее центру. Когда она достигает центра как своей цели, материя становится абсолютно легкой. Теперь материя не замкнута в себе и не темна, а раскрывается и распространяется. Это обнаружение материи есть свет, абсолютно легкий и экспансивный. Свет - всеобщая самость материи.

"Эта существующая всеобщая самость материи есть свет, как индивидуальность она есть звезда, а последняя как момент некой тотальности есть Солнце" (120). "Свет как налично существующее тождество есть чистая линия, соотносящаяся лишь с со6ой" (121). "Свет приводят нас в сферу всеобщей связи. Благодаря тому, что все находится в свете, все существует для нас теоретически, не сопротивляется нам" (122).

Свет, с точки зрения Гегеля, есть царство рефлексии материи. В учении о сущности свет служил средством пояснения того, что есть рефлексия: отражение в другом, существование в другом. На уровне при­роды свет выступает теперь как область рефлективного отношения. Свет, делающий вещи видимыми и обнаруживающий их, есть царство рефлексии. Свет выступает поэтому выЁрЦЃ_______________________Ђ_Ђдуха в природе.

Трактовка Гегелем перехода от "тяжелой" материи к "легкой" и "свет­лой" поражает своей наивностью, родом "грезящей" фантазии. Все более явственно обнаруживается коренной недостаток философии Гегеля, его метода, способа мышления, присущего вводимому им типу интеллекта. Гегель не следует непосредственному смыслу физических явлений и открытий, а ищет в них подтверждения заранее принятых представлений об идее, мышлении как сущности мира. Игнорируя прямой реалистический смысл физических открытий, Гегель изначально нарушает требования здравого смы­сла, составляющего первооснову парадигмы реалистического мышления: рассматривать мир таким, каков он на самом деле, без всяких посторонних прибавлений.