Алгоритм решения педагогической ситуации

1. Представьте ситуацию, постарайтесь почувствовать себя в этой ситуации.

2. Проанализируйте микросреду, действующих лиц, характер, мотивы поступков и действий.

3. Выявите педагогическое противоречие и сформулируйте проблему.

4. Осуществите перенос психолого-педагогических и других категорий и понятий на конкретную ситуацию.

5. Определите, типична ли эта ситуация.

6. Наметьте пути решения задачи, методы и приемы педагогического воздействия). Найдите оптимальный вариант решения.

7. Спрогнозируйте последствия принятого решения.

8. Проявите активную профессиональную направленность.

9. Определите, какой положительный опыт может стать Вашим.

 

7.6. Методы, приемы и формы обучения /в помощь студенту/

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Классификация методов /по Ю.К. Бабанскому/ Группы классификации методов Примеры методов обучения
    Методы организации учебно-познавательной деятельности Словесные Рассказ, объяснение, беседа, пояснение, лекция, учебная дискуссия, диспут, разъяснение, работа с книгой, метод примера, инструктаж
Наглядные Наблюдение, иллюстрация
Практические Лабораторные работы, практические работы, упражнения, опыты, учебно-производительный труд
Репродуктивные Воспроизведение по заданному образцу
Проблемно-поисковые Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский
Индуктивные По аспекту логики изложения материала
Дедуктивные
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности   Познавательные игры, учебные дискуссии, соревнования, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание
Методы контроля и самоконтроля эффективности педагогического процесса Устный Письменный Лабораторный Специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка (тематический контроль, текущий, предварительный)
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Прием взаимных заданий Составление плана изучаемого материала Убеждение Работа с учебником Прослушивание музыкального произведения, чтение стихотворения с целью создания эмоционального настроя Формулировка вопросов
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ОБЩИЕ КОНКРЕТНЫЕ
  • Фронтальные
  • Групповые
  • Парные
  • Индивидуальные
  • Урок
  • Экскурсия
  • Консультация
  • Домашняя работа
  • Учебная конференция
  • Дополнительное занятие
  • Лекция
  • Семинар
  • Практикум
  • Зачет
  • Экзамен
  • Вспомогательные формы организации педагогического процесса: кружок, факультатив, клуб по интересам
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Для учителя Для учащихся
  • Предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования
  • Школьный учебник
  • Тетради
  • Письменные принадлежности
 
  • Спортивное оборудование
  • Пришкольный участок
  • Компьютер
  • Визуальные: оригинальные предметы, карты, диаграммы, чертежи;
  • Аудиальные: радио, магнитофон, музыкальные инструменты;
  • Аудиовизуальные: звуковое кино, телевидение, программированные учебники, компьютеры.
       

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия /Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2010.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М., 2010.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2-х ч. - Ч. 1 / М.К. Демидова, СВ. Иванов и др. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.

4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. — М., 2010.

6. Примерные программы начального общего образования: В2-хч.-М.,2008.

7. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. — М., 2011.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010.

http://www.noudo.ru.

http://www.zavuch.info.

http://www.uroki.net.