Алгоритм решения педагогической ситуации
1. Представьте ситуацию, постарайтесь почувствовать себя в этой ситуации.
2. Проанализируйте микросреду, действующих лиц, характер, мотивы поступков и действий.
3. Выявите педагогическое противоречие и сформулируйте проблему.
4. Осуществите перенос психолого-педагогических и других категорий и понятий на конкретную ситуацию.
5. Определите, типична ли эта ситуация.
6. Наметьте пути решения задачи, методы и приемы педагогического воздействия). Найдите оптимальный вариант решения.
7. Спрогнозируйте последствия принятого решения.
8. Проявите активную профессиональную направленность.
9. Определите, какой положительный опыт может стать Вашим.
7.6. Методы, приемы и формы обучения /в помощь студенту/
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | |||
Классификация методов /по Ю.К. Бабанскому/ | Группы классификации методов | Примеры методов обучения | |
Методы организации учебно-познавательной деятельности | Словесные | Рассказ, объяснение, беседа, пояснение, лекция, учебная дискуссия, диспут, разъяснение, работа с книгой, метод примера, инструктаж | |
Наглядные | Наблюдение, иллюстрация | ||
Практические | Лабораторные работы, практические работы, упражнения, опыты, учебно-производительный труд | ||
Репродуктивные | Воспроизведение по заданному образцу | ||
Проблемно-поисковые | Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский | ||
Индуктивные | По аспекту логики изложения материала | ||
Дедуктивные | |||
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности | Познавательные игры, учебные дискуссии, соревнования, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание | ||
Методы контроля и самоконтроля эффективности педагогического процесса | Устный Письменный Лабораторный | Специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка (тематический контроль, текущий, предварительный) | |
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ | |||
Прием взаимных заданий Составление плана изучаемого материала Убеждение Работа с учебником Прослушивание музыкального произведения, чтение стихотворения с целью создания эмоционального настроя Формулировка вопросов | |||
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА | |||
ОБЩИЕ | КОНКРЕТНЫЕ | ||
|
| ||
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА | |||
Для учителя | Для учащихся | ||
|
| ||
| |||
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия /Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2010.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М., 2010.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2-х ч. - Ч. 1 / М.К. Демидова, СВ. Иванов и др. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.
4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М., 2009.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. — М., 2010.
6. Примерные программы начального общего образования: В2-хч.-М.,2008.
7. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособие для учителя 1 кл. / Под ред. А.Б. Воронцова. — М., 2011.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2010.
http://www.noudo.ru.
http://www.zavuch.info.
http://www.uroki.net.