Круговая эстафета

Участники делят­ся на две-три команды и выстраиваются в ко­лонны левым боком к центру круга, напоми­ная как бы спицы колеса. По сигналу участ­ники, стоящие первыми, начинают бег по кругу. Каждый из них, достигнув своей ко­лонны, касается плеча участника, стоящего в колонне вторым, а сам быстро, не мешая бегу остальных, встает в свою колонну с внутрен­ней стороны круга. Остальная колонна сме­щается на один шаг вправо. После того как все пробегут по кругу, участники, которые начинали бег, снова окажутся первыми в ко­лоннах. Встав на свое место, они поднимают руку. Это сигнал окончания игры. Побеждает команда, участники которой раньше закончат бег.

Быстро по местам!

Участники стоят в шеренге (колонне, круге). По сигналу учи­теля «На прогулку!» они расходятся и на­чинают играть. По сигналу «Быстро по местам!», все занимают свои прежние места в шеренге (колонне, круге). Занявшие свои места последними про­игрывают. Учитель может менять направление, например, повернуть шеренгу (колонну) кругом или предложить встать в круг спи­ной к центру.

«Рыбаки и рыбки»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии «домов». Участники игры выбирают двух водящих — рыбаков. Все остальные играющие - рыбки. Они становятся за чертой одного из домов. Рыбаки берутся за руки и становятся по середине площадки лицом к рыбкам. По сигналу рыбаков рыбки перебегают («переплывают) через площадку в другой дом, т.е. с одного берега на другой. Рыбаки же ловят рыбок, стараясь сомкнуть вокруг них руки. Пойманные становятся между рыбаками, берутся с ними за руки и образуют таким образом «сеть». Затем рыбаки опять подают команду, и все рыбки снова перебегают на другую сторону, а рыбаки ловят их, окружая сетью. Рыбки могут выскальзывать из сети до тех пор, пока она не замкнулась. Силой вырываться нельзя. Пойманные рыбки снова присоединяются к сети, размеры ее все больше увеличиваются. Игра заканчивается, когда все играющие окажутся пойманными. Если во время ловли сеть порвется (т.е. игроки расцепят руки), то пойманные рыбки уходят на свободу. Играющие, выбежавшие за границы площадки, считаются пойманными.

«Тише едешь-дальше будешь»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом его конце, «вода» отворачивается и произносит: «Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель, первый достигший «воды», сам становится «водой». Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него «вода» может обернуться.

«Медведь и пчёлы»

Дети распределяются на две равные группы, одна - «медведи», остальные -«пчелы». На расстоянии З м от дома пчел (улья) очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне в 8-10 м - луг. Пчелы располагаются на возвышении (скамейка, невысокое бревно, гимнастическая стенка). По сигналу учителя они летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей за медом. По сигналу педагога «Медведи!» пчелы возвращаются и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. При повторении игры дети меняются ролями.

«Воробышки и кошка»

Чертится круг диаметром в 3-4 м. Один из детей - «кошка» - находится в центре круга. Остальные - «воробышки» - становятся за пределы круга. Воробышки прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (осалить) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает двух-трех воробьев, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

«Пять в линию»

Расставлены или разложены на земле в линию пять небольших предметов. Это могут быть кегли или городки, мячики или кубики, просто палочки. До первой кегли 2 метра, и от чурки до следующей кегли тоже 2 метра, так что всего придется пробежать 10 метров, на бегу эти кегли подбирая, еще 10 метров обратно, бережно к себе их прижимая, чтобы не выпали; без добычи возвращаться не положено.

«Перетягивание через линию»

Участники разбиваются по парам. Участники игры встают друг к другу лицом на расстоянии 1 метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры для одной пары играющих 5 минут.

«Гуси-лебеди»

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей. Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает, поглядывает, как заметит волков, бежит на свое место, хлопает руками, крича:

Вожак. Гуси-лебеди, домой!

Гуси. Почто?

Вожак. Бегите, летите домой. Стоят волки за горой!

Гуси. А чего волкам надо?

Вожак. Серых гусей щипать, да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

«Космонавты»

По краям площадки чертятся контуры ракет (3-х местные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет». С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, закрыв глаза, по очереди рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

«Перебежки»

Тут важно другое — показать свою выносливость. Отмеряют дистанцию — и бегут «от флажка до флажка» все вместе, в посильном для всех среднем темпе. Добежали — остановились, разом повернулись и бегут обратно. Так несколько раз. И вот кто-то уже не выдерживает. Устал, не можешь бежать со всеми — остановись, выбывай из игры. С каждой новой перебежкой число бегущих уменьшается; в конце концов определяется победитель.

«Козел, или король»

Игроки встают в круг, водят вокруг водящего («Козла» или «Короля») хоровод со словами:

- Шел Козел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу!

(«Козел» из хоровода выбирает «принцессу»).

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем! (всеми выполняются указанные действия).

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Головкой покачаем и снова начинаем... (выбирать «принцессу» можно и с закрытыми глазами, наощупь).

Одно из самых любимых занятий детворы - бег. На его основе можно придумать очень много игр, развивающих выносливость, ловкость, быстроту. Соревновательный момент придаст играм увлекательность.

«Подними соперника»

Дети садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны.

«Бой петухов»

Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

«Крокодил»

Играющие делятся на две команды, в каждой - не менее 2-3 человек. По жребию одна из команд становится «водящей». Игроки этой команды придумывают одно слово или фразу, вызывают к себе одного человека из другой команды – «крокодила» - и шёпотом сообщают ему задуманное. После этого «крокодил» должен, не произнося ни одного слова, мимикой, жестами и знаками постараться сообщить задуманное членам своей команды, которые могут задавать «крокодилу» вопросы, на которые он также должен отвечать только жестами. Если «крокодил» произнесет хотя бы одно слово, то команде засчитывается поражение. Если игрокам команды «крокодила» даётся отгадать задуманное, то они становятся «водящими». Если отгадать задуманное не удаётся, то игрок, которому загадывали, переходит в другую команду, и эта команда снова становится «водящей». Проигрывает та команда, в которой остался один игрок.

«Весёлые гуси бабы Маруси»

1 этап: ребята встают в круг, руки соседей расположены друг на друге: правая у каждого снизу, а левая с верху;

2 этап: ребята произносят следующие слова: «Летели гуси к бабе Маруси, их было ровно...» - при этом передают при каждом слове правой своей рукой левую руку одноклассника, последний называет любую цифру, продолжается счет с передачей другому;

3 этап: целью является быстрее называть и передавать слабый удар о ладошку, если загадано число 8, то тот, кто произносит 8, обязан поймать руку соседа, а взявшему следом ее (руку) вовремя убрать;

4 этап: если поймана рука, то выходит из игры пойманный, если не поймана, следовательно, выходит не сумевший это выполнить.

«Салки»

Сюжет этой игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за определенную часть тела.

Осаленный игрок бежит в сторону и кричит: Чай-чай-выручай. Он заколдован. Расколдовать его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.

«Все к своим флажкам»

Играющие, разделившись на несколько групп (по 5-6 человек в каждой), становятся в кружки. В центр каждого кружка встает дежурный с флажком того или иного цвета (все флажки разных цветов). Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками бесшумно меняются местами. Руководитель дает команду: «Все к своим флажкам!». Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему дежурному с флажком и выстраиваются вокруг него в кружок. Побеждает группа, которая становится в кружок первой. Можно строиться шеренгой в затылок дежурному. Как только последний игрок команды займет свое место, дежурный начинает размахивать флажком.

«Жмурки»

Местом для игры избирают большую, просторную комнату или чистый двор. Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны: водящий старается поймать кого-нибудь из товарищей. Дети должны во время бега следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь!»

«Чехарда»

Встают друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову надо пригнуть и сами согнитесь, опираясь на согнутую в колене йогу. Последний разбегается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

«Борющаяся цепь»

Команды становится на линии (между линиями - 10 шагов) лицом друг к другу. Затем сходятся на средней черте так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой. Все берутся под руки. Получается своего рода цепь, где каждая команда смотрит в противоположную от другой команды сторону. По сигналу команды стараются оттеснить противника за линию, на которой они стояли перед тем, как сойтись на середине. Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.

«Тяни-толкай»

Соревнуется пары ребят в беге на 20-30 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую - пятится спиной.

«Запрещённое движение»

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается то движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Добеи и схвати»

В центр площадки ставится кегля, кладется мяч или любой другой предмет. В разные стороны отмеряются одинаковые расстояния (скажем, шагов 12 -15). Игроки занимают исходные позиции. Раздается сигнал, и игроки бегом кидаются к центру круга. Побеждает тот, кто первым схватит кеглю.

«Ворота»

Вариант жмурок, где водят двое с закрытыми глазами – «стража», меж которых должны пройти остальные игроки. Пойманные меняются местами со стражей.