IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Спасатель должен уметь:
- подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
- пользоваться средствами пожаротушения;
- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
- рационально и безопасно строить свою работу;
- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
- оказывать самопомощь;
- проводить разборку завалов;
- выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
- осознавать степень риска;
- взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутые пространства, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе с наземных и водных транспортных средств;
- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и антропогенного характера;
- ориентироваться на местности;
- выживать в различных ЧС;
- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;
- локализовывать распространение ЧС;
- выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
- работать в условиях личного риска;
- работать в изменяющихся условиях природного и антропогенного характера;
- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
- работать в различных рабочих позах;
- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
- быстро восстанавливаться.
Спасатель должен знать:
- причины, последствия и характер протекания ЧС антропогенного и природного характера;
- терминологию;
- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;
- структуру МЧС России;
- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
- правила хранения и эксплуатации средств защиты;
- правила и инструкции по технике безопасности;
- технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
- приемы, методы и способы поиска пострадавших;
- сигнализацию, условные знаки, коды;
- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
- правила проведения разведки;
- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
- дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, СДЯВ и т.д.);
- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
- приемы оказания первой медицинской помощи;
- приемы оказания самопомощи и самоспасения;
- правила эксплуатации средств связи и оповещения;
- оптимальные способы перемещения в различных условиях;
- основы выживания в неблагоприятных условиях;
- правила организации временных лагерей, привалов;
- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;
- способы ориентации на местности;
- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
- правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
- особенности работы с привлечением кинологической службы;
- виды основных СДЯВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
- правила организации рабочего места;
- основные средства, способы приемы предупреждения и тушения пожаров;
- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
- способы защиты от современных средств поражения;
- правила организации эвакуации пострадавших и населения;
- особенности региона ответственности;
- основы психологии и педагогики;
- способы восстановления;
- правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:
- способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
- способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
- способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
- способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
- способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
- способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
- способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума "полезную" звуковую информацию;
- способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
- способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;
- способностью определять расстояние между предметами;
- способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
- способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
- способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
- способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;
- добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
- способностью согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
- умением безопасно выполнять работы;
- способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
- способностью к взаимопониманию, состраданию.
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.
Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
Спасатель международного класса -должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; - отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; - иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей;
- участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на международных соревнованиях спасателей;
- владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских языков.
Спасатель первого класса -должен работать спасателем второго класса не менее двух лет;
- обладать навыками командирской или инструкторской подготовки;
- отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса;
- иметь среднее специальное техническое или медицинское образование;
- многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
Для получения квалификации спасатель первого класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- специальная командирская курсовая подготовка или любая из подготовок на жетон "Спасательный отряд";
- инструктор-методист по альпинизму;
- инструктор-методист по туризму;
- инструктор по подводному спорту;
- инструктор авиапожарной команды;
- инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий;
- инструктор легководолазного дела;
- мастер аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических и других спасательных работ;
- спортсмен-разрядник по прикладным видам спорта (не ниже второго разряда);
- альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др.
Спасатель второго класса -должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Для получения квалификации спасатель второго и третьего класса должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
- пожарный-десантник, пожарный-парашютист;
- пожарный (респираторщик);
- газоспасатель;
- врач, фельдшер;
- кинолог;
- спасатель воздушного транспорта;
- начальник спасательного отряда альпинистской базы;
- инженер (техник) по аварийно-спасательным работам;
- водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов,
- механик-водитель;
- взрывник, пиротехник;
- машинист землеройной или строительной техники;
- аквалангист, водолаз;
- стропальщик, такелажник;
- газорезчик, газосварщик;
- монтажник-высотник;
- радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи;
- медсестра;
- повар;
- матрос, судоводитель;
- оператор насосных станций;
- горнопроходчик;
- планшетист;
- электромонтер;
- машинист грузоподъемной техники.
Спасатель третьего класса -должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории "В" и одной из специальностей спасателя.
Для организации и проведения профессионального обучения спасателей и поддержания постоянного высокого уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и непрерывное.
Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.