Лабораторная работа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ

Тема №7:Гидролиз солей. Произведение растворимости (ПР).

 

Количество часов:1

Курс: 1

Специальность:Фармация

 

Составители:

доц. Игенбаева Б.Б.

преп. Каримова А.С.

 

 

Астана 2013 г.

Тема: Гидролиз солей. Произведение растворимости (ПР).

Цель: Сформировать знания об основных положениях реакций ионного обмена и условиях их протекания. Формирование и обобщение навыков применения знаний при прогнозировании возможности осуществления ионных реакций, качественной и количественной оценке ионных равновесий в растворах электролитов.

 

Задачи обучения: Студент должен знать основные положения реакций ионного обмена и условиях их протекания. Студент должен уметь применять знания при прогнозировании возможности осуществления ионных реакций, качественной и количественной оценке ионных равновесий в растворах электролитов.

 

Основы вопросы темы:

1. Произведение растворимости.

2. Условия выпадения и растворения трудно растворимых электролитов.

3. Ионизация воды.

4. Реакции гидролиза.

5. Степень гидролиза, ее зависимость от различных факторов.

6. Роль гидролиза при получении, хранении и анализе лекарственных препаратов.

7. Какие реакции называют гидролизом?

8. Какие существуют типы солей и как гидролизуется каждая из них. Написать реакции гидролиза Сu(NO3)2 ; 2SO3; NH4CN, NaCI

9. Как можно разрушить равновесие реакций гидролиза?

Методы обучения и преподавания: лабораторное занятие №3 (лабораторные опыты)

Лабораторная работа

Опыт 1. Гидролиз солей.

В пять пробирок по 1-2 мл налейте воды и по 1-2 капли лакмуса. В четыре пробирки добавьте по 1-2 мл кристаллика натрий карбоната, цинк хлорида, аммоний ацетата и натрий нитрата. Пятая пробирка служит для сравнения полученных окрашенных растворов. Все ли соли подвергаются гидролизу? Почему раствор аммоний ацетата не изменяет окраску? Составьте ионные уравнения реакций.

Опыт 2. Случай полного (необратимого) гидролиза солей.

В пробирке внесите 5-6 капель раствора алюминий хлорида, добавьте такой же объем раствора натрий карбоната. Отметить выделение пузырьков диоксида углерода и выпадение осадка. Написать уравнения реакций, которые приведут к образованию алюминий гидроксида. Почему не образуется сульфид алюминия?

Опыт 3. Влияние температуры на степень гидролиза.

Налить в пробирку ½ объема дистиллированной воды и внести в нее 2-3 мл натрий карбоната. Написать ионное уравнение гидролиза этой соли. Какое значение должен иметь рН раствора натрий карбоната (меньше или больше 7)? Добавить в пробирку с раствором соли 1 каплю фенолфталеина. Поставить пробирку на водяную баню, нагретую до кипения. Какой вывод об изменении концентрации ионов ОН- в растворе можно сделать на основании изменения окраски фенолфталеина при нагревании? В каком направлении смещается равновесие гидролиза? Охладить пробирку в холодной воде. Происходит ли снова смещение равновесия гидролиза? Сделать вывод о влиянии температуры на степень гидролиза соли. Указать причины этого влияния.

Работа с преподавателем

1. В растворах каких солей среда будет:

а) кислой; б) щелочной; в) слабокислой; г) нейтральной

Приведите примеры.

2. Какие факторы усиливают гидролиз?

3. Разбавление раствора соли усиливает или уменьшает степень гидролиза?

4. В каких случаях идет необратимый гидролиз солей?

Решение задач:

1. Составьте реакции гидролиза в ионной форме для солей FeCI3; K2S; CH3COONa Довавлением какого вещества NaOH или НСI усливаетсия гидролиз соли FeCI3?

2. Закончить уравнения реакцеий: а) FeCI3+Na2CO3H2O® Б) K2S+ BeSO2+H2

3. Вычислить константу и степень гидролиза натрий цианида в 0,1 М растворе. Чему равен рН этого раствора?

5. В растворах каких солей среда будет:

а) кислой; б) щелочной; в) слабокислой; г) нейтральной

Приведите примеры.

6. Какие факторы усиливают гидролиз?

7. Разбавление раствора соли усиливает или уменьшает степень гидролиза?

8. В каких случаях идет необратимый гидролиз солей?

5. Составите ионно – молекулярные уравнения реакции гидролиза, протекающие при сливании растворов сульфата хрома (III) и карбоната натрия.

6. Составьте ионное уравнение реакции гидролиза соли цинк ацетата Zn(СН3СОО)2 в протолитической форме и оцените реакцию среды.

Литература:

1. Глинка Н.Л. Общая химия». Л.,Химия,1987г.,стр.253-262

2. Ахметов.Н.С.Общая и неорганическая химия. М.,В.Щ.,1998.,стр.191-201

3. Угай Л.Л. Общая химия. М., ВШ,1997.стр.158-163

4. Степин Б.Д., ЦветковА.А. Неорганическая химия. М. В.Ш.1994г.

5. Оганесян Э.Т. Неорганическая химия М.В.Ш.1987г.,с. 144-149

6. Глинка.Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии.Л.,Химия.1988.

7. Ахметов Н.С. ,Азизова М.И. Лабораторные работы по общей химии.М.,В.Ш.1999.,стр.49-51

8. Таперова А.А. Лабораторные работы по общей химии.Л.,Химия.1986. Остапкевич Н.А. Практикум по неорганической химии. В.Ш.,1987.стр.39-41

9. Лекционный материал

Контроль:

Допишите ответ вместо прочерка:

1. Процесс взаимодействия ионов соли с водой, приводящий к образованию слабого электролита, называется….

2. Согласно протолитической теории Бренстеда-Лоури кислотами называются вещества….

3. Лакмус краснеет в водном растворе соли:

А) Na2SO4 Б)Al(NO3)3 В)K2SO3 Г)Zn(CH3COO)2 Д)BaCl2

4. Полному совместному гидролизу подвергаются водные растворы двух солей: а) сульфита натрия и сульфата калия; б) хлорида цинка и нитрита бария; в) сульфата аммония и нитрата меди; г) калия карбоната и сульфита натрия; д) бария нитрата и кальция хлорида.

5. Степень гидролиза не зависит от:

А) концентрации растворенного вещества;

Б) температуры; В) давления; Г) природы растворенного вещества;

Д) природы растворителя.

6. При повышении давления равновесие гидролиза смещается:

А) вправо; Б) влево; В)не смещается; Г) нет ответа

7. Константа и степень гидролиза 0,01М раствора аммония хлорида равны: а) 0,56*10-7, 2,4*10-3; б) 5,6*10-9, 2,4*10-4; в) 5,6*10-10, 2,4*10-4; г) 0,56*10-7, 2,4*10-5; д) 5,6*10-8, 2,4*10-4

7. Установите соответствия.

8. Реакция среды а) Са(NO3)2 б) Zn Cl2

1. рН>7 в) Zn(CH3COO)2 г) Ва(NO2)2

2. рН<7 д) Al2 (SO3)3