Требования к результатам освоения дисциплины
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель дисциплины
Целью дисциплины является подготовка студентов к эффективному использованию современной вычислительной техники для решения статистических задач посредством компьютера.
Задачи дисциплины:
- приобретение студентами прочных знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курса;
- формирование у студентов компетенций, необходимых для решения профессиональных задач с помощью вычислительной техники;
- применение основных способов и режимов обработки статистической информации;
- владение практическими навыками использования информационных технологий при обработке статистической информации.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Автоматизированная обработка статистических данных» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла структуры ООП бакалавриата.
Для изучения дисциплины студент должен владеть общими знаниями по дисциплинам: математика (математический анализ, линейная алгебра), теория вероятностей и математическая статистика, информатика и программирование, (информатика и информационные технологии), компьютерная обработка данных.
Дисциплина «Автоматизированная обработка статистических данных» является предшествующей дисциплинам: информационные технологии в экономике, математические методы и модели в экономике (эконометрика, математическое моделирование в экономике), информационные технологии в менеджменте.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции:
09.03.03 (230700.62) «Прикладная информатика»
общекультурные (ОК):
- ОК-5 – способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию;
- ОК-6 – способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
профессиональные (ПК):
- ПК-2 – способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
- ПК-4 – способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
38.03.01 (080100.62) «Экономика»
общекультурные (ОК):
- ОК-13 – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
профессиональные (ПК):
- ПК-4 – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- ПК-5 – способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
- ПК-10 – способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- понятие, цель, задачи математической статистики;
- понятия: генеральная совокупность, выборка, дискретный и интервальный вариационные ряды;
- назначение и функции для расчета выборочных характеристик;
- понятия: полигон, гистограмма, кумулята;
- виды распределений случайных величин;
- понятие дисперсионного анализа, его назначение;
- виды дисперсионного анализа: однофакторный и двухфакторный;
- понятия: корреляционный и регрессионный анализ, коэффициент корреляции и регрессии, матрица корреляции;
- разные способы расчета коэффициентов корреляции и регрессии;
- общие сведения о прогнозировании;
- виды прогнозирования;
- методы прогнозирования;
- типовые задачи оптимизации;
- основные этапы решения задач оптимизации;
Уметь:
- рассчитывать описательные характеристики выборки и генеральной совокупности с помощью функций Microsoft Excel;
- строить дискретные и интервальные вариационные ряды;
- графически представлять дискретные и интервальные вариационные ряды;
- строить нормальное и биноминальное распределения случайных величин;
- генерировать множество случайных величин;
- решать задачи с использованием однофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа;
- находить линейный коэффициент корреляции;
- строить матрицу множественной корреляции.
- находить коэффициент регрессии.
- делать прогноз исходных данных по заданному значению результата;
- делать прогноз на основе анализа временных рядов.
- решать задачи линейного программирования.
Владеть:
- навыками применения информационных технологий для анализа экономической и статистической информации;
- способами решения экономических и статистических задач и сбора необходимой для этого информации.
Таблица 1 – Разделы (темы) дисциплины и виды занятий направления 09.03.03 (230700.62) «Прикладная информатика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Распределение часов по разделам и темам заочная форма 5лет / 4 года | ЗИФ | |||
Л | ПЗ | СРС | Всего | |||
Методы описательной статистики | ||||||
1.1. | Статистический анализ данных | |||||
1.2. | Вычисление выборочных характеристик данных | |||||
1.3. | Генеральная совокупность и выборка. Вариационные ряды. | |||||
1.4. | Графическое представление вариационных рядов. Гистограмма, полигон, кумулята. | 0,5 | 9,5 | |||
1.5. | Построения распределений случайных величин и генерации случайных чисел | 0,5 | 10,5 | |||
2. | Статистические методы изучения взаимосвязей процессов | |||||
2.1. | Корреляционный анализ | 0,5 | 11,5 | |||
2.2. | Определение линейного коэффициента корреляции различными способами | |||||
2.3. | Регрессионный анализ | 0,5 | 10,5 | |||
3. | Дисперсионный анализ | |||||
3.1. | Однофакторный дисперсионный анализ | 0,5 | 11,5 | |||
3.2. | Двухфакторный дисперсионный анализ | 0,5 | 11,5 | |||
4. | Статистические методы изучения динамики процессов | |||||
4.1. | Прогнозирование данных | |||||
4.2. | Задачи линейного программирования | |||||
Всего по дисциплине | ||||||
Экзамен | ||||||
Итого |
Таблица 2 – Разделы (темы) дисциплины и виды занятий направления 38.03.01 (080100.62) «Экономика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Распределение часов по разделам и темам заочная форма 5лет / 4 года | ЗИФ | |||
Л | ПЗ | СРС | Всего | |||
Методы описательной статистики | ||||||
1.1. | Статистический анализ данных | |||||
1.2. | Вычисление выборочных характеристик данных | 0,5 | 11,5 | |||
1.3. | Генеральная совокупность и выборка. Вариационные ряды. | 0,5 | 12,5 | |||
1.4. | Графическое представление вариационных рядов. Гистограмма, полигон, кумулята. | 0,5 | 9,5 | |||
1.5. | Построения распределений случайных величин и генерации случайных чисел | |||||
2. | Статистические методы изучения взаимосвязей процессов | |||||
2.1. | Корреляционный анализ | |||||
2.2. | Определение линейного коэффициента корреляции различными способами | |||||
2.3. | Регрессионный анализ | |||||
3. | Дисперсионный анализ | |||||
3.1. | Однофакторный дисперсионный анализ | |||||
3.2. | Двухфакторный дисперсионный анализ | |||||
4. | Статистические методы изучения динамики процессов | |||||
4.1. | Прогнозирование данных | |||||
4.2. | Задачи линейного программирования | |||||
Всего по дисциплине | ||||||
Экзамен | ||||||
Итого |
Обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия, С – семинары, ЛР – лабораторные работы, СРС – самостоятельная работа студентов, ЗИФ – занятия в интерактивной форме.