Человек учится в основном на своем опыте, животные опираются на опыт вида

Способность речи может служить хорошим примером. Каждый ребенок, если он не связан значительными врожденными дефектами, обладает необходимым костно-мышечным и нервным аппаратом, дающим ему возможность научиться говорить, слыша звуки речи и подражая им. Животные же с их сильными инстинктами не слишком нуждаются в обучении. Их исполнительные механизмы почти с самого рождения связаны с управляющими механизмами нервной системы. Связи в нервной системе предопределены, и необходим минимум опыта, чтобы навсегда запечатлеть определенную функцию.

Соловей поет одну и ту же песню в Японии и в Мексике (может быть, это не совсем точно, но достаточно для наших целей). Пчелы строят ульи одним и тем же образом, где бы они ни жили, и т.д.

В человеке же нет паттерна речи, заложенного от рождения; речь развивается как анатомически, так и функционально: ребенок будет говорить по-китайски, если он растет в Китае, или на другом языке, на том, на котором говорят вокруг него. Он должен посредством опыта образовать связи между определенными клетками нервной системы, активизирующими мышцы, посредством которых он говорит.

Для начала система обладает лишь способностью устанавливать те комбинации, которые предлагает опыт. Будучи установлены в опыте, эти паттерны опытом и поддерживаются: родной язык может быть забыт, и не так трудно выучить другой язык.

 

Индивидуальный опыт

Именно обучение речи имеет наибольшее влияние на развитие рта и относительную силу голосовых связок. Более поздние попытки овладения другим языком будут уже нести на себе влияние первого: существующие, уже установленные формы препятствуют новым комбинациям движений мышц рта и глотки, потому что они уже обрели тенденцию следовать освоенным паттернам автоматически.

Способность человека к приспособлению

Эти наблюдения помогают нам понять, почему вертикальная поза и ходьба столь различны у различных людей, хотя они и управляются частью мозга, функции которой ближе к инстинктивным, чем к произвольным действиям.

Вертикальная поза, как и речь, не имеет готовых связей клеток в нервной системе, хотя ходить мы научаемся раньше, чем говорить. В этой функции человек также с большей свободой приспосабливается к среде, чем животные, которые обнаруживают в этом отношении весьма небольшие вариации, в то время как для человека различия являются правилом, поскольку функции развиваются в личном опыте индивидуума.