Связь между инстинктом и намерением

Из этого следует, что хорошая поза должна быть доступна каждому человеку, рожденному без значительных дефектов. Организация этой позы выполняется системой, действующей автоматически, независимо от воли индивидуума; может быть, тогда все люди должны были бы стоять одинаково, как одинаково стоят все кошки и одинаково летают все воробьи?

В реальности же все и проще, и сложнее, чем кажется. Мы часто думаем, что инстинкт - это нечто совершенно отличное от знания и понимания, что пчела или паук выполняют автоматически, без всякого обучения то, для чего нам нужен мозг, сознание и воля и чему мы можем научиться лишь после продолжительного обучения. Это верно лишь отчасти. Даже инстинкт действует не совершенно автоматически, с другой же стороны, вещи, которые мы делаем произвольно, не полностью отделены от инстинкта.

 

Человеческая способность к обучению замещает инстинкт животных

Человеческие инстинкты, по сравнению с инстинктами животных, значительно ослабли. Не каждый ребенок начинает дышать в момент рождения, а иногда, чтобы заставить ребенка дышать, требуются значительные усилия. То же относится к сосанию: многих младенцев приходится специальным образом стимулировать, прежде чем они смогут удовлетворять эту свою жизненную потребность. Человек не располагает ясными и безошибочными инстинктами, которые могли бы руководить им при ходьбе и других движениях, даже в половом акте. С другой стороны, его способность к обучению значительно превосходит то, что есть у животных. Сильные инстинкты животных не дают им возможности отказаться от инстинктивного действия, так что изменения в инстинктивном действии не легко достигаются и не долго удерживаются. Таким образом, способность к обучению, состоящая в нахождении новых реакций на знакомые стимулы в результате опыта, - специфическая черта человека. Она заменяет ему могущественные инстинкты, которые с трудом допускают лишь малейшие изменения.