Естественная деятельность - общее наследство

Все естественные деятельности функционируют одинаково в каждом человеке, так же как они одинаковы у всех голубей или всех пчел.

Племена в различных частях мира, даже семьи на изолированных островах естественно научаются говорить, прыгать, бегать, драться, носить одежду, плавать, танцевать, шить, прясть шерсть, дубить кожи, плести корзины и т.д. В некоторых местах естественные деятельности развиваются и обогащаются, разрастаясь, в других остаются неизменными с ранних времен.

 

Вторая стадия • индивидуальная

В те времена, и в тех местах, где происходит развитие, мы всегда обнаруживаем особенную, индивидуальную стадию. Это значит, что отдельные люди находят свой собственный, индивидуальный способ выполнения действий. Один может найти особый способ выразить себя, другой - особый способ бега, особый способ плести корзину или делать что-то еще, что отличается от естественного способа. Если этот способ дает какие-то преимущества, он перенимается другими. Так австралийцы научились бросать бумеранг, швейцарцы освоили йодль, японцы изобрели дзю-до, а жители южных морей - особый вид плавания. Это вторая стадия.

 

Третья стадия - метод или профессионализация

Когда определенный процесс может быть осуществлен многими разными способами, кто-то может оценить важность процесса как такового, независимо от того, как он выполняется тем или иным индивидуумом. Он найдет что-то общее в том, как разные люди выполняют этот процесс, и определит процесс как таковой. На этой третьей стадии процесс выполняется в соответствии со специфическим методом, основанном на знании, а не естественно.

Если мы рассмотрим историю ремесел, практикуемых в цивилизованном мире, мы почти без исключения всюду найдем эти три стадии. На заре человечества люди естественно создавали прекрасные рисунки; Леонардо да Винчи использовал элементарные принципы перспективы, и лишь в 19 веке они были ясно определены, - и с тех пор им обучают в каждой школе искусств.