ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Мировая экономика: особенности, становление и периоды развития.
Понятия «мировая экономика» и «мировое хозяйство». Особенности мировой экономики как экономической системы и принципы ее функционирования. Основные субъекты мировой экономики. Место международных экономических отношений (МЭО) в системе мирового хозяйства.
Международное разделение труда и его роль в формировании мировой экономики. Исторический процесс становления мирового хозяйства. Значение международной торговли и возникновения капиталистического (рыночного) хозяйства в становлении мирового хозяйства. Возникновение мирового рынка и мирового хозяйства. Роль международного перемещения факторов производства, промышленного переворота и развития транспорта в образовании мирового хозяйства. Особенности мирового хозяйства на рубеже ХIХ-ХХ вв.
Этапы развития мирового хозяйства. Рост целостности мирового хозяйства в ходе его развития в послевоенный период. Интернационализация производства и ее движущие силы. Возникновение интеграционных объединений в мире. Возникновение международных экономических организаций и их роль в регулировании мирохозяйствнных процессов..
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 2. Современные тенденции развития мировой экономики
Особенности современного развития мировой экономики.
Постиндустриализация экономики: сущность и основные формы проявления. Теории индустриального и постиндустриалього общества.
Транснационализация экономики. Понятие транснациональной компании (ТНК). Либерализация хозяйственной жизни в мире и политика открытой экономики. Регионализация и интеграция.
Сущность и формы проявления глобализации хозяйственной жизни. Рост взаимозависимости национальных хозяйств в условиях глобализации экономики. Основные факторы глобализации экономики. Социально-экономические противоречия процесса глобализации экономики.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 3. Типология стран мира
Классификация (типология) стран мира и ее основные критерии. Разделение стран на различные группы в ходе исторического развития мирового хозяйства. Центр и периферия современного мирового хозяйства.
Классификация стран по уровню доходов: показатель ВНП/ВВП на душу населения. Расчет величины ВНП/ВВП по валютному курсу и по паритету покупательной способности. Страны-лидеры по общему объему ВНП/ВВП.
Определение уровня развитости экономики страны по отраслевой структуре, производству и потреблению основных видов продукции.
Классификация стран по стадиям экономического развития (роста). Современный экономический рост. Роль в обеспечении экономического роста производительности труда и обновления технологий.
Разделение стран на промышленно развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Гипотезы о типологии стран в будущем. Теория единой цивилизации. Теория столкновения цивилизаций.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 4. Разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и пути его преодоления
Изменение положения различных стран в мировой экономике. Понятие и показатели разрыва в уровняхсоциально-экономического развития между странами.
Размеры разрыва по показателю ВНП/ВВП на душу населения. Показатель индекса человеческого развития (ИЧР) и методика его расчета. Различия по странам и регионам мира по величине ИЧР.
Основные причины отсталости беднейших стран мира. Ускорение процессов уменьшения/ увеличения разрыва в уровнях развития.
Проблема преодоления разрыва в уровнях развития. Модели догоняющего развития и их реализации на практике. Достижения НИС и Китая.
Выбор модели экономического роста Казахстаном.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 5. Трудовые и природные ресурсы мирового хозяйства: роль в современной экономике и уровень обеспеченности стран
Динамика и структура населения мира. Трудовые ресурсы мира и их распределение по странам.
Отраслевая и профессиональная структура рабочей силы в промышленно развитых и развивающихся странах.
Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы. Основные центры притяжения рабочей силы в современных условиях. Регулирование международной миграции рабочей силы на национальном и международном уровне. Международная организация труда (МОТ): образование, цели деятельности и основные функции. Международная организация по миграции (МОМ): цели и задачи.
Основные виды природных ресурсов мира. Роль природных ресурсов в развитии современной экономики. Неравномерность распределения природных ресурсов между странами.
Мировые ресурсы минерального сырья и топлива: основные виды и оценка запасов. Страны – производители и страны – потребители минерально-топливных ресурсов.
Земельные, водные и лесные ресурсы: оценка запасов и темпы потребления в мире.
Природно-ресурсный потенциал Казахстана: оценка запасов и эффективность использования. Перспективы экспорта минерального сырья и топлива.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 6. Финансовые ресурсы мира и мировые рынки капиталов
Понятие финансовых ресурсов мира. Виды финансовых ресурсов. Формы международного движения финансовых активов. Механизм перераспределения финансовых ресурсов мира. Финансовые дериваты.
Мировой финансовый рынок: структура и основные участники. Транснациональные банки. Мировые финансовые центры.
Мировой валютный рынок и роль торговли валютой в современных условиях.
Мировой кредитный рынок. Зарубежная деятельность банков и возникновение рынка евровалют. Финансовые инструменты еврорынка.
Мировой рынок акций. Мировой рынок страховых услуг.
Золотовалютные резервы мира. Финансовая помощь. Внешний долг страны. Современный кризис внешней задолженности в мире. Золотовалютные резервы и внешний долг Казахстана.
Глобализация финансовых ресурсов и ее последствия. Международные финансовые спекуляции и мировые финансовые кризисы. Участие Казахстана в деятельности мировых финансовых рынков.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 7. Предпринимательские и научные ресурсы мировой экономики
Понятие предпринимательского ресурса. Национальный предпринимательский потенциал. Распределение и эффективность предпринимательского ресурса по странам. Рост значения предпринимательского ресурса в условиях глобализации. Предпринимательский ресурс ТНК. Роль предпринимательства в теории конкурентных преимуществ М. Портера.
Понятие и показатели научных ресурсов мира. Доля государственных расходов на НИОКР в развитых странах. Расходы на НИОКР в Казахстане.
Важнейшие научно-технические центры мира. Научно-технические комплексы и технопарки. Международный технологический обмен и его формы. Международная торговля лицензиями. Роль ТНК в передаче технологий.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 8. Участие национальной экономики в мировом хозяйстве
Автаркия и открытость национальной экономики. Выгоды и проблемы открытой национальной экономики. Критика радикальной концепции открытой экономики.
Необходимость и основные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей страны. Основные направления внешнеэкономической политики государства. Формирование внешнеэкономических связей Казахстана в постсоветский период. Либерализация внешнеэкономической деятельности. Место Казахстана в современном международном разделении труда. Воздействие глобализации на социально-экономическое развитие Казахстана.
Проблемы эффективного участия страны в мировом хозяйстве. Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность): понятие и показатели. Определение национальной конкурентоспособности на основе многофакторных моделей, разработанных Всемирным экономическим форумом. Теория конкурентных преимуществ М. Портера. «Детерминанты» конкурентных преимуществ страны («национальный ромб»). Роль случайных событий и правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ. Четырехфакторная модель конкурентоспособности национальной экономики.
Проблема формирования конкурентных преимуществ РК. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 9. Развитые страны в мировой экономике
Промышленно развитые страны: показатели уровня доходов, место и роль в мировой экономике. Страны-лидеры в группе промышленно развитых стран.
Три центра мирового экономического соперничества. Триада и ее периферия.
Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Экономика США. Экономика Канады. Экономика стран Западной Европы. Экономика Японии.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 10. Развивающиеся страны в мировой экономике
Основные характеристики группы развивающихся стран, их место и роль в мировом хозяйстве. Новые индустриальные страны (НИС). Страны – экспортеры сырья. Беднейшие страны мира.
Основные черты группы стран с переходной экономикой и их место в мировой экономике. Показатели уровня экономического развития Казахстана.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 11. Страны с переходной экономикой в мировой экономике
Основные черты группы стран с переходной экономикой и их место в мировой экономике. Экономические показатели стран с переходной экономикой. Страны бывшего социалистического лагеря. Характеристика стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Характеристика стран постсоветского пространства. Экономика стран СНГ. Экономика России. Экономика стран Центральной Азии.
Показатели уровня экономического развития Казахстана. Экономическая политика Казахстана. Структура экономики Казахстана по отраслям.
Экономика Китая. Понятие смешанной экономики. Особенности экономического развития и экономической политики Китая. Отраслевой анализ экономики Китая.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 12. Транснациональные корпорации (ТНК) в системе мирового хозяйства
Основные признаки ТНК. Многонациональные корпорации. Превращение ТНК в основных субъектов мирового хозяйства. Дуализм положения ТНК в системе мирового хозяйства. Возникновение системы международного производства на основе деятельности ТНК.
Структура организации и управления ТНК. Факторы эффективной деятельности ТНК.
Основные сферы деятельности ТНК. Особенности современной стратегии ТНК. Международные стратегические альянсы.
Воздействие деятельности ТНК на экономику принимающей страны. Противоречивость последствий деятельности ТНК на экономику развивающихся стран. Деятельность ТНК в РК и ее последствия.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 13. Интеграционные объединения мира
Понятие международной экономической интеграции. Предпосылки и факторы экономической интеграции. Межгосударственные интеграционные объединения.
Интеграционные группировки развитых стран. Европейский союз: основные черты и роль в мировой экономике. НАФТА: образование и роль в мировой экономике. АТЭС: состав стран и перспективы развития.
Интеграционные группировки развивающихся стран и проблемы их развития. МЕРКОСУР и АСЕАН. Особенности интеграционных процессов в Африке.
Интеграционные группировки стран с переходной экономикой. Участие Казахстана в интеграционных процессах. СНГ и ЕвроАзЭС.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 14. Международные экономические организации
Необходимость регулирования мирохозяйственных процессов на международном уровне и возникновение международных экономических организаций. Цели и принципы деятельности международных экономических организаций. Классификация международных экономических организаций.
Система ООН. ЭКОСОС – главный экономический орган ООН. Международные экономические организации в системе ООН.
ОЭСР: состав и главные задачи функционирования.
Многосторонние торгово-экономические организации. ВТО/ ГАТТ, ЮНКТАД, МТП.
Международные валютно-финансовые и кредитные организации. МВФ: роль и функции в мировой экономике. Группа Всемирного Банка: состав и цели образования. МБРР, МАР (Международная организация развития), МФК (Международная финансовая корпорация), МАГИ (Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций), МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиций). Банк международных расчетов: возникновение и роль в международных валютно-финансовых отношениях. Региональные банки развития: Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и др.
Специализированные международные экономические и научно-технические организации.
Деятельность международных экономических организаций в Казахстане.
Литература: 1-35 (п.5)
Тема 15. Глобальные экономические проблемы в мировом хозяйстве
Основные глобальные экономические проблемы человечества. Экологический кризис как глобальная проблема Проблемы экологии и устойчивого развития мировой экономики. Пути решения экологических проблем. Программы обеспечения экологической безопасности.
Демографические проблемы в развитии мировой экономики. Проблема перенаселения в мире. Регионально-экономический аспект проблемы и пути ее решения.
Проблема продовольственного обеспечения жителей Земли. Общая ситуация и регионально-экономический аспект продовольственного обеспечения населения. Проблема голода и ключевые факторы ее решения. Координация национальных и международных усилий в решении проблемы.
Участие Казахстана в решении глобальных экономических проблем мира.
Литература: 1-35 (п.5)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Мировая экономика: особенности, становление и периоды развития.
Вопросы:
1. МЭ (МХ): сущность и характерные черты.
2. Этапы эволюции МЭ.
3. МРТ: сущность, предпосылки, тенденции.
Тема 2. Современные тенденции развития мировой экономики
Вопросы:
1. Экономика открытого типа: сущность и характерные черты.
2. Тенденции глобализации МЭ. Сущность и формы интеграции стран.
3. Тенденции неравномерности развития современной МЭ.
4. Международная конкуренция: ее цели и методы.
Тема 3. Типология стран мира
Вопросы:
1. Критерии классификации стран. Периферии и центры мирового хозяйства
2. Классификация стран
3. Гипотезы о типологии стран в будущем. Теория единой цивилизации. Теория столкновения цивилизаций
Тема 4. Разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и пути его преодоления
Вопросы:
1. Понятие и показатели разрыва в уровняхсоциально-экономического развития между странами.
2. Основные причины отсталости беднейших стран мира.
3. Модели догоняющего развития и их реализации на практике. Достижения НИС и Китая.
4. Выбор модели экономического роста Казахстаном.
Тема 5. Трудовые и природные ресурсы мирового хозяйства: роль в современной экономике и уровень обеспеченности стран
Вопросы:
1. Природные ресурсы: классификация, роль в МХ.
2. Экономический рост и проблема ограниченности природных ресурсов.
3. Население и трудовые ресурсы мировой экономики.
Тема 6. Финансовые ресурсы мира и мировые рынки капиталов
Вопросы:
1. Мировой финансовый рынок: структура и основные участники.
2. Мировой валютный и кредитный рынок.
3. Мировой рынок акций. Мировой рынок страховых услуг.
4. Золотовалютные резервы и внешний долг Казахстана.
5. Глобализация финансовых ресурсов и ее последствия.
6. Участие Казахстана в деятельности мировых финансовых рынков.
Тема 7. Предпринимательские и научные ресурсы мировой экономики
Вопросы:
1. Предпринимательский ресурс. Роль предпринимательства в теории конкурентных преимуществ М. Портера.
2. Научные ресурсы мира. Расходы на НИОКР в развитых странах и в Казахстане.
3. Важнейшие научно-технические центры мира. Научно-технические комплексы и технопарки.
Тема 8. Участие национальной экономики в мировом хозяйстве
Вопросы:
1. Мирохозяйственная стратегия Казахстана и перспективы ее интеграции в МЭ.
2. Роль РК на современном этапе развития в МЭ.
Тема 9. Развитые страны в мировой экономике
Вопросы:
1. Индустриальные страны в МЭ. Роль «большой семерки» и «триады» в МЭ.
2. Место США в МЭ.
3. Роль стран ЕС в МЭ
Тема 10. Развивающиеся страны в мировой экономике
Вопросы:
1. Характерные черты экономики РС.
2. Неравенство развития РС. Показатели уровня их социально-экономического развития.
3. Ближневосточный регион МЭ.
4. Страны Латинской Америки в МХ.
5. Страны Африки в МХ.
Тема 11. Страны с переходной экономикой в мировой экономике
Вопросы:
1. Страны с переходной экономикой: понятие, признаки, классификация.
2. Страны бывшего социалистического лагеря.
3. Экономика Казахстана.
4. Китай – особенности социально-экономического развития, открытая экономика.
Тема 12. Транснациональные корпорации (ТНК) в системе мирового хозяйства
Вопросы:
1. Сущность, виды и признаки ТНК.
2. Место ТНК в МЭ. Отраслевое и территориальное распределение.
3. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в различных группах стран МХ.
Тема 13. Интеграционные объединения мира
Вопросы:
1. Интеграционные процессы в мировой экономике.
2. НАФТА и АТЭС.
3. МЕРКОСУР и АСЕАН.
4. Интеграционные группировки стран с переходной экономикой. У
5. частие Казахстана в интеграционных процессах. СНГ и ЕвроАзЭС.
Тема 14. Международные экономические организации
Вопросы:
1. Международные экономические организации: цели, принципы, классификация
2. Система ООН. ОЭСР.
3. Многосторонние торгово-экономические организации. ВТО/ ГАТТ, ЮНКТАД, МТП.
4. Международные валютно-финансовые и кредитные организации.
5.Специализированные международные экономические и научно-технические организации.
6.Деятельность международных экономических организаций в Казахстане.
Тема 15. Глобальные экономические проблемы в мировом хозяйстве
Вопросы:
1. Основные глобальные экономические проблемы человечества.
2. Экологический кризис как глобальная проблема
3. Демографические проблемы в развитии мировой экономики.
4. Проблема продовольственного обеспечения жителей Земли.
5. Участие Казахстана в решении глобальных экономических проблем мира.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ:Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Тема 1. Методические рекомендации:
В первом вопросе следует уделить внимание сущностным характеристикам мировой экономики.
Вовтором вопросенеобходимо рассмотреть исторические условия появления мировой экономики, охарактеризовать этапы ее эволюции.
В третьем вопросе следует определить исторические условия появления разделения труда, основные тенденции и причины необходимости роли разделения труда, специфические черты МРТ.
Тема 2. Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается сущностные характеристики открытой экономики, выделить отличия от закрытой экономики. Необходимо рассмотреть причины возникновения такой модели экономики.
Второй вопрос следует посвятить изучению причин появления таких понятий как «глобализация», «интеграция», «интернационализация». Выделить основные тенденции данных процессов. Рассмотреть основные формы интеграции. Определить роль международных организации в глобальном пространстве.
В третьем вопросе рассмотрите причины неравномерного развития современной экономики, разногласия в интеграционных блоках.
Четвертый вопрос предполагает рассмотрение сущности международной конкуренции, выделение основных методов конкурентной борьбы на мировой арене. Определить конкурентные преимущества стран.
Тема 3. Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается сущностные характеристики периферии и центров мирового хозяйства. Выделить причины их выделения. Необходимо выделить критерии классификации стран.
Второй вопрос подразумевает выделение видов стран в зависимости от различных параметров, их особенности.
В третьем вопросе рассмотрите теории единой цивилизации и столкновения цивилизаций. Определить с чем связаны данные теории и отличительные черты.
Тема 4. Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается сущностные характеристики социально-экономического развития, разрыва между ними: причины, особенности, состав по уровням.
Второй вопрос следует посвятить изучению причин появления беднейших стран мира. Каким образом мировая экономика в лице стран ведет борьбу с такой тенденцией.
В третьем вопросе рассмотрите модели догоняющего развития и их реализации на практике. При этом большее внимание надо уделить достижениям НИС и Китая: причины специфических особенностей развития экономики.
Четвертый вопрос предполагает рассмотрение модели экономического роста Казахстана: причины такого выбора и тенденции развития, возможные результаты такого направления.
Тема 5. Методические рекомендации:
При изучении первого вопроса рассматриваются классификация природных ресурсов, основные тенденции в их использовании на мировом рынке.
Во втором вопросе следует изучить суть экономического роста при ограниченности ресурсов. Затем рассмотреть глобальные проблемы в использовании природных ресурсов, определить роль ООН в их решении.
По третьему вопросу дайте определение трудовым ресурсам. Выделите тенденции развития рынка рабочей силы в мировой экономике. Затем рассмотрите демографическую политику на уровне национального хозяйства и на уровне мировой экономики. Изучите процессы урбанизации в мировом хозяйстве.
Тема 6. Методические рекомендации:
Первый вопросхарактеризует роль мирового финансового рынка. Выделите участников и его структуру
Во втором, третьем вопросе изучите мировые рынки капиталов: определение, особенности, участники, тенденции.
В четвертом рассмотрите цели использования золотовалютных резервов. Затем определите причины внешнего долга Казахстана.
В пятом вопросе рассмотрите особенности глобализации финансовых ресурсов и определите последствия данного процесса.
В шестом вопросе необходимо указать направления, активность участия Казахстана в деятельности мировых финансовых рынков.
Тема 7. Методические рекомендации:
В первом вопросерассмотрите сущность предпринимательского ресурса как фактора. Изучите теорию конкурентных преимуществ М. Портера, определить роль предпринимательства в ней.
При рассмотрении второго вопроса выделите необходимость использования научных ресурсов, важность НИОКР. Затем рассмотрите расходы на НИОКР в различных странах, проанализируйте.
Приизучении третьего вопроса нужно рассмотреть научно-технические центры мира, технопарки и технические комплексы: особенности и направления деятельности, причины создания.
Тема 8. Методические рекомендации:
В первом вопросе следует раскрыть перспективы интеграционного развития Казахстана. Определить мирохозяйственную стратегию Казахстана, исходя из Посланий Президента РК Назарбаева Н.А., причины необходимости интеграции в мировое сообщество.
Второй вопросраскрывает особенностиказахстанской экономики, определяет основные направления интеграции и роль Казахстана в мировой экономике.
Тема 9. Методические рекомендации:
В первом вопросеобратить внимание на то, что существует естественная и неизбежная неравномерность в развитии экономик государств. Наиболее развитые страны относятся к индустриальным. Выделите особенности данной группы стран. Определите, какие государства включает «триада» и «большая семерка», их роль в мировой экономике
При рассмотрении второго вопроса все особенности индустриальных стран отобразить на примере США. Изучить основные направления развития экономики страны, каким образом это отражается на другие государства. Определить положение США на мировой арене.
Приизучении третьего вопроса нужно рассмотреть исторические особенности экономического развития стран ЕС. Определить положение стран Европейского союза в мировом сообществе.
Основная литература: 1-13
Дополнительная литература: 1-12
Периодические издания: 1-12
Источники на электронных носителях: 1-3
Интернет-источники: 1-7
Тема 10. Методические рекомендации:
В первом вопросе следует раскрыть сущностные характеристики развивающихся стран, определить состав группы.
Второй вопрос характеризует показатели социально-экономического развития развивающихся стран. Выявить причины появления такой группы стран, а также неравномерности развития внутри группы.
В третьем вопросе необходимо рассмотреть ресурсный потенциал, структуру экономики Ближневосточного региона. Отметить роль ОПЕК в мировой экономике
При рассмотрении четвертого вопроса необходимо обратить внимание на отраслевую структуры стран Латинской Америки и определить положение на мировой арене.
В пятом вопросе нужно отметить, социально-экономическую структуру стран Африки, определить понятие «отсталость экономики» и причины возникновения таковой. Изучить международный опыт решения проблемы бедности в странах Африки.
Тема 11. Методические рекомендации:
В первом вопросе следует раскрыть характерные признаки стран с переходной экономикой, состав группы.
Второй вопросраскрывает специфику стран бывшего социалистического лагеря, а именно стран Центральной и Восточной Европы, стран СНГ, определить их роль в мировой экономике.
В третьем вопросе необходимо раскрыть специфику экономической модели экономики, структурные сдвиги, особенности внешнеэкономических связей и роль Казахстана в мировом хозяйстве.
Четвертый вопроспосвящен раскрытию содержания китайской модели экономики, эффективно сочетающей в себе конкурентно-рыночное и планирующее начала.
Тема 12. Методические рекомендации:
В первом вопросе следует раскрыть особенности, виды транснациональных корпораций. Определите причины появления этих компаний, каким образом они проявляют себя на мировом рынке
Второй вопросраскрывает место ТНК в мировой экономике. Раскрыть последствия прямых зарубежных инвестиций для стран базирования ТНК и принимающих стран.
В третьем вопросе необходимо раскрыть специфику деятельности ТНК в различных странах, показать последствия от такой деятельности.
Тема 13. Методические указания:
В первом вопросе следует раскрыть сущность процесса интеграции. Определите причины необходимости данного процесса, выделите уровни интеграции.
Во втором, третьем, четвертом и пятом вопросе рассмотрите основные интеграционные группировки на различных континентах: состав, причина, направления деятельности, сроки.
Тема 14. Методические рекомендации:
Первый вопросхарактеризует роль международных организации в обеспечении глобального экономического пространства.
Во втором, третьем, четвертом, пятом вопросе рассмотрите основные международные экономические организации: состав, причина создания, направления деятельности, объемы влияния, цели создания, успехи.
В шестом вопросе необходимо указать направления участия, активность и программы международных экономических организаций, которые реализуются в Казахстане.
Тема 15. Методические указания:
В первом вопросе следует раскрыть сущность глобальных экономических проблем, выделить общие причины.
Во втором, третьем, четвертом вопросе рассмотрите основные глобальные проблемы человечества: причина, параметры, объемы, направления деятельности по ее решению, сроки, участники.
В пятом вопросе необходимо указать направления участия, активность и программы, в которых участвует Казахстан.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ТИПОВЫМ РАСЧЕТАМ, ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) не предусмотрены учебным планом
ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Задания для СРСП прежде всего охватывают те вопросы, которые не включены в планы семинарских занятий. Поэтому задания, предлагаемые на СРСП, дополняют, углубляют и закрепляют знания, полученные в ходе СРС. В ходе СРСП студенты могут выяснить у преподавателя вопросы, которые возникли у них в процессе подготовки к семинарским занятиям. Выполнение задания СРСП обязательно для всех студентов. На СРСП студенты должны приносит собой все возможные учебники, учебно-методические разработки и другие материалы. Наиболее подготовленные студенты, которые в состоянии выполнять задания самостоятельно могут не посещать СРСП, но задания обязательно должны сдать преподавателю для проверки. Для выполнения заданий СРСП желательно завести отдельную тетрадь. Выполнение заданий СРСП поможет студентам лучше подготовится к семинарским занятиям и лекциям. Выполнение заданий СРСП оценивается от 5 до 10 баллов.