Выбор набора товаров А и В, максимизирующего полезность
Количество | Полезность | |||||
Товар А (сок) | Товар В (бутерброд) | |||||
Общая полезность (TU) | Предельная полезность (MU) | Общая полезность (TU) | Предельная полезность (MU) | |||
В ютилях | В расчете на 1 руб. | В ютилях | В расчете на 1 руб. | |||
8/2=4 | 20/4=5 | |||||
6/2=3 | 16/4=4 | |||||
4/2=2 | 6/4=1,5 |
Определим какой из наборов товаров при ограниченном бюджете принесет потребителю наибольшую сумму полезности или удовлетворения. Для этого экономисты рассчитывают предельную полезность в расчете на рубль денежного дохода формализуя тем самым второй закон Госсена, формулируя правило максимизации полезности и описывая ситуацию равновесия потребителя
Из таблицы 4 следует, что предельная полезность двух бутербродов и одного стакана сока в расчете на 1 рубль равны 4 ютиля. Это условие называют условием равновесия потребителя или правилом максимизации полезности. В алгебраической форме:
Общая полезность всего набора товаров в рамках бюджетного ограничения составит:
TU1= 20 + 16 + 8 = 44 ютиля
Если потребитель пожелает приобрести другой набор товаров – два товара А (2 стакана сока) и один товар В (бутерброд), то произойдет перераспределение потребительских расходов между товарами в пользу товара с более высоким уровнем предельной полезности в расчете на рубль, что приведет к изменению совокупной (общей) полезности для потребителя, то есть
Последний рубль, израсходованный на товар А (сок) дает получение 3 ютилей (6/2 руб.) удовлетворения потребности, а последний рубль, затраченный на приобретение товара В, - 5 ютилей (20/4 рубля). В расчете на 1 рубль единицы товара В (бутерброд) обеспечивают большее добавочное удовлетворение, чем единицы товара А (сока). Таким образом, потребитель будет увеличивать свое совокупное удовлетворение, покупая больше товара В и меньше товара А. Предельная полезность от дополнительных единиц товара В будет уменьшаться согласно "закона" убывания предельной полезности товара, в то время как предельная полезность единиц товара А будет увеличиваться .Cовокупная полезность этого набора товаров составит:
TU2= 20 + 8 + 6 = 34 ютиля
Таким образом потребитель достигает максимума общей полезности TU1 = 44 ютиля приобретая два товара В (бутерброда) и один товар А (1 стакан сока). Любая другая комбинация товаров даст потребителю меньшую величину полезности (TU2 = 34 ютиля).
Что произойдет, если цена товара В снизится вдвое? Тогда на те же 10 рублей потребитель сможет купить 1 единицу товара А и 4 единицы товара В, то есть при снижении цены количество приобретаемых товаров будет возрастать. Кривая спроса на данный товар будет иметь нисходящую форму.
Однако, закон убывания спроса экономисты объясняют также на основе эффекта дохода и эффекта замещения дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Эффект замещения заключается в том, что потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею относительно подорожавшие товары.
Оценка поведения потребителя с позиций ординалистической[11] (порядковой) теории полезности[12]
Этот подход предполагает, что потребитель просто может сравнить и упорядочить различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности, для него более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. При этом не исключается возможность присвоения полезностям товарных наборов некоторых численных значений.
Экономическая модель потребительского выбора в данной концепции базируется на основополагающих предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг:
1. Предложение о сравнимости, то есть способности ранжировать альтернативные наборы (комбинации) товаров в таком порядке. который отражает их предпочтения. Например, набор А предпочтительнее, чем набор В (A B); набор А менее предпочтителен, чем набор В (A B); набор А столь же предпочтителен, как и набор В – потребитель безразличен в выборе между А и В (А ~ В).
2. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Это означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С, т.е.
если А В и В С,
то А С