Методические указания

по выполнению курсового проекта

ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

для студентов дневного отделения по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

 

 

Шахты-2013


ОДОБРЕНА на заседании ЦМК общетехнических и спецмальных дисциплин

Протокол № __от ____ 2013 г.

Председатель ЦМК

______________Е.П Даниленко

 

 


 

Составитель:

 

  Разработал: Тананакина Е.А   преподаватель ГБОУ СПО РО «ШРКТЭ им. ак. Степанова П.И.»  
  Рецензент: Подройкин И.И.   преподаватель ГБОУ СПО РО «ШРКТЭ им. ак. Степанова П.И.»  

 


СОДЕРЖАНИЕ


Цели и задачи курсового проекта

Введение

1 Общий раздел

1.1 Назначение и характеристика АТП

1.2 Характеристика объекта проектирования

2 Технологический раздел

2.1 Выбор исходных данных и корректирование нормативов режима ТО и ремонта

2.2 Корректирование нормативов режима ТО и ремонта автомобилей

2.3 Расчет коэффициентов технической готовности и использования автомобилей

2.4 Расчет годовой производственной программы п о ТО и ремонту автомобилей

2.5 Определение технологически необходимого количества рабочих на объекте проектирования

3 Организационный раздел

3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП и объекте проектирования

3.2 Схема технологического процесса на объекте проектирования

3.3 Выбор режима работы производственных подразделений

3.4 Расчет количества постов и линий для зон ТО, ТР, диагностирования

3.5 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации

3.6 Подбор технологического оборудования

3.7 Определение планового потребного количества рабочих проектируемого объекта

3.8 Расчет производственной площади объекта проектирования

3.9 Технологическая карта

3.10 Техника безопасности

Заключение

Список литературы

Приложение А -

Приложение Б -

Приложение В -

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Приложение З

Приложение И

 

 


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект является завершающим этапом при изучении ПМ 01.,МДК 01.02«Техническое обслуживание автомобилей» и позволяет закрепить, углубить и обобщить полученные знания и умения, применив их при решении конкретных поставленных заданием на курсовой проект задач. Способствовать развитию самостоятельности, целеустремленности и подготовке к выполнению следующего этапа – дипломного проекта.

Студент в ходе курсового проектирования должен научиться:

- правильно формулировать и обосновывать выбранные решения;

- пользоваться действующими приложениями и нормативными докумен-тами;

- проектировать производственные участки и зон автотранспортного предприятия;

- правильно организовывать технологический процесс ТО и ТР, учитывая формы и методы организации труда и управления производством;

- рассчитывать производственную программу предприятия;

- подбирать оборудование соответствующих производственных подразделений;

- разрабатывать мероприятия по технике безопасности.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части, оформляется в соответствии с действующим стандартом оформления текстовой документации, объём пояснительной записки 25-40 листов формата А4 (210×297 мм), объём графической части - один лист формата А1 (594×841 мм).

Графическая часть выполняется в виде технологической планировки производственного подразделения АТП (автотранспортного предприятия): моторного отделения, электротехнического отделения, кузовного участка, агрегатного участка, зоны ТО-1, зоны ТО-2, зоны ТР, и. т. д. Она должна соответствовать заданию на курсовой проект.

Пояснительная записка включает в себя:

титульный лист;

задание на курсовой проект;

содержание;

введение;

1 общий раздел;

2 технологический раздел;

3 организационный раздел;

заключение;

список литературы.

 


ВВЕДЕНИЕ

Во введении необходимо сформулировать цель и задачи курсового проекта, увязав их с общими задачами, стоящими перед автомобильным транс­портом и заданием.

Материал введения рекомендуется изложить в определённой последовательности, раскрывая содержание следующих вопросов:

- значение автомобильного транспорта в обеспечения перевозок грузов и пассажиров народного хозяйства;

- задачи, стоящие перед автомобильным транс­портом;

- значение технического обслуживания и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава;

- задачи стоящие перед технической службой автотранспортных предприятий в области ТО и ремонта;

- цель проекта - показать значение и место объекта проектирования в общем технологическом процессе ТО и ТР подвижного состава, значимость проектных разработок по нему.

Задача проекта - отразить перечень тех вопросов, которые необходимо ре­шить в проекте и которые являются составными частями проекта, в соответствии с методическими указаниями к выполнению курсового проекта.

 

 

1 ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Назначение и характеристика АТП

 

В данном разделе необходимо дать общую характеристику предприятия, по которому выполняется проект, и краткую характеристику объекта проектирова­ния.

В общей характеристике предприятия рекомендуется привести основные данные об условиях эксплуатации подвижного состава.

В общей характеристике следует отразить:

- тип предприятия по производственному назначению с указанием его про­изводственных функций;

- тип и модели подвижного состава и примерную характеристику перевози­мых грузов;

- категорию условий эксплуатации;

- природно-климатическую зону, в которой эксплуатируется подвижной со­став;

- количественный и качественный состав автомобилей;

- среднесуточный пробег автомобилей;

- режим работы подвижного состава, включая количество дней работы в го­ду, время начала и конца выхода на линию, среднюю дневную продолжитель­ность работы на линии.

 

 

1.2 Характеристика объекта проектирования

В характеристике объекта проектирования необходимо указать:

- наименование объекта проектирования;

- назначение объекта проектирования на АТП с указанием основных видов работ, выполняемых на нём, число смен, количество рабочих дней в году.

 

 

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Данный раздел включает технологический расчет производственных под­разделений по техническому обслуживанию, диагностике и текущему ремонту подвижного состава на АТП.

Целью технологического расчета является определение объема работ по объекту проектирования и расчет необходимого количества исполнителей на нем.

Технологический расчет предполагает последовательное решение следую­щих задач:

- выбор сходных данных и корректирование нормативов режима ТО и ремонта;

- определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования;

- определение годового пробега автомобилей и прицепов на АТП;

- определение годового объёма работ по объекту проектирования;

- определение количества исполнителей на объекте проектирования.

Поскольку для различных объектов проектирования решение указанных за­дач имеет ряд особенностей, ниже приводится методика технологического расче­та по каждой из предлагаемых тем проекта.

 

2.1 Выбор исходных данных и корректирование нормативов режима ТО и ремонта

Исходными данными для технологического расчета является группа показа­телей, часть из которых принимается из задания на проектирование, другая часть показателей принимается по нормативной литературе. Их перечень определяется темой проекта.

Исходные данные, принимаемые из нормативной литературы (для проектов по техническому обслуживанию автомобилей:

- нормативная периодичность ТО–1 (техническое обслуживание № 1) Lн1, км;

- нормативная периодичность ТО–2 (техническое обслуживание № 2) Lн2, км;

- норматив межремонтного пробега до КР (капитальный ремонт) LнКР, км;

- норматив разовой трудоемкости ТО-1 tн1, чел-ч;

- норматив разовой трудоемкости ТО-2 tн2, чел-ч;

-норматив разовой трудоемкости ЕО (ежедневное обслуживание) tнЕО чел-ч;

- норматив удельной трудоемкости текущего ремонта ТР (текущий ремонт) tнТР, чел-ч./1000 км;

-норматив дней простоя в ТО и ТР dнТО и ТР, дней/1000 км;

- норматив дней простоя в КР dКР, дней.

Значение исходных нормативов, определяющих режим технического об­служивания и ремонта, целесообразно свести в таблицу 1.

 

Таблица1 - Значение исходных данных

Тип подвижного состава (модель) Количество автомобилей Среднесуточный пробег, км Количество автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации.
До 0,25×LКР (0,25-0,5) ×LКР (0,5-0,75) ×LКР (0,75-1,00) ×LКР Свыше 1.00×LКР
               

 

Значения исходных нормативов целесообразно свести в таблицу 2.

 

Таблица 2 - Нормативы режима ТО и ремонта подвижного состава

Тип ПС (модель) lcc, км Lн1, км Lн2, км tнЕО, чел-ч tн1 чел-ч tн2 чел-ч tнТР, чел-ч/1000 км LнКР тыс.км dнТО и ТР, дней/1000км dКР, дней
                     

 

2.2 Корректирование нормативов режима ТО и ремонта автомобилей

 

2.2.1 Коэффициенты корректирования

Для выполнения технологического расчета исходные нормативы режима (ТО) и ремонта должны быть скорректированы с учетом реальных условий, в которых эксплуатируется подвижной состав.

Корректирование исходных нормативов производится с помощью специальных коэффициентов:

Kl - коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации;

К2 - коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы;

КЗ - коэффициент корректирования, учитывающий природно-климати-ческие условия;

К4 - коэффициент корректирования, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации;

К5 - коэффициент корректирования, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава;

 

2.2.2 Корректирование периодичности ТО

Периодичность ЕО LЕО обычно равна среднесуточному пробегу автомобиля lсс.

Периодичность TO-1 L1, км, и TO-2 L2, км, рассчитывается по формуле

 

, (1)

 

где Lн1,2 - нормативная периодичность соответственно ТО-1 и ТО-2, принимается из таблицы исходных нормативов (смотри таблицу 2 ПЗ);

КТО =К1×К3 - результирующий коэффициент корректирования периодичности ТО.

Значение коэффициентов К1 и К3 принимается из Приложения Л.

После корректирования периодичности ТО необходимо обеспечить кратность: L1 ~ lсс, L2 ~ L1,

 

2.2.3 Корректирование нормы межремонтного пробега

Пробег автомобиля до первого капитального ремонта LКР, км, определяется по формуле:

 

, (2)

 

где LнКР - нормативный пробег базовой модели автомобиля, км; принимается из таблицы исходных нормативов (смотри таблицу 2 ПЗ);

ККР= К1 ×К2 ×К3 - результирующий коэффициент корректирования межремонтного пробега.

Значение коэффициентов К1, К2, К3 принимается из Приложения Л.

После корректирования нормы межремонтного пробега необходимо обеспечить кратность: LКР ~ L2.

После капитального ремонта, пробег автомобиля до следующего капитального ремонта снижается на 20%, т. е. L/КР=0,8·LКР.

Чтобы не вести два параллельных расчета по группе "новых" и "старых" автомобилей одной модели или группы однотипных автомобилей, для упрощения технологического расчета необходимо определить средневзвешенную величину нормы межремонтного пробега автомобиля за цикл , км, определяется по формуле

 

, (3)

 

где А- среднесписочное число автомобилей, не прошедших КР;

А' -среднесписочное число автомобилей, прошедших КР.

Значение А и А' принимается из таблицы исходных данных.

 

2.2.4 Корректирование трудоемкости ТО

Трудоемкость tЕО(1,2), чел-ч, определяется по формуле

 

, (4)

 

где tнЕО(1,2) - нормативная трудоемкость единицы ТО данного вида ЕО, ТО-1, ТО-2, чел-ч;

КТО=К2 ×К5 - результирующий коэффициент корректирования трудоемкости ТО.

Нормативная трудоемкость tнЕО(1,2) принимается из таблицы исходных нормативов (смотри таблицу 2 ПЗ); Значение коэффициентов К2 и К5 принимается из Приложения Л.

При расчете трудоемкости ТО прицепов и полуприцепов, К2 следует принять равной единице, т. е. К2=1,0.

 

2.2.5 Корректирование трудоемкости общей и поэлементной диагностики

Величина трудоемкости общей tД-1, чел-ч, и поэлементной tД-2, чел-ч, диагностики в соответствии с рекомендациями по распределению обшей трудоемкости ТО и ТР по видам работ рассчитывается по формуле

 

, (5)

 

где t1(2) - скорректированная трудоемкость соответственно ТО-1 и ТО-2, чел-ч;

С1(2) - проценты распределения общей трудоемкости ТО, выпадающих на долю диагностических работ.

ВеличинаС1(2) принимается из Приложения А, величина t1(2) рассчитывается по формуле (4).

 

2.2.6 Корректирование трудоемкости ТР на 1000 км пробега

Удельная трудоемкость текущего ремонта tТР, чел-ч, определяется по формуле

 

, (6)

 

где tнКР - нормативная трудоемкость ТР на 1000 км пробега автомобиля, принимается из таблицы исходных нормативов (смотри таблицу 2 ПЗ).

ККР=К1 · К2 · К3 · K4(cp) ·K5 - результирующий коэффициент корректирования трудоемкости ТР на 1000 км пробега автомобиля.

Значения K1 ,K2,K3, K5 принимается из Приложения Л.

Величина К4(cp) определяется по формуле:

 

, (7)

 

где А1-число автомобилей, имеющих пробег до 0.25 LКР;

А2-число автомобилей, имеющих пробег (0.25¸0.50) LКР;

А3-число автомобилей, имеющих пробег (0.50¸0.75) LКР;

А4-число автомобилей, имеющих пробег (0.75¸1.0 ) LКР;

А5-число автомобилей, имеющих пробег свыше 1.0 LКР;

Значения А1, А2, А3, А4, А5 принимаются из таблицы исходных данных.

Значения коэффициентов К4(1), К4(2), К4(3), К4(4), К4(5) принимается из Приложения Л.

 

2.2.7 Корректирование нормы дней простоя автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега

Норма простоя автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега dТОиТР, дней/1000км определяется по формуле

 

, (8)

 

где dнТОиТР - исходная норма дней простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега, дней/1000 км.

Значение dнТО и ТР - принимается из таблицы исходных нормативов.

Величина К/4(ср) рассчитывается как средневзвешенная величина по формуле, аналогичной формуле (7).

Значения коэффициентов корректирования К/4(1), К/4(2), К/4(3), К/4(4), К/4(5) в этой формуле должны быть приняты в соответствии с Приложением Л.

Результаты корректирования периодичности ТО, нормы межремонтного пробега, а также трудоёмкости ТО и ТР на 1000 км пробега, целесообразно свести в таблицу 3 для каждой модели отдельно.

 

Т а б л и ц а 3 - Выбор и корректирование нормативов технического обслуживания ремонта автомобиля ____________

Показатель Обозначение Значение норматива Коэффициенты корректирования Принятое с учетом кратности
исход-ное скоррек-тированное К1 К2 К3 К4 К5
Среднесуточный пробег, км lсс   - - - - - -  

 

продолжение таблицы 3

Показатель Обозначение Значение норматива Коэффициенты корректирования Принятое с учетом кратности
исход-ное скоррек-тированное К1 К2 К3 К4 К5
Периодичность ТО, тыс.км: ТО-1 ТО-2 L1 L2           - -         - -     - -  
Пробег до первого КР, тыс. км LКР           - -  
Трудоемкость ТО и ТР:                       - - -   - - -        
ЕО, чел-ч ТО-1,чел-ч ТО-2,чел-ч ТР, чел-ч/1000 км tЕО t1 t2 tТР     - - -        
Продолжитель-ность простоя в ТО и ТР, дней/1000 км dТО и ТР       -   -   -     -  
Дни простоя в КР, дней dКР     -   -   -   -   -   -  
                     

 

2.2.8 Приведение подвижного состава предприятия к технологически совместимым группам

Приведение выполняется по видам воздействия ЕО, ТО-1, TO-2, ТР в зависимости от проекта с помощью коэффициента приведения. При этом необходимо учитывать технологическую совместимость подвижного состава согласно Приложения Р. За основные модели следует принимать базовые автомобили, например ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320.

При выполнении зачетов по ТО и ТР автомобилей коэффициент приведения Кпр определяется по формуле

 

,(9)

 

где – суммарная удельная трудоемкость приводимого автомобиля, чел-ч/1000 км;

– суммарная удельная трудоемкость основной модели.

Расчет суммарной трудоемкости ТО и ТР приходящийся на 1000 км пробега , чел-ч/1000 км, производится для каждой модели отдельно по формуле

 

, (10)

 

где tЕО, t1, t2, tТР. –скорректированная трудоёмкость соответствующего вида обслуживания, чел-ч. (смотри таблицу 3 ПЗ).

lсс, L1, L2, - скорректированный пробег для соответствующего вида обслужи-вания с учетом кратности, км. (смотри таблицу 3 ПЗ)

Определение общего количества автомобилей, с учетом приведённых Апр, производится по формуле

(11)

 

где Аосн - количество автомобилей принятых за основную модель, единиц;

А1---, А2---, А3---, - количество автомобилей каждой приводимой модели, единиц, (смотри таблицу 1 ПЗ).

Кпр.осн., Кпр1, Кпр2, Кпр3, - коэффициенты приведения, определяются по формуле (9)

Для облегчения ведения дальнейших расчетов необходимые данные предпочтительно свести в таблицу 4.

 

Т а б л и ц а 4 - Исходные данные для технологического расчета

Апр, единиц lcc, км L1, км L2, км Lкр, км tЕО, чел-ч t1, чел-ч t2, чел-ч tТР, чел-ч/1000 км
                 

 

2.3 Расчет коэффициентов технической готовности и использования автомобилей

2.3.1 Расчет коэффициента технической готовности автомобиля

Коэффициент технической готовности автомобилей на предприятии целесообразно определять по цикловому пробегу, т. е. пробегу автомобиля до капитального ремонта.

Коэффициент технической готовности aТ определяется по формуле

 

,(12)

 

где Дэц - число дней эксплуатации автомобиля за цикл, дней;

ДТО и ТР - число дней простоя автомобиля в ТО и ТР, дней;

ДКР- число дней простоя автомобиля в КР, дней.

Число дней эксплуатации автомобиля за цикл Дэц, дней, определяется по формуле

 

, (13)

 

где LсрКР - средневзвешенная величина нормы межремонтного пробега, км;

lсс - среднесуточный пробег автомобилей, км.

Значение LсрКР - принимается по результатам расчета формулы (3), а величина lсс - по исходным данным из задания на проектирование (смотри таблицу 4 ПЗ).

Число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикловой пробег ДТО и ТР, дней, определяется по формуле

 

,(14)

 

где dТОиТР - скорректированная норма дней простое в ТО и ТР на 1000 км пробега, дней/1000 км.

Величина dТОиТР принимается по результатам расчета формулы (8) или (смотри таблицу 3 ПЗ) для базовой модели.

Число дней простоя автомобиля в КР, с учетом его транспортировки ДКР, дней, определяется по формуле

 

, (15)

 

где dКР - число дней простоя автомобиля в КР, дней;

число дней на транспортировку автомобиля в КР, дней.

Величина dКР принимается из таблицы исходных нормативов (смотри таблица 2 ПЗ).

Величину dтранс, дней, можно определить приближенно по формуле

 

, (16)

 

2.3.2 Расчет коэффициента использования автомобилей

Коэффициент использования автомобиля , определяется по формуле

 

, (17)

 

где - коэффициент технической готовности, принимается по результатам расчета формулы (12);

Ки - приближенно равно (0,93¸0,97) коэффициент простоя автомобилей по эксплуатационным причинам;

ДРГ.- число рабочих дней в году, принимается из исходных данных задания на проектирование;

ДКГ - число календарных дней в году.

 

2.4 Расчет годовой производственной программы по ТО и ремонту автомобилей

2.4.1 Расчет годового пробега автомобилей

Годовой пробег , км, определяется для всего парка автомобилей по формуле

 

,(18)

 

где 365 - число календарных дней в году;

Апр - приведённое количество автомобилей;

lсс, - среднесуточный пробег автомобилей.

Величины Апр и lсс принимается из (таблицы 4 ПЗ), а величина αи по результатам расчета формулы (17).

Годовой пробег автомобилей, работающих с прицепами , км, определяется по формуле

 

(19)

 

где Аи(пр) - количество автомобилей, работающих с прицепами;

 

2.4.2 Определение количества ТО и диагностирований по предприятию за год

Для проектов по техническому обслуживанию и диагностике автомобилей необходимо определить количество ТО и диагностировании за год, а затем рассчитать их трудоемкость, т.е. объем работ в трудовом выражении.

Количество ежедневных обслуживаний за год NЕО.Г, определяется по формуле

 

, (20)

 

где LГП - годовой пробег автомобилей, км;

lсс - среднесуточный пробег автомобилей, км.

Величина LГП определяется по результатам расчета формулы (18).

Учитывая, что периодичность УМР (уборочно-моечных работ) может не совпадать с периодичностью ЕО, количество УМР за год NУМР.Г, следует определить по формуле

-для грузовых автомобилей

 

, (21)

-для легковых автомобилей и автобусов

 

, (22)

 

Количество КР за год NКР.Г, определяется по формуле

 

, (23)

 

где LГП - годовой пробег автомобилей, км;

LКР - пробег до капитального ремонта, км.

Величина LКР принимается из (таблицы 4 ПЗ).

 

Количество ТО-2 N2Г определяется по формуле

 

, (24)

 

где L2 - скорректированная периодичность ТО-2, км.

Величина L2 принимается из (таблицы 4 ПЗ).

 

Количество ТО-1 N1Г определяется по формуле

 

, (25)

 

где L1 - скорректированная периодичность ТО-1, км.

Величина L1 принимается из (таблицы 4 ПЗ).

 

Общее количество диагностирований на постах общей диагностики, кроме работ Д-1 (диагностирование № 1), должно учитывать диагностирование автомобилей после ТО-2, а также выборочное диагностирование автомобилей после ТР) в размере 10% от программы ТО-1 ,т.е:

Количество Д-1 за год NД-1.Г определяется по формуле

 

, (26)

 

где N1Г - количество ТО-1 за год;

N2Г -количество ТО-2 за год.

Значение N1Г, N2Г определяется по результатам расчета формул (25), (24).

 

Общее количество диагностирований на посту поэлементной диагностики должно учитывать дополнительные работы по выборочной диагностике после ТО в размере 20% от программы ТО-2 ,т.е.

 

Количество Д-2 за год NД-2.Г определяется по формуле

 

, (27)

 

Аналогично рассчитывается количество ТО и диагностирований за год по прицепам (полуприцепам).

 

2.4.3 Определение количества ЕО, ТО и диагностирований за смену

Сменная (суточная) программа по ТО и диагностике NiСМ определяется по формуле

 

, (28)

 

где NiСМ - сменная программа по одному из воздействий ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1,
Д-2;

NiГ - годовая программа по соответствующему воздействию ЕО,ТО-1, ТО-2,
Д-1, Д-2;

ДРГ - количество рабочих дней в году соответствующего подразделения, дней;

ССМ - количество рабочих смен за сутки соответствующего подразделения.

Величины ДРГ и ССМ принимается из задания и согласовываются с руководителем проекта.

 

2.4.4 Определение трудоемкости работ по УМР, ТО, диагностике и ТР автомобилей за год

Годовая трудоемкость УМР автомобилей ТУМР.Г, чел-ч, определяется по формуле

 

, (29)

 

где tЕО - скорректированная величина трудоемкости ЕО, чел-ч;

NУМР.Г - годовая программа уборочно-моечных работ.

Значение величины tЕО принимается из (таблицы 4 ПЗ). Величина NУМР.Г принимается по результатам расчета формулы (21).

При определении годовой трудоемкости работ по зонам ТО-1 и ТО-2 необходимо учитывать то, что в них могут дополнительно выполняться работы сопутствующего ТР в объеме 15-20% от трудоемкости соответствующего ТО, а в зоне ТО-2 и работы сезонного обслуживания. Кроме этого, необходимо иметь ввиду, что при организации на предприятии специализированных постов диагностики трудоемкость диагностических операций не включается в расчет годовых трудоемкостей ТО-1 и ТО-2.

С учетом этого годовая трудоемкость работ в зоне ТО-1 Т1Г, чел-ч, определяется по формуле

 

, (30)

 

где t1 - скорректированная величина трудоемкости ТО-1, чел-ч;

tД-1 - скорректированная величина трудоемкости общей диагностики Д-1, чел-ч;

N1Г - годовая программа ТО-1.

Величина t1 принимается из (таблицы 4 ПЗ), tД-1 принимается по результатам расчета формулы (5), а величина N1Г принимается по результатам расчета формулы (25).

Если в зоне ТО-1 принят поточный метод обслуживания автомобилей, который рекомендуется в том случае, если сменная программа превышает 12¸15 обслуживанием однотипных автомобилей, то трудоемкость ТО-1 должна быть снижена на 20¸25%. С учетом этого трудоемкость Т1Г, чел-ч, рассчитывается по формуле

 

, (31)

 

Годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2 Т2Г, чел-ч, определяется по формуле

 

, (32)

 

где t2 - скорректированная величина трудоемкости ТО-2, чел-ч;

tД-2 - скорректированная величина трудоемкости общей диагностики
Д-2, чел-ч;

N - годовая программа ТО-2;

2 - количество сезонных обслуживаний за год на один автомобиль;

С - коэффициент сезонного обслуживания;

Апр - приведенное количество автомобилей (смотри таблица 4 ПЗ);

Величина t2 принимается из (таблицы 4 ПЗ), tД-2 принимаются по результатам расчета формулы (5), а величина N2Г принимается по результатам расчета формулы (24)

Величина С принимается:

- для зоны умеренного климата С=0,2;

- для зоны холодного климата С=0,3;

- для зоны крайнего севера С=0,5.

 

Если в зоне ТО-2 принят поточный метод обслуживания автомобилей, который рекомендуется в том случае, если сменная программа превышает 5¸6 обслуживанием однотипных автомобилей, то трудоемкость ТО-2 должна быть снижена на 20¸25%. С учетом этого трудоемкость Т2Г, чел-ч, рассчитывается по формуле

 

, (33)

 

Годовая трудоёмкость общей диагностики автомобилей ТД-1Г, чел-ч, определяется по формуле

 

, (34)

 

где tД-1 - скорректированная величина трудоемкости общей диагностики, чел-ч;

NД-1Г - годовая программа общей диагностики Д-1;

Величина tД-1 принимается по результатам расчета формулы (5), а величина NД-1Г по результатам расчета формулы (26).

 

Годовая трудоёмкость поэлементной диагностики автомобилей ТД-2Г, чел-ч определяется по формуле

 

, (35)

 

где tД-2 - скорректированная величина трудоемкости общей диагностики, чел-ч;

NД-2Г - годовая программа общей диагностики Д-2;

Величина tД-2 принимается по результатам расчета формулы (5), а величина NД-2Г - по результатам расчета формулы (27).

Аналогично рассчитывается годовая трудоемкость работ по видам ТО и диагностике для прицепов (полуприцепов).

 

Для текущего ремонта автомобилей необходимо определять общую годовую трудоемкость ТР, а затем рассчитать трудоемкость по объекту проектирования, т.е. по зоне ТР или по одному из ремонтных цехов (отделений, участков).

Общая годовая трудоемкость ТР автомобилей ТТРГ, чел-ч, определяется по формуле

 

, (36)

 

где tТР - скорректированная величина трудоемкости ТР на 1000 км пробега, чел-ч;

LГП - общий годовой пробег автомобилей, км.

Величина tТР принимается из (таблицы 4 ПЗ), а величина LГП принимается по результатам расчета формулы (18)

Аналогично рассчитывается общая годовая трудоемкость ТР прицепов и (полуприцепов).

 

Годовая трудоемкость постовых работ по зоне ТР автомобилей ТПРГ, чел-ч, определяется по формуле

 

, (37)

 

где ТТРГ - общая годовая трудоемкость ТР автомобилей, чел-ч;

СПР - процент распределения общей трудоемкости ТР, выпадающие на долю постовых работ зоны ТР, %;.

Величина СПР принимается из Приложения А, а величина ТТРГ принимается по результатам расчета формулы (36)

 

Годовая трудоемкость работ по одному из цехов (участков), выполняющих ТР агрегатов и узлов автомобилей, ТЦРГ, чел-ч, определяется по формуле

 

, (38)

 

где ТТРГ - общая годовая трудоемкость ТР автомобилей, чел-ч;

СЦР - проценты распределения общей трудоемкости ТР, выпадающие на долю проектируемых цеховых работ, %.

Величина СЦР принимается из Приложения А, а величина ТТРГ принимается по результатам расчета формулы (36).

Расчет целесообразно провести в таблице 5.

 

Таблица 5- Распределение трудоемкости ТР по видам работ

Виды работ СТР, % ТТР.Г
Постовые работы
Диагностические и контрольные    
Малярные    
Регулировочные    
Сварочно-жестяницкие    
Разборочно-сборочные    
Итого    
Участковые работы
Ремонт двигателя    
Ремонт агрегатов    
Слесарно-механические    
Электротехнические    
Аккумуляторные    
Ремонт приборов системы питания    
Шиномонтажные    
Вулканизационные    
Кузнечно-рессорные    
Медницкие    
Сварочные    
Арматурные    
Деревообрабатывающие    
Жестяницкие    
Обойные    
Итого    
Всего  

 

2.5 Определение технологически необходимого количества рабочих на объекте проектирования

 

Технологически необходимо (явочное) число рабочих РТ, человек, определяется по формуле

 

, (39)

 

где ТiГ - годовая трудоемкость работ по объекту проектирования ТУМРГ, Т1Г, Т2Г, ТД-1Г, ТД-2Г, ТТРГ, ТПРГ, ТЦРГ. чел-ч;

ФРМ - годовой производственный фонд времени рабочего места, ч, величина которого для рабочих различных профессий принимается из Приложения Ж.

Величина ТiГ принимается по результатам расчета одной из формул (29) ¸ (38) пояснительной записки.

После расчета по формуле (39) количества рабочих должно быть округлено до целого числа.

 

 


 

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР на АТП и объекте проектирования

В данном подразделе необходимо:

-дать обоснование принятому методу организации производства ТО и ТР на АТП;

-описать его организационные принципы;

-привести структурную схему управления производством ТО и ТР и объекта проектирования.

Более 50 % объема работ по ТО и ТР выполняется на постах. Поэтому в технологическом проектировании этот этап имеет важное значение, так как число постов в последующем во многом определяет выбор объемно-планировочного решения предприятия. Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоемкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчетом.

Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей. Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном посту выполняют все или большинство операций данного воздействия, тогда как на специализированном только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов прежде всего зависит от производственной программы и режима производства. По способу установки подвижного состава посты могут быть тупиковыми или проездными.

Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд, следовательно, задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него - только передним ходом. Проездные посты целесообразно применять для крупногабаритного подвижного состава и автопоездов. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных постов ТО подвижного состава может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так, при обслуживании на универсальных постах на них возможно выполнение неодинакового объема работ. Например, при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении с ТО сопутствующего ТР различного объема. С другой стороны, использование этого метода приводит к значительным потерям вре­мени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению воздуха отработавшими газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих-универсалов более высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.

Прогрессивным методом организации ТО является выполнение его на поточных линиях. Поточная организация ТО обеспечивает:

-повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей;

-повышение степени использования технологического оборудова­ния и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций;

-повышение трудовой и производственной дисциплины вследствие непрерывности и ритмичности производства;

-снижение себестоимости и повышение качества обслуживания; улучшение условий труда исполнителей и сокращение производ­ственной площади.

По данным НИИАТа, применение рациональной технологии произ­водства ТО-1 и ТО-2 на поточных линиях позволяет повысить произво­дительность труда, сократить затраты на ТО и ТР, снизить простой автомобиля в ТР и уменьшить потребность в ТР по обслуживаемым агрегатам и узлам. В результате все это способствует увеличению коэффициента технической готовности подвижного состава не менее чем на 3-4%.

Для организации производства поточным методом необходимы определенные условия. К ним относятся:

-наличие соответствующих площадей и планировки помещений; одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей;

-достаточная сменная производственная программа;

-соблюдение графика постановки автомобилей в ТО; максимальная механизация работ;

-своевременное обеспечение запасными частями и материалами;

-выполнение ТР перед постановкой автомобилей в ТО-1 и ТО-2.

Как правило, с регламентными работами ТО выполняются операции сопутствующего ТР, которые могут нарушать ритмичность работы поточных линий. Поэтому в целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО, равномерной загрузки исполнителей и повышения производительности труда объем сопутствующих работ ТР, проводимых при ТО, ограничивается. Суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20 % трудоемкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30 % - при выполнении работ на отдельных постах.

В принципе целесообразность применения того или иного метода организации ТО в основном определяется числом постов, т.е. зависит от суточной (сменной) программы и продолжительности воздействий. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО.

Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах.

Уборочно-моечные работы подвижного состава могут проводиться как на отдельных постах, так и на поточных линиях. На небольших предприятиях эти работы проводятся на тупиковых или проездных постах. Если автомобилей на АТП более 50, выполнение моечных работ предусматривается механизированным способом. Поточные линии применяются, как правило, на средних и крупных АТП при одновременном использовании механизированных установок для мойки и сушки подвижного состава.

Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных и специализированных (параллельных) постах.

Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации, а метод специализированных постов - на нескольких постах, предназначенных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и пр.).

Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее чем на 80 % сменного времени.

Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих. В результате повышаются качество работ и производительность труда.

Суточный режим зоны ТР определяется видами и объемами работ ТР и составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.

 

3.2 Схема технологического процесса на объекте проектирования

 

В данном подразделе необходимо раскрыть содержание технологического процесса технического обслуживания, диагностики или текущего ремонта на объекте проектирования.

Для проектов по техническому обслуживанию и диагностике описание последовательности работ следует начать с момента поступления автомобиля на КТП (контрольно-технический пункт) Для раскрытия содержания технологического процесса необходимо указать виды работ (операций) и их порядок при выполнении технического обслуживания и диагностики.

Для проектов по текущему ремонту описание технологического процесса следует начать с постановки автомобиля в зону ТР и снятия агрегата и окончить постановкой отремонтированного агрегата на автомобиль. Для раскрытия содержания технологического процесса ТР необходимо указать виды работ (операций) и их порядок.

Последовательность видов работ или операций технологического процесса после ее описания необходимо представить в виде структурной схемы.

При разработке схемы технологического процесса необходимо руково­дствоваться общей схемой гаражного технологического процесса ТО и ремонта автомобилей на АТП.

 

3.3 Выбор режима работы производственных подразделений

Работа производственных подразделений, занятых в АТП техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При назначении их режима работы следует исходить из требования выполнять большие объемы работ по ТО и ремонту в межсменное время.

При выборе режима работы производственных подразделений необходимо установить:

-количество рабочих дней в году;

-сменность работы;

-время начала и окончания работы.

Количество рабочих дней в году для различных производственных подраз­делений выбирается с учетом рекомендаций, представленных в таблице 6.

 

Таблица 6 - Варианты недельного режима работы производственных подразделений в АТП

Режим работы автомобилей Количество дней работы в неделю  
В году В не­делю ЕО   Д-1, Д-2 ТО-1 ТО-2 Зона ТР   Ремонтные цеха Склады  
5;4 5;6;7 5;6;7
6;5 6;7 5;6 6;7
6;5 5;6

 

Для наглядного представления о принятом режиме необходимо построить совмещенный график работы автомобилей на линии и производственных подразделений с указанием времени начала и конца их работы. Принятый режим на этом графике целесообразно выделить штрихованием соответствующих зон.

График 1 - Режим работы предприятия по сменам

ТО-1      
ТО-2      
ТР      
Ремонтные цеха      
Автомобили      
смены 1 (8-16) 2 (16-23) 3(23-7)

 

 

3.4 Расчет количества постов и линий для зон ТО, ТР, диагностирования

 

Данный подраздел разрабатывается для проектов по зонам технического обслуживания и текущего ремонта и для проектов по диагностике.

Для проектов по техническому обслуживанию выполняется расчет количества постов и линий, а для проектов по зоне текущего ремонта и диагностике - расчет количества постов.

 

3.4.1 Расчет количества постов в зоне ТО

Расчет количества постов в зоне ТО выполняется при условии, если в проекте принят метод организации технологического процесса на универсальных или специализированных тупиковых постах. Количество постов определяется по формуле

 

, (40)

 

где tn - такт поста, т.е. время обслуживания автомобиля на посту, минут;

R - ритм производства, т.е. время одного обслуживания, минут.

 

Такт поста, т.е. время обслуживания на постуtn, минут, рассчитывается по формуле

 

, (41)

 

где Т1(2)Г - годовой объем работ по зонам ТО-1,ТО-2, принимается по результатам расчета по формулам (30-35);

N1(2)Г - годовая программа по техническому обслуживанию принимается по результатам расчета по формуле (24) для зоны ТО-1 и по формуле (25) для зоны ТО-2;

Рn - среднее число рабочих, одновременно работающих на одном посту.

По данным Гипроавтотранса величину Рn для тупиковых и проездных постов ТО-1 и ТО-2 рекомендуется принимать равной 2 3 чел;

tn - время на перемещение автомобиля при установке на пост и съезде с поста. Принимается равным 1 - 3 минутам.

 

Ритм производства R, минут, т.е. время одного обслуживания, рассчитывается по формуле

 

, (42)

 

где ТСМ - продолжительность работы зоны ТО за одну смену, принимается равной 8 часам при пятидневной рабочей неделе и 7 ч при шестидневной;

ССМ - число рабочих смен в сутках принимается с учетом рекомендаций, изложенных в [5];

NCM - сменная программа по техническому обслуживанию. Принимается по результатам расчета по формуле (28).

 

3.4.2 Расчет количества линий в зоне ТО

Расчет количества линий в зоне ТО выполняется при поточном методе организации технического обслуживания на специализированных постах.

Количество линийhЛ определяется по формуле

 

, (43)

 

где tЛ - такт линии, т.е. время между очередными перемещениями автомобиля с поста на пост, минут;

R - ритм производства минут.

Значение R принимается по результатам расчета формулы (42).

 

Такт линии tЛ, минут, рассчитывается по формуле

 

, (44)

 

где Т1(2)Г - годовой объем работ по зоне ТО; принимается по результатам расчета формулы (31, 33)

N1(2)Г - годовая программа по ТО принимается по результатам расчета по формулам (24,25);

hТО - число постов в линии по данным Гипроавтотранса, принимается для зон ТО-1 и ТО-2 равным 3 5;

Рn - среднее число одновременно работающих на одном посту исполнителей, принимается равным 2 3 чел.

Количество линий должно быть целым числом с максимальным отклонением 10 %. В противном случае линия будет перегружена или недогружена.

3.4.3 Расчет количества постов в зоне ТР

Общее количество постов в зоне ТР hТР, определяется суммированием основных и резервных постов, т.е.

 

, (45)

 

Основное количество постов ηо рассчитывается по формуле

 

, (46)

 

где ТПРГ - годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР;

ДРГ - число рабочих дней зоны ТР в году;

ССМ - число рабочих смен зоны ТР;

ТСМ - продолжительность работы зоны ТР, принимается равной 8 ч при пятидневной рабочей неделе и 7 ч при шестидневной рабочей неделе;

Рn - число исполнителей, одновременно работающих на одном посту ТР, принимается равным 1 2 чел;

ηn - коэффициент использования рабочего времени поста, принимается равным:

- при наилучшей организации труда – 0,85¸0,90;