Теория поэтапного формирования Гальперина и Талызиной
Отечественные психодидактические концепции
Общие требования к эмпирической части исследования
Проективные методы исследования
Рисуночный тест, ДДЧ, методика незаконченных предложений и т.д. Метод незаконченных рассказов (короткий тест, надо закончить рассказ), напр., решение нравственной дилеммы.
1. Контакт с испытуемыми.
2. Общие требования ко всем. По времени (ограничивать время или нет), постоянство материала и инструкций со всеми испытуемыми. Доступность предлагаемой работы (по возрасту). Стараться предупредить установки испытуемого на желательные формы ответа (ребёнок может пытаться угадать, что хочет экспериментатор).
3. Сообщение о результатах исследования: педагогам, родителям (негативные результаты в конструктивной форме и что-то посоветовать), испытуемым (если можем сказать, говорить честно; если нет, придумать легенду, любую; лучше говорить сразу для чего исследования).
Если ребёнок говорит психологу об учителе: «Я её ненавижу», — ничего сделать нельзя, можно только изъять ребёнка из этой ситуации. Учитель ему просто не подходит.
Жёсткое управление в учебном процессе. Жёсткое управление — построение обучения в соответствии с определённой теор. моделью, когда процесс соответствует этой и только этой модели:
1. Теория поэтапного формирования Гальперина и Талызиной
2. Теория учебной деятельности Эльконина и Давыдова
3. Отечественный вариант программированного обучения
Не устраивала психологов традиционная система обучения, человек был пассивен, предполагалась работа только мнемических процессов. Не было управления собственной учебной деятельности.
Возрастание учебного материала, подлежащего усвоению.
Возрастание объёма не учебной информации (ребёнок начал получать информацию из разных источников).
Акселерация детей. Каждое поколение в одном и том же возрасте становилось старше предыдущего.
Через 10 лет после войны взрыв психодидактических концепций.
Талызин исходил из теории деятельности: внутренняя психическая деятельность есть внешняя деятельность, перенесённая во внутренний план. Ед. деятельности — конкретное действие. Элементарная составляющая действия — операции. Носителем действия является субъект (активность субъекта).
Действие понималось как определённая система. Эта система включает компоненты:
1. ориентировочный. Ориентировочная основа действия — учёт и использование всех условий, в которых выполняется действие. Если часть важных условий не учтена, действие не будет успешным.
2. исполнительный — выполнение операции по следам ориентировки, обычно это преобразование исходного материала.
3. контрольный: следящий (по ходу действия) и конечный (по результату).
4. оценочный. Оценка действия — это оценка того, как выполнялось действие.
По Гальперину такое действие не может спонтанно сформироваться само собой. Но учебные действия могут быть сформированы по жёсткой модели.
В ряде случаев действия требуют коррекции, когда появляется корректировка действия.
Процесс формирования действия включает 5 основных этапов (по Гальперину):
1. формирование ориентировочной основы действия, три типа учения:
· вслепую человек ищет сам эту основу методом проб и ошибок (ребёнок учится). До правильного написания человек делает 174 пробы, затем на вторую букву требуется меньше проб и т.д.
· основа даётся в готовом виде. До первого корректного написания всего 22 пробы.
· основа составляется учеником и взрослым с помощью обобщённого метода (ребёнку даётся задача построить действие). Самый эффективный по Гальперину тип учения. Ребёнку дают только идею. Первая буква требует 14 проб, вторая — 8, затем ребёнок сходу пишет правильно.
2. выполнения действия в материальной форме, где не сливаются построение ориентировочной основы и выполнение действия. (Действия с конкретными материальными объектами, например, счёт на палочках.) На этом этапе действие выполняется развёрнуто, операция за операцией.
3. внешняя речевая форма действия без выполнения самого действия. Это первоначальное зарождение собственно умственного действия.
4. речь про себя, т.е. внешняя речевая форма действия минус звук. От ребёнка требуется полное проговаривание действий про себя.
5. действие во внутреннем плане, или собственно умственное действие, или действие во внутренней речи.
Но эксперименты проводились на мотиве отношения к экспериментатору. Затем мотив: показать человеку виртуозное выполнение действия. Но мотив шаткий, у кого-то он возникает, а кто-то осознаёт свои ограничения.
Талызина ввела четвёртый тип учения, творческий. Человек по своей инициативе строит и отрабатывает собственную ориентировочную основу на материале, с которым он никогда не имел дело, т.е. он создаёт собственное решение. Более того, он может изменить эту основу. Т.о. человек проявляет себя не только как усваивающий, но и как человек творящий.
1. Обобщённость действия — очень широкий перенос действия. Есть дети, у которых это начинается на материальных формах действия
2. Развёрнутость действия — следует ли человек по всей системе операций постоянно или он начинает пропускать операции без вреда для действия.
3. Освоенность действием — уровень автоматизации действия, выполняется ли оно как навык.
Способность ребёнка к обобщению, способность к управлению собственным действием через речь и свёрнутую речь, скоростные характеристики умственного действия.
Автоматизированное действие позволяет объяснить «чистую мысль» — в ней есть только содержание самого действия, но он не контролирует сам процесс мышления. По Гальперину такая мысль может возникнуть, если правильно формировать действия.
Это обучение очень эффективна для относительно простых действий, которые выполняют служебные действия (научиться писать, считать и т.п.) Но креативные моменты нельзя сформировать, можно дать только опыт.
Литература:
1. Развитие исследований по формированию умственных действий, Гальперин.
2. Введение в психологию, Гальперин.
3. Гальперин, Табыльницкая «Экспериментальное формирование внимания». Внимание — действия контроля. Вывела подводные камни при использовании этой системы в группе детей.