Два основополагающих момента инновации продуктов.
Во-первых, хотя можно представить этот процесс в виде линейной функции, на практике он очень редко протекает гладко, и в целях успешного управления необходим план "путешествия". Многие рекомендации по успешному управлению инновацией продуктов заключаются в обеспечении ее четкой структуры, а затем управлении переходами от одной стадии к другой и общим потоком в целом.
Во-вторых, необходимо не только эффективное управление одной или двумя составляющими инновационного процесса, но и всей системой. Взаимодействие элементов системы является не менее важным, чем четкое функционирование самих элементов. Например, наличие самых лучших мощностей для осуществления НИОКР бесполезно без наличия устойчивой связи с рынком, равно как и прекрасная маркетинговая служба без производственных возможностей изготавливать новый продукт. Многое из того, что сегодня является "лучшей практикой" инновации продуктов, основано на моделях эффективной координации и интеграции в рамках процесса, что позволяет увеличить темпы работы при улучшении ее качества.
Модель "хорошей практики" инновации продукта
В последние годы отмечается устойчивый интерес к разработке новых продуктов как основному средству конкурентной борьбы, что привело к значительному улучшению понимания важности эффективного управления инновационными процессами. В приводимой ниже "новой" модели "хорошей практики" иннновации продукта можно выделить три основополагающих момента:
— Интеграция: инновация продукта по своей природе требует привлечения и сочетания различного рода знаний. Эта интеграция знаний, которая на практике представляет собой создание многофункциональных рабочих групп, более тесную связь с потребителем, раннее привлечение производства и т.д., рассматривается в настоящее время в качестве критического фактора успеха.
— Параллельные усилия. "Традиционная" модель инновации продукта может быть изображена в виде последовательного процесса, напоминающего эстафету, когда бегун, закончив дистанцию, передает эстафетную палочку следующему. Недостатками такого подхода являются низкая скорость, дублирование функций, недостаточно эффективный обмен информацией между подразделениями фирмы, отсутствие мотивации для обмена знаниями, оптимизация на локальном уровне в ущерб функционированию всей системы и т.д. Крайние функции — разработка продукта и разработка рынка — практически не взаимодействуют. Напротив, "хорошая практика" в настоящее время предполагает конкуренцию в работе подразделений и даже одновременную взаимоувязанную работу. Она напоминает регбийную команду, когда все игроки вместе стремятся к общей цели, на ходу передавая мяч друг другу.
— Изучение. Создание успешно функционирующей системы инновации продукции предполагает экспериментирование по созданию и развитию необходимых шаблонов поведения. Эта деятельность сопряжена с неизбежными ошибками. Отличие же для "новой" модели инновации продукта состоит в том, что анализ выполненных проектов рассматривается как возможность приобретения и накопления знаний, а не как упражнение для нахождения виновных или сокрытия проблем.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «Инновация продукции» и раскройте его суть.
2. В чем выражается применение концепции жизненного цикла продукта, в контексте «Инновации продукции».
3. В чем заключается необходимость в инновации продуктов?
4. Обозначьте необходимость процесса управления инновациями продуктов.
5. Каковы наиболее частые причины «провалов» инноваций?
6. Приведите факторы определяющие успех в инновации продукта.
7. Опишите процесс инновации продукта.
8. В чем состоит модель «хорошей практики» ИП?