Переход от идеи к рынку, процесс коммерциализации, основные этапы процесса коммерциализации

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. В каком соотношении находятся понятия «нововведение», «новшество» и «инновация»?

2. В чем заключается суть инновационной деятельности?

3. Какие выделяют виды инновационной деятельности?

4. Назовите основные виды инноваций и раскройте их особенности?

5. Назовите основные понятия инновационного процесса?

6. Нарисуйте цикл инновационного процесса?

7. Перечислите всех участников инновационной деятельности?

 

1.2 Процесс реализации инноваций как технологический процесс

 

Понятие «технология», классификация технологий, виды жизненных циклов технологий

Технология - это основной инновационный про­дукт. Специалисты в области инноватики и маркетинга представляют технологию в более широком контексте, чем инженеры. Например, К. Кристенсен под термином «технология» понимает «процессы, с помощью которых организация превращает труд, капитал, сырье и информацию (знания) в продукты и услуги более высокой стоимости. Такое широкое представление охватывает не только производственные процессы, но и процессы маркетинга, капиталовложений, логистики и управления. Инновацию мы будем понимать как изменение в одном из этих процессов».

Сначала технология, затем ее приложения - продукты и услуги, а потом неизменный поток инноваций. Так, Ф. Янсен построил модель ТАМО. показывающую структуру этого потока.

Рис.1.2.1 Поток инноваций по модели Ф.Янсена

где:

Т – технологическая инновация, включающая новые технологии и новые исследования;

А – продукты и услуги как приложения технологии, являющиеся основой

возникновения и развития рынка;

М – маркетинговые инновации, включающие маркетинговые и логистические технологии и технологии продаж, а также соответствующий комплекс маркетинга;

О – организационно-управленческие инновации, включающие производственные, логистические и управленческие новые технологии и методы.

Рассмотрим некоторые классификации этих инновационных продуктов.

Классификация фирмы «Артур Д. Литтл».Исследовательская фирма «Ар­тур Д. Литтл», оценивая стратегическую роль новых технологий, выделила три вида: ключевые, базовые, возникающие. Затем появилась необходимость выделить закрывающие технологии. Таким образом, классификация на­считывает четыре вида технологий:

· ключевые технологии – освоенные фирмой прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие фирме конкурентоспособность и лидирующее положение на текущий момент. Такие технологии как раз и можно назвать «радикальными инновационными продуктами» или «хайтек-продуктами»;

· базовые технологии – хорошо отработанные и широко известные современные технологии, обеспечивающие фирме приемлемое качество продукции;

· возникающие технологии – находящиеся еще на стадии экспериментов, но в перспективе способные обеспечить хорошие позиции в изменении конкурентной базы.

· закрывающие технологии – некоторые технологии в результате своего по­явления из-за радикальной новизны или за счет сверхвысокого качества про­сто «закрывают» некоторые отрасли и их рабочие места. Так, появление пер­сонального компьютера «закрыло» профессию машинисток на печатных ма­шинках. Появление автомобиля «закрыло» гужевой транспорт. Появление транзисторных приемников «закрыло» отрасль ламповых радиоприемников.

Классификация К. Кристенсена - «подрывные» и «поддерживающие» технологии.Нововведения классифицируются по множеству признаков. Однако, хотя традиционные классификации инноваций некоторым образом структурируют множество новшеств, они довольно слабо отражают циклическое развитие иннова­ционного бизнеса и не отвечают на многие вопросы. Когда возникает новый инно­вационный бизнес, и за счет каких инноваций? Как он развивается? Когда он усту­пает новому поколению? Когда меняется прежняя базовая технология и наступает новая технологическая эра? Как происходит эволюция технологий, продуктов и ин­новационного бизнеса в целом?

Некоторые следы смены эпох эти классификации все же отражают. Так выде­ляются «базисные» и «улучшающие» технологии. Выделяются «замещающие» и «от­меняющие» технологии. Но наиболее полно эволюционное развитие технологий инновационного бизнеса нашло отражение лишь в классификациях К. Кристенсена, М. Рейнора, Д. Мура, изложенной в их работах.

Кристенсен сопоставлял существующую и утвердившуюся в отрасли и отрас­левых рынках технологию (базовую технологию) с технологиями, которые всячес­ки подкрепляли ее. Такие технологии он назвал «поддерживающими». Отсюда и «поддерживающий продукт», и «поддерживающие» инновации, и «поддерживаю­щие» стратегии. У «поддерживающих» инноваций свой развитый рынок.

В противовес поддерживающим технологиям, Кристенсен выделил «подрыв­ные» технологии. Назначение «подрывных инноваций» - сменять утвердившиеся базовые инновации и обеспечивать новый цикл технологического развития отрасли и рынка, новый цикл развития инновационного бизнеса. Таким образом, основным источником развития выступает «подрывная» инновация. Естественно, «подрыв­ные» технологии – это радикальные инновационные продукты, это продукты высо­кой технологии или хайтек-продукты.

Классификация Д. Мура - «прерывающие» и «непрерывающие» технологии.Д. Мур рассмотрел отношения потребителей при каждой встрече с продук­том с той точки зрения, как этот продукт изменяет привычную для него технологию, состав и последовательность действий, привычные производственные условия ­прерывают или не прерывают их.

Продукты, которые требуют изменений условий и поведения, называются ин­новациями, прерывающими привычный порядок вещей, или прерывающими ин­новациями и прерывающими технологиями. Соответственно, если порядок ве­щей не изменяется, то это непрерывающие инновации и технологии, которые от­носятся к обычной модернизации продуктов, не требующей изменений при приме­нении.

Например, когда «Делл» обещает большее быстродействие и емкость жесткого диска, это никак не меняет привычного уклада вещей. Это обновление продукции - улучшающие инновации. Но если новый компьютер «Делл» будет по­ставляться с предусмотренной операционной системой «Ве», он будет несовмес­тим с вашим программным обеспечением и вам придется искать ему замену. Такая инновация является радикальной - она прерывает порядок.

Нововведения, идущие из лаборатории или от рынка. Уровень риска, связанного с технологической инновацией, зависит также от источника идеи ново­го товара. Можно разделить товары на «втягиваемые спросом», то есть вызван­ные к жизни наблюдаемыми потребностями, и на «вталкиваемые лабораторией», то есть основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях техноло­гии.

Европейские и американские исследования многих секторов промышленности показывают, что:

· примерно 60-80 % удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20-40 %, исходящих из лаборатории (НИИ, КБ);

· нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны.

Другими словами, стратегия инновация, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим переходом в лабораторию, более эффективна, чем страте­гия с обратной траекторией

 

Рис.1.2.2 Зависимость уровня риска инновации от источника идеи нового товара

Разделение инноваций на технологические или коммерческие.Эта классификация исходит из характера новой идеи. Можно выделить нововведения с маркетинговой и технологической ориентацией (доминантой).

Нововведение с технологической ориентацией изменяет физические свой­ства товара на различных уровнях.

Технологические нововведения возникают как результат применения точных наук в производственный практике. Обычно они рождаются в лаборатории или в конструкторском бюро (КБ). Некоторые из этих нововведений требуют сложных технологий и крупных капиталов (атомная и космическая промышленность), дру­гие – сложных технологий и небольших капиталов (потребительская электроника).

Нововведение с коммерческой, или маркетинговой, ориентацией (доминантой) касается в основном вариантов управления, сбыта и коммуникации как со­ставляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги.

Инновационные процессы во многом определяются технологиями. Различают 3 вида жизненных цикла технологий (ЖЦТех): «стабильная» технология, «плодотворная» и «изменчивая». Их соотношение с жизненным цикла спроса (ЖЦС), жизненным циклом товаров (ЖЦТов), которые производятся по данным технологиям.

 

 

Рис.1.2.3 Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах технологии

 

«Стабильная» технология. Такая технология одна в рамках жизненного цикла спроса на данный продукт. Продукт также один на всем протяжении действия дан­ной технологии. Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

«Плодотворная» технология. В рамках данной технологии может быть орга­низовано производство нескольких продуктов или нескольких моделей одного про­дукта. Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

«Изменчивая» технология. Здесь для каждого продукта новый спрос и новая технология. Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.

1. Раскройте понятие «технология»?

2. Опишите модель ТАМО?

3. Какие основные виды технологий Вы знаете?

4. Раскройте суть поддерживающих и подрывных технологий?

5. Раскройте суть прерывающих и непрерывающих технологий?

6. В чем отличие нововведений, идущих из лаборатории и рынка?

7. Приведите примеры нововведений с технологической и маркетинговой ориентацией?

8. Какие виды жизненных циклов технологий вы знаете?

 

2.1Общие понятия и представления о роли процесса коммерциализации технологии

Коммерциализация технологий представляет собой процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке. Этот процесс требует активного обмена идеями и мнениями по вопросам как технологий, так и рынка. Результаты процесса коммерциализации приносят выгоду не только в виде возврата инвестиций в НИОКР, но и в виде увеличения объемов выпуска продукции, повышения ее качества и снижения цены, помогают определить требования к обученности сотрудников для обеспечения работы компании на уже существующих и на вновь создаваемых рынках. Именно коммерциализация технологий часто является главной движущей силой, вызывающей создание новых и омоложение старых секторов промышленности.

Сегодня коммерциализация - это в первую очередь построение бизнеса, основанного на результатах научных исследований, в котором, как правило, участвуют и сами авторы технологий, причем участие иностранных партнеров совершенно не обязательно. Довольно часто ученые понимают под коммерциализацией процесс поиска и привлечения дополнительных средств для продолжения своих научных исследований. Это в корне неверное представление. Суть коммерциализации в построении «устройства для генерации денег», Т.е. бизнеса, генерирующего устойчивые финансовые потоки.

В настоящее время в практике используются два определения понятия «коммерциализация НИОКР и технологий», каждое из которых по-своему отражает суть этого термина:

Коммерциализация – первый этап приватизации государственного предприятия, на котором управляющие предприятием несут ответственность за финансовые результаты его деятельности, а государство прекращает предоставление дотаций на покрытие убытков от хозяйственной деятельности.

Коммерциализация технологий - форма технологического трансфера, при котором потребитель (покупатель) приобретает права на использование знаний и выплачивает их владельцу (разработчику технoлoгии) в той или иной форме вознаграждение в размерах, определяемых условиями лицензионного (или иного) договора между ними.

Коммерциализацию научных разработок и технологий однозначно связывают с инновационным процессом, инновационной деятельностью, в ходе которых научный результат или технологическая разработка реализуются с получением коммерческого эффекта. В идеале заинтересованный заказчик или потребитель платит за НИОКР или лицензию на технологию, а в науку и разработчикам приходит столь нужное финансирование.

Однако эта идиллия «наука - технология – деньги», как и продвижение инновационного процесса а от начала к завершению, требует обязательной обратной связи с промежуточными результатами и рынком, потому что деньги можно получить только от рынка, а реализовать научный результат или технологию можно только в том случае, если они способны усилить чье-то конкурентное преимущество, убедить конечного покупателя в единственности правильного выбора и тем самым принести или увеличить прибыль продавца нового товара.

К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения на передачу прав, на использование технической документации; предоставление прав на использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и «ноу-хау»; соглашения на проведение работ типа «инжиниринг»; контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР, передачу научно-технических данных, программного обеспечения; инвестиционные соглашения. К коммерческим формам передачи технологий относятся также договоры на создание, дооборудование и модернизацию производственных и иных объектов; производственное и иное обучение; оказание технической помощи; поставки отдельных образцов изделий, при которых происходит раскрытие производственных (коммерческих) секретов владельца научно-технических знаний и оговариваются условия приобретения, уступки, передачи и защиты его прав.

Коммерциализация технологий обычно требует больше времени и затрат, чем предполагалось ранее, и в ходе ее реализации не только принимаются верные решения, но и совершаются ошибки. Процесс коммерциализации связан с высокой степенью неопределенности, поэтому планирование инновационной деятельности и саму эту деятельность разумнее осуществлять, используя так называемый проектный подход, т.е. управление процессом коммерциализации как инновационным проектом.

Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач в течение заданного времени и при установленном бюджете в период проверки и доработки идеи создания нового товара, включая прогноз его рыночной привлекательности при продаже опытных партий. Целью инновационного проекта является получение подтверждения плановых, технических, технологических и коммерческих параметров дальнейшего бизнеса, т.е. обоснование бизнес-плана инвестиционного проекта серийного производства, сбыта и послепродажного обслуживания разработанного товара.

Обсуждая ключевые факторы коммерциализации технологий, определяющие успех инновационного проекта, обычно выделяют три основные группы параметров:

· собственно технология (ее уровень, конкурентные преимущества, рыночность);

· необходимые ресурсы (среди которых на первое место часто выдвигают финансирование);

· менеджмент (под которым понимают как наличие соответствующих ярких руководителей, так и конкретную стратегию управления, отражающую, в частности, понимание законов вхождения в рынок).

Как многократно подчеркивается в литературе, посвященной практике инвестирования, решение о финансировании инновационного проекта определяется не только и не столько технологией, сколько менеджментом. Деньги предоставляют не технологии, а то каким образом проложить путь от идеи о новом товаре к конечному покупателю? Путь этот непрост и достаточно продолжителен. Ежедневно изобретаются сотни новых устройств, регистрируются тысячи патентов по всему миру, защищаются сотни докторских диссертаций – и все «во благо человека». Объем человеческого знания ежедневно при­умножается. Очевидно, что общественный институт науки построен по принципу отложенного экономического эффекта. Сегодня инвестируются огромные средства в исследования и разработки, и, быть может, через несколько десятилетий человечество ощутит положительный эффект от сегодняшних усилий и затрат. Однако любой предприниматель заинтересован в получении прибыли уже сегодня, поэтому в его интересах осуществить переход от результата научных исследований и разработок непосредственно крынку,

т. е. к получению прибыли.

Далее определим понятийно-терминологический аппарат. Итак, идея. Что обычно подразумевают под этим термином? В нашем случае под термином «идея» будем понимать некую совокупность умственных заключений, которая может быть материализована в образе некоего объекта или некоей технологии. Такого рода технические идеи, как правило, являются результатом многолетнего и кропотливого научно-исследовательского труда. Даже те, кто называют себя изобретателями, в подавляющем большинстве случаев генерируют новые знания не в результате озарения, а по итогам достаточно длительных размышлений о сути решаемой проблемы. Таким образом, идея – это некий результат умственного труда. Однако стоит отметить, что большинство технически-ориентированных изобретателей не продвигаются далее стадии концепции. Концепция, реализованная в виде готового устройства или в виде технологической документации, представляет собой следующий передел знания, это уже не идея в чистом виде – для такого продвижения необходимы несколько иные способности, кроме умения генерировать технические идеи и решения.

Современная мировая экономика демонстрирует небывалый темп. Новые корпорации возникают столь же быстро, как некогда создавались малые предприятия. Ритм экономических отношений заставляет всех участников подстраиваться под них. Подстройка эта выражается в необходимости постоянно генерировать какие-то управленческие решения и использовать в своем бизнесе все больше и больше новинок, постоянно предлагая рынку новые продукты и услуги. Во многом новая идея – это результат озарения автора. Озарения в головах происходят часто, однако успех реализации идей в подавляющем большинстве случаев определяется удачным стечением обстоятельств. Показателен пример с патентами. Они регистрируются, передаются авторам и становятся своеобразными «трофеями» изобретателя – укpaшaют «стену почета» автора, являясь свидетельствами его технических достижений. Много и неоправданно дорогих технических решений, вошедших в новые или модернизированные товары, которые не достигают запланированного успеха на рынке.

Некоторые технологии не достигают успеха, поскольку их пытаются применить в продуктах, спрос на которые отсутствует в данный момент и никогда, скорее всего, уже не появится, несмотря на ожидание подобного спроса со стороны продвигающей товар компании. Другими словами, авторы технологии и продукта ошиблись в прогнозировании потенциального спроса на него. Другие технологии продолжают находиться в поиске товара, в котором они могут быть применены, иногда на протяжении десятилетий оставаясь невостребованными. После этого они переходят в разряд тех технологий, которые не достигли успеха, потому что их заявленные характеристики уже не соответствуют современным потребностям или потому что они уже не привлекают достаточного интереса или требуют слишком много ресурсов для повторной демонстрации возможностей.

В итоге самостоятельный выход на рынок для некоторых технологий имеет ряд непреодолимых преград. Как сиюминутное чудо некоторые технологии появляются на мгновение, и больше о них никогда не слышно. Их проблема в позиционировании и доведении информации до потенциального покупателя. Они не смогли найти адекватный путь проникновения на рынок, у них не вышло вписаться в устойчивый процесс коммерциализации, основанный на чисто конкурентных преимуществах.

Чтобы понять, в чем состояли ошибки таких технологий, необходимо знать, где в процессах коммерциализации кроются наибольшие риски и какова их природа. Проанализировав десятки примеров, можно обобщить типичные этапы, на которых наиболее вероятно возникновение ситуаций, когда дела начинают идти совсем не так, как это изначально планировалось:

· Выстраивание адекватной взаимосвязи сути предлагаемой технологии с существующей рыночной возможностью.

· Передача технологии тем, в чьей компетенции допустить или не допустить ее распространение.

· Разработка технологии до стадии, достаточной для осознания ее истинного потенциала, включая понимание того, будет ли ее се­бестоимость эффективна с точки зрения достижения запланированных результатов.

· Мобилизация адекватных ресурсов для демонстрации технологии. Успешная демонстрация технологии в том контексте, в каком она будет использоваться.

· Мобилизация рыночных инструментов, необходимых для достижения рыночного успеха и получения прибыли от реализации технологии.

· Продвижение готового продукта среди аудитории, которая, как правило, настроена скептически.

· Выбор подходящей бизнес-модели для осуществления бизнеса в рамках соответствующей отрасли экономики.

· Построение устойчивого инновационного бизнеса, с тем чтобы получать устойчивую прибыль от реализации технологии.

На рис. 2.1.1 показаны пять основных этапов, характеризующих реализацию процесса коммерциализации.

Как видно из рисунка, на пути новой технологии от ее первичной генерации к успеху на рынке находятся пять этапов, или стадий. Очевидно, что каждая стадия по-своему важна. Стоит выделить из цепочки любое звено, и она разрушится. По аналогии с этой цепочкой рассмотрим последовательность приращения стоимости в процессах коммерциализации (рис. 2.1.2).

 

Рис.2.1.1 Основные этапы коммерциализации и взаимосвязь между ними

 

Рис.2.1.2 Цепочка коммерциализации

 

Обе иллюстрации концептуально схожи. Очевидно, что генерация идеи всегда стоит на первом месте. В любом проекте коммерциализации роль автора неоспорима. Без автора невозможен сам результат НИОКР. Однако надо отдавать себе отчет в том, что идея сама по себе стоимости не имеет. Согласно канонам маркетинга, покупатель готов платить лишь за удовлетворение своей потребности. Как же найти способ преобразовать идею в удовлетворение потребности? В этом и состоит суть коммерциализации.

Возвращаясь к цепочке прироста стоимости знания (рис. 2.1.2.), необходимо отметить, что данная концепция справедлива для понимания не только процессов коммерциализации результатов НИОКР и технологий, но и процессов вовлечения в деятельность коммерческих предприятий каких-либо управленческих и организационных решений. Для управленческих решений основные этапы коммерциализации остаются в силе: некто генерирует решение, затем оно получает подтверждение работоспособности (лабораторная стадия), потом принимает форму руководства к действиям (инструкция – своего рода опытный образец, прообраз будущего товара), затем это решение внедряется в конкретных подразделениях, где исследуется его эффективность в реальных условиях (анализ малой серии). Если речь идет о простых тиражируемых управленческих решениях, то актуальна также последняя стадия: выбранное и испытанное решение «пускается в серию», т.е. внедряется во всех подразделениях компании. Для сложных управленческих технологий внедрение ограничивается одним или несколькими подразделениями или филиалами.

Для понимания того, каким образом следует управлять процессами коммерциализации, следует подробно разобрать, какие, собственно, задачи решаются на каждой стадии, из которых состоит коммерциализация, какова логическая связь между этими задачами и каковы роли основных участников этого процесса

Стадия генерации идеи.На данной стадии происходит инициация проекта коммерциализации. Автор нового технического или управленческого решения предлагает нечто, потенциально востребованное на рынке. Это «нечто» может представлять собой как изделие или процесс с новыми техническими характеристиками, так и некоторую организационную или правовую модернизацию существующего бизнеса.

В данном курсе мы делаем акцент на проектах коммерциализации результатов НИОКР и технологий, т.е. в первую очередь на тех инновационных технологиях, которые основаны на новых технических решениях. Очень важно на самой первой стадии процесса коммерциализации сделать выбор, куда двигаться в исследованиях. Вариантов не так много, а точнее, всего два. Можно продолжить научные изыскания и искать пути дальнейшего развития технического решения и его оптимизации с получением все более высоких научно-технических результатов. Это научная деятельность, не имеющая к инновационной никакого прямого отношения.

Второй вариант – все-таки инициировать процессы коммерциализации, т. е. вовлечения нового знания в коммерческий оборот. Для этого необходимо установить обратную связь с рынком. Чем раньше в проекте появится эта связь (которая может быть реализована по-разному), тем эффективнее будет сам проект. На рынок может быть выведено только то, что ожидаемо рынком, что соответствует настроениям потенциальных покупателей. Существует множество примеров, когда действительно прорывные изобретения попросту опережали свое время. В декабре 1845 г. торговец из Эдинбурга (Шот­ландия) Роберт Уильям Томсон получил патент на пневматическую шину. А по-настоящему востребованными пневматические шины тали лишь к концу XIX в., с появлением первых автомобилей. Сегодня это многомиллиардная индустрия.

Кладезем подобных примеров является история Леонардо да Вин­чи. Согласно материалам исторических архивов, мастер сделал запись (описал некое устройство) в своем дневнике между 1483 и 1486г. Несколько веков спустя подобное устройство получило название «парашют» (от греч. para - против и франц. chute - падение). Первые спуски с парашютом совершили французы - инженер Веранцио (с крыши высокой башни в 1617г.) и воздухоплаватель Гарнеран (с воздушного шара в 1797г.). Интересно, что эту идею Леонардо довел до логического конца лишь русский изобретатель Котельников, создавший в 1911 г. первый ранцевый спасательный парашют, крепившийся к спине пилота. В ХVв. человечество не нуждалось в «устройстве против падения». Сегодня парашюты не только средство спасения, но и целая индустрия развлечений.

Как обеспечить связь с рынком? Как минимум команде проекта нужно ориентироваться на рыночные механизмы выбора оптимальных управленческих решений. Кто должен определять дальнейшее направление совершенствования технического устройства? Только ли автор, разработчик? Безусловно, нет. Уже на стадии генерации идеи стоит привлекать в проект специалистов-маркетологов или хотя бы людей, обладающих опытом предпринимательства.

Конкуренция начинает проявляться уже на этой, инициативной стадии процесса коммерциализации. Уже в этот момент нужно отчетливо понимать, что речь идет не об успехах в научной сфере, которыми можно гордиться, рассказывая в подробностях о пути, по которому стоит идти, чтобы получить аналогичные результаты. Если целью является действительно коммерциализация и извлечение прибыли, то результаты НИОКР – это потенциальное конкурентное преимущество в борьбе за привлечение новых покупателей или удержание старых. Это именно то, что позволит бизнесу победить конкурентов и освоить новые рынки. Утечка информации может стоить не просто больших денег – она может похоронить бизнес, который еще не успел родиться.

Конкурентная борьба на рынке инновационных продуктов и технологий начинается, как правило, именно на стадии генерации идеи. Конкуренция идей и концепций во всяком случае такая же жестокая, как и конкуренция товаров и услуг, иногда даже жестче.

Высокую степень конкуренции на стадии генерации идей хорошо демонстрирует известный эксперимент, проведенный кампанией Danish Product. В 1972 г. руководство компании решило провести масштабный проект для поиска новых идей и новых партнеров. Уполномоченным исполнителем проекта стал научно-исследовательский институт Danish Technological Institute. Специалистами этого института были разработаны требования компании к новым предложениям. С 1977г. былпроведен подробный аудит высших учебных заведений Дании. Результаты этого длительного (вплоть до 1990 г.) кропотливого исследования были потрясающие. Из 5 тысяч рассмотренных научных результатов только 350 (7 процентов!) оказались действительно оригинальными и не имели никаких признаков нарушения авторских прав. Все остальные 93 % технологий были в той или иной степени заимствованы друг у друга. Из отобранных 350 проектов лишь 94 прошли на следующий уровень отбора как удовлетворившие главному требованию компании - патентоспособности. Из них 30 предложений были доведены до производства и 15 выпускались серийно более 5 лет.

Данный проект по поиску предложений впоследствии повторялся в других странах, и везде соотношение рассмотренных и успешных предложений было примерно одинаковым.

Тот факт, что большая часть изобретений не коммерциализуется, нужно воспринимать как должное, не привязывая его к особенностям или недостаткам конкретной технологии. Очевидно, что имеет место своего рода обесценивание на рынке технологий. Они дешевеют, поскольку слишком много похожих технологий генерируются в одно и то же время, призывая потенциальных покупателей обратить на них внимание. В конечном счете судьбу новых технологий определяют именно эти покупатели – инвесторы, которые решают сделать ставку на данное предложение и построить на ею основе бизнес.

Чрезвычайно показателен в этом отношении пример Честера Карлсона (Chester Carlson), который в 1937г. всеми силами пытался привлечь внимание к своему изобретению. Он создал технологию электрофотографии (или ксерокопирования, что более понятно обывателю). После тою как в 1937г. Ч. Карлсон получил свой патент, он обращался более чем в два десятка продвинутых по тем временам компаний, такие как IBM, RCA, Kodak. Ею устройство позволяло получать четкие черно-белые копии любых документов и изображений. Однако ни одна из компаний не стала всерьез рассматривать его предложение и не выделила ни цента на освоение производства подобной техники, не признав изобретение Ч. Карлсона полезным и «продаваемым». Только через семь лет, в 1944 г., согласилась выделить необходимые средства компания Battle Development Corporation, поскольку один из ее ведущих специалистов-физиков всерьез заинтересовался технологией Карлсона.

Противоположный пример произошел c Ariad Pharmaceuticals Inc. - биотехнологической компанией, основанной в 1991 г. Харви Бергером (Harvey Berger), бывшим руководителем научно-исследовательскою подразделения компании Centocor. Миссия Ariad Pharmaceuticals Inc. состояла в том, чтобы разрабатывать новые разновидности лекарственных средств, основанные на эффекте трансдукции (эффект переноса генетической информации внутри клетки). Подавляющее большинство заинтересованных сторон рассуждало о том, насколько важен будет этот эффект, какую особую роль его открытие сможет сыграть в лечении сложных заболеваний, но сам эффект был недостаточно хорошо изучен. Однако благодаря своевременной коммерциализации при участии хороших специалистов в этой предметной области компания Ariad Pharmaceuticals Inc. смогла вовремя сориентироваться в рыночной конъюнктуре и получить инвестиции в размере 46 млн. долл. на стадии становления бизнеса – задолго до того, как сам эффект трансдукции былподробно исследован и продемонстрирован.

Учитывая современную популярность ксерографии, сложно идентифицировать причины того, почему Ч. Карлсону было так сложно найти инвесторов для своего проекта, хотя он демонстрировал работоспособный образец устройства, в то время как Харви Бергер основал компанию, когда сам эффект трансдукции еще не был толком исследован. Более того, в свое время технология ксерокопирования была абсолютно уникальна - аналогов не существовало в принципе, однако было очень много альтернативных взглядов и концепций, связанных с решением задачи переноса генной информации внутри клетки, и, тем не менее, Харви Бергер основал свою компанию и смог получить многомиллионные инвестиции.

Сравнение этих двух примеров всегда будет субъективно. Одно из объяснений парадоксальности случившегося можно найти в известном выражении «изобретено не нами».

«Изобретено не нами» - такое объяснение представляет собой явление из области общественной психологии. Своеобразный синдром: при прочих равных условиях чужое предложение всегда кажется хуже, чем собственное. Этот синдром присущ как техническим специалис­там, которые готовы бесконечно работать над собственной техноло­гией, уходя все дальше от решения, вместо того чтобы обратить вни­мание на то, что проблема давно решена другими способами, так и управленцам, которые не замечают предложения партнеров и коллег, поскольку инициатива в данном случае исходит не от них.

Бывает и так: кто-то из лиц, принимающих решения о финансировании проектов коммерциализации, придерживается мнения, что самое главное - это технические и функциональные характеристики будущего товара, в то время как другие лица с такими же полномочиями считают, что необходимо в первую очередь ориентироваться на рыночную ситуацию и самое главное - вовремя предложить рынку именно то, что на нем в данный момент наиболее востребовано. Еще одна причина столь сильного влияния субъективного человеческого фактора - так называемое «стадное чувство» активно эксплуатируемое профессиональными биржевыми игроками. Человек по природе своей привык ориентироваться на мнение окружающих. Все начали продавать - и я буду, все покупают - и я покупаю. Эта «стадность» позволяет грамотным маклерам зарабатывать на бирже миллиарды. При рассмотрении новых технологий работает тот же психологический фактор: если человеку показалось, что обществен­ное мнение свидетельствует о том, что данное направление техни­ки бесперспективно, он, скорее всего, не будет даже вникать в суть предложения. Однако не исключено, что ему попались лишь десяток мнений журналистов, не являющихся специалистами в рассматрива­емой области, а профессионалы знают, что за этой технологией будущее. Общественное мнение - фактор важный, но, к сожалению чрезвычайно неустойчивый и непредсказуемый. Можно вспомнить, сколько было разговоров и общественных обсуждений на тему, какой вред здоровью человека причиняют мобильные телефоны. Однако в мире продано уже несколько миллиардов «трубок». Предпринимате­ли, сделавшие в свое время ставку на мобильные технологии, стали миллиардерами.

Стадия выращивания.Распознавание перспективной идеи и нахождение ее сторонников и партнеров - это только старт. Привлечение ресурсов и новых учас­тников позволяет процессу коммерциализации перейти на следую­щую стадию. Идея (или новая концепция) требует недвусмысленного подтверждения осуществимости. Необходимо наглядно и убедительно продемонстрировать, что идея жизнеспособна и может быть положена в основу будущего устойчивого бизнеса. Фактически это стадия созда­ния лабораторного образца, когда идея приобретает вид технологии.

На этой стадии развития проекта определяется коммерциали­зуемость технологии, т. е. потенциальная возможность построения бизнеса на ее основе. Если участниками проекта будет показана осу­ществимость технологии, аргументировано продемонстрированы преимущества этой технологии перед альтернативными, то будет по­лучено подтверждение коммерциализуемости проекта.

Несмотря на то, что на предыдущем этапе были найдены сторонни­ки идеи (концепции) или даже получено определенное финансирова­ние, привлечение новых партнеров требует все более и более искусной аргументации. Одной из причин проблем, возникающих при оценке коммерциализуемости технологий, является тот факт, что продвигае­мые технологии и научные теории, лежащие в их основе, зачастую не до конца изучены и нет единого научного мнения, которое бы одно­значно поддерживало данные подходы.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий этот факт. Электрорегули­ровка текучести жидкостей была открыта и запатентована Виллисом Винслоу (WШis Winslow) в конце 40-х п. ХХ столетия, а первые упоми­нания о возможности такого эффекта встречались за 100 лет до этого. Эффект изменения гидравлических характеристик жидкостей заклю­чается в том, что если смешать диэлектрическую жидкость (например, масло) с размельченным проводником (металлической крошкой), то данная смесь становится гелем при пропускании электрического тока и ведет себя как жидкость при его отсутствии. Причем изменение ха­рактеристик этих смесей, которые сегодня называют термином «ум­ная жидкость», происходит практически мгновенно (время перехода варьируется от одной тысячной до одной десятитысячной доли се­кунды). Более того, чем больше приложенное к смеси электрическое напряжение, тем менее текучей она становится.

Множество применений этого эффекта напрашивалось само собой с самого начала. Это гидравлические амортизаторы, гидроприводы и механизмы, тиски, муфты, клапаны, а также, например, рыболовные удочки, переносные антенны, которые остаются гибкими во время транспортировки и могут практически мгновенно обрести необходи­мую в эксплуатации жесткость и т.д. Ни одно из этих потенциальных приложений технологии не былоуспешно продемонстрировано вплоть до 1990-х гг., когда, наконец, была развита теоретическая основа и раз­работан математический аппарат для описания процессов регулировки текучести жидкостей под действием электрического поля.

Сегодня эта технология успешно применяется и в автомобилестро­ении (амортизаторы, характеристики которых можно изменять одним нажатием на кнопку в салоне автомобиля), и в медицине (ортопеди­ческие протезы с изменяемой жесткостью в сочленениях) и т. д. Реаль­ное коммерческое использование технологии отстало на десятилетия. Причина в том, что в то время, когда проект должен былперейти в стадию выращивания, сами принципы, на которых работает техноло­гия, были не до конца изучены. Не былоадекватного теоретического описания сути разработки. Наука, техника и общество оказались не готовы принять эту технологию.

Главная задача на стадии выращивания технологии - выявить и проанализировать рыночные перспективы технологии, определить критическое время, за которое необходимо подготовить работоспо­собный образец нового рыночного продукта, чтобы соответствующим образом материализовать технологию в виде нового товара, нового рыночного предложения.

Стадия демонстрации.Успешное прохождение стадии выращивания технологии и обос­нование ее потенциальной коммерциализуемости логично ведут к следующему этапу коммерциализации - демонстрации прообраза рыночного предложения. Фактически на этом этапе необходимо пе­рейти от лабораторного образца (который демонстрирует лишь тех­ническую осуществимость идеи) к образцу опытному. Опытный об­разец - это первое приближение к готовому продукту, который уже можно демонстрировать потенциальным покупателям.

В одном российском институте на протяжении многих лет груп­па ученых занималась изучением поведения гетерогенных сред, в частности динамикой потока, состоящего из смеси газа-носителя с твердым порошком. В результате длительных и кропотливых иссле­дований было обнаружено, что, если суметь обеспечить стабильный поток газа, несущего в себе тонкоабразивный порошок, можно со­здать устройство для точной резки твердых материалов. Технология, получившая название «гетерогенный резак», очень близка к широко известной технологии пескоструйной обработки поверхности, однако отличается от нее определенным научно-техническим наполнением. Она была продемонстрирована на лабораторной установке, разме­щенной в большом помещении, полном различных контрольно-из­мерительных приборов, где был собран экспериментальный стенд. Демонстрация позволила убедиться в том, что данный способ резки материалов в принципе осуществим. Однако все потенциально заинтересованные лица, видя экспериментальный стенд, который невоз­можно было себе представить в отрыве от помещения, даже не желали разговаривать о каких-то инвестициях или партнерстве, поскольку рыночного предложения пока не было. Требовался так называемый опытный образец.

Такой образец должен в полной мере отвечать на большинство вопросов будущих покупателей. Относительно «гетерогенного реза­ка» можно было сказать, что он должен представлять собой некое за­конченное устройство в отдельно стоящем корпусе, имеющее некий пользовательский интерфейс, выведенный на переднюю панель, не имеющее привязки ни к каким внешним приборам или магистралям, за исключением электропитания и, быть может, центральной магист­рали со сжатым воздухом, если это устройство представляется в фор­мате промышленного пневматического инструмента. В таком виде его можно было бы демонстрировать уже не только коллегам-ученым, но и будущим покупателям - частным мастерам или мастерам и технологам промышленных предприятий.

Когда покупатель видит прообраз будущего товара, он уже может оценить это предложение с точки зрения своих потребностей и предпоч­тений. Одно дело - поверить, что некую установку можно «свернуть» В портативный агрегат, и другое дело - увидеть готовую установку, оце­нить ее габариты, вес, удобство транспортировки и использования.

Демонстрация опытных образцов позволяет также установить об­ратную связь с покупателями, что немаловажно. Устройство может оказаться недостаточно мобильным, или недостаточно производи­тельным, или слишком шумным для определенных условий эксплу­атации. Подобная информация может быть получена только от буду­щих пользователей товара или услуги.

Демонстрация новых товаров обязательно должна быть ориенти­рована на текущее состояние сопутствующих технологий и челове­ческие ожидания. Очень показательны следующие примеры. Видео­фон - телефон, совмещенный с видеокамерой и монитором. Сейчас системой видеоконференцсвязи уже никого не удивишь, но многие не знают, что концепция видеофона была предложена компанией ЛТ&Т еще в середине 60х гг. прошлого века. Опытные образцы пред­ставляли собой достаточно громоздкое устройство, которое позволя­ло помимо предоставления обычного телефонного соединения пере­давать неподвижное черно-белое изображение собеседника. Большее былоневозможно из-за недостаточной пропускной способности тог­дашних телефонных линий. С появлением систем цветного изобра­жения этот барьер только увеличился. Даже когда в мире появились системы сжатия изображений, видеофоны по-прежнему передавали только неподвижное изображение, в лучшем случае позволяя переда­вать видео со скоростью 10 кадров в секунду, что совершенно недоста­точно для полноценного видеообщения. Компактные, светосильные и надежные видеокамеры и подходящие мониторы появились на свет гораздо позже, в конце 80-х п. Опытный образец видеофона опередил свое время лет на 20.

Еще одним препятствием, которое и по сей день ограничивает ши­рокое распространение видеофонов в быту, остается чисто психоло­гический аспект. Большинство потенциальных пользователей хотят видеть собеседника, но не желают, чтобы видели их самих. Поэтому видеосвязь остается уделом профессиональных видеоконференций, где изображение является дополнительным каналом передачи важной информации, а не просто дополнительной функцией телефона.

Второй пример. Начало 1970-x. Правин Чудхари (Praveen Chaudhari), вице-президент по науке компании 18М, изобрел техно­логию высокоскоростного потокового хранения данных с использо­ванием твердотельного лазера. Перезаписываемые магнитооптические диски, использующие эффекты ферромагнетизма, завоевали при­знание гораздо позже, в начале 1990-x годов. В 1970-е годы эта технология была не так востребована: твердотельные лазеры были еще слишком дороги, не былонужды в хранении и оперативном доступе к большим массивам информации, а для хранения архивов широко использовали отработанную и доступную технологию ленточных магнитных нако­пителей.

Решаемая и успешно решенная изобретателями магнитооптики проблема повышения отношения сигнал/шум опередила появление доступных твердотельных лазеров. Да и потребность рынка в компактных перезаписываемых и емких носителях информации возникла только с появлением на рынке персональных компьютеров, причем забавно, что именно компания IBM считала разработку персональ­ных компьютеров бесперспективным направлением.

Компромисс между двумя полюсами - принципиально новым функционалом технологии и текущими рыночными ожиданиями ­находится среди огромного множества решений, каждое из которых обладает своими издержками и рисками. В некоторых случаях стоит погрузиться в дополнительные исследования, которые позволят про­двинуться в разработке технологии несколько дальше, чем изначаль­но было запланировано, в других - стоит срочно искать компромисс на уровне рыночного предложения, возможно упрощая предложение в ущерб функционалу, поскольку в данный момент рынок просто не готов к чему-то большему.

Стадия продвижения.Очень мало изобретений, идей и технологий, вне зависимости от того, насколько хорошо и глубоко они проработаны и продемонстри­рованы, автоматически принимаются рынком и получают на нем свое «заслуженное» место. Все не так просто.

Анализируя истории неудачных проектов коммерциализации, сразу несколько исследователей получили примерно схожие данные. Относительно примерно 75% этих проектов становится ясно, что они безуспешны, только после создания опытных образцов и попытки продаж малых серий товаров. Около 40% оставшихся проектов дохо­дят до самой дорогой стадии - стадии продвижения новых товаров на рынок, и неудача постигает их на этом, самом затратном с финансо­вой точки зрения этапе.

Причина неудач этих проектов лежит в области рыночных отно­шений. Примерно четверть всех новых товаров и услуг исчезают с рынка в связи с появлением непредсказуемых рыночных факторов. Ошиблись в прогнозе продаж, не учли предпочтения потребителей, появились более дешевые товары-заменители, были представлены более продвинутые технические решения и т. д. Все это предвидеть практически невозможно. Выведение любого нового товара на ры­нок - это высокорисковый проект, мероприятие с высокой степенью рыночной неопределенности.

Как бы глубоко менеджеры и маркетологи ни анализировали ры­ночную конъюнктуру во время разработки продукта, предсказать ре­акцию потребителей на появление новинки практически невозмож­но. Технологическим новинкам присуща проблема всех новых потребительских концепций - они вынуждены создавать новый, ранее не существовавший рынок.

Достаточно вспомнить пример с застежкой-«молнией». Люди пре­красно обходились и без «молний»: традиционные пуговицы справля­лись со своими задачами уже не одно столетие. Тем, кто продвигал на рынок «молнии», потребовал ось более 20 лет, чтобы сформировать общественное признание нового типа застежки. Причем «молнии» вышли-таки на рынок не благодаря реальной потребности в такого рода застежках на фоне дискредитации обычных пуговиц, а лишь на волне индустрии моды и неких новых общественных представлений о современной одежде.

Можно выделить два основных направления в продвижении нови­нок на рынок. Во-первых, следует делать упор на убеждение общества принять новинку. Необходимо работать с общественными институ­тами, профессиональными сообществами, СМИ. Новые предложе­ния должны стать модными и популярными. Создание специальных бесплатных центров, где можно протестировать новинку, бесплатное распространение новинок среди профессиональных пользователей с целью получить отзывы и рекомендации, создание учебных подраз­делений, которые будут проводить обучение новых пользователей, ­вот лишь несколько очевидных путей завоевания общественного при­знания.

Во-вторых, следует учитывать инфраструктуру потребления ва­шего нового товарного предложения с учетом технического развития региона, культуры потребления подобного типа товаров. Нет смысла продвигать новые виды газовых обогревателей в негазифицирован­ном поселке. Должны быть не только сами индивидуумы-потребите­ли готовы к потреблению, но и общий уровень технической и потре­бительской культуры должен быть достаточно высок.

Существующая инфраструктура в определенной степени защи­щает устаревающие технологии.

Чтобы внести коррективы в устоявшиеся потребительские предпочтения, зачастую требуются огромные усилия. В первую очередь эти усилия должны быть аргументированы потенциалом будущих продаж новой техники. Необходимо обосновать объемы будущего рынка, чтобы появилась возможность привлечения дополнительных ресурсов для перелома ситуации на традиционном рынке. Обосно­вание будущих продаж строится на выявлении рыночной потребнос­ти и потребительских ожиданиях. Проблема в том, что само по себе ожидание и потребность могут существовать только при наличии соответствующей инфраструктуры.

Стадия стабильности.Цель любой коммерциализации - сгенерировать устойчивые де­нежные потоки на основе применения знаний и результатов исследо­ваний. Надо быть уверенными в том, что построенный на новых зна­ниях бизнес, во-первых, просуществует достаточно долго; во-вторых, будет занимать значительную или ощутимую долю рынка; в-третьих, даст начало новому бизнесу в отдаленной перспективе.

В условиях современного общества потребления акцент в новом бизнесе стоит делать на построение системы регулярного потребления вашего нового товара или новой услуги. Чрезвычайно показателен при­мер с бытовыми струйными принтерами. Не секрет, что цветной струй­ный принтер, обладающий достаточно хорошими потребительскими характеристиками, способный напечатать изображение с практически фотографическим качеством, стоит не так уж дорого. Можно даже ска­зать, дешево сравнительно со стоимостью нового комплекта сменных картриджей для него. Или это картриджи стоят дорого сравнительно со стоимостью самого агрегата? Но это не так уж и важно. Производитель может даже подарить вам принтер при условии, что вы в последствии станете покупать к нему запасные картриджи. Таким образом, произ­водитель делает основной оборот на продаже не самого принтера, комплектующих и эксплуатационных (расходных) материалов.

Современный кинотеатр предоставляет своим посетителям услугу по просмотру новых кинофильмов, попутно продавая клиентам поп­корн и напитки. Выручка всех современных кинотеатров от продажи еды и напитков превышает выручку от продажи билетов. Это нор­мально. Это устойчивый, грамотно продуманный бизнес.