Сущность понятия нововведение, основные категории нововведений, инновационный процесс и его участники

Содержание

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

________________________________________________________________________________

Кафедра электронной коммерции

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Заведующий кафедрой электронной коммерции

 

_________________ ____Юрасов А.В.

подпись Фамилия И.О.

« ____ » _______________ 2011 г.

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

ТЕХНОЛОГИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

 

по специальности: 220601 «Управление инновациями»

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

 

«_____» ____________________ 2011 г.

 

протокол № ___________

 

 

Самара


 

1.1 Вводная часть. 3

Контрольные вопросы.. 13

1.2 Процесс реализации инноваций как технологический процесс. 14

Контрольные вопросы.. 18

2.1 Переход от идеи к рынку: коммерциализация технологии. 18

Контрольные вопросы.. 42

2.2 Технологческий аудит и методика его проведения. 42

Контрольные вопросы.. 56

2.3 Процесс оценки технологии. 56

Контрольные вопросы.. 68

3. Трансфер технологий……………………………………………………………………………………………… 68

3.1 Понятие Трансфера технологий. 68

3.2. Отраслевой, национальный и глобальный масштаб ТТ 71

3.3 Существующие модели трансфера технологий. 75

3.4. Критерии (факторы) успешности ТТ.. 85

3.5 Основные барьеры ТТ.. 87

Контрольные вопросы.. 94

3.6. Экспериментальные площадки ТТ.. 94

Контрольные вопросы.. 100

4. Стратегии управления нововведениями. 101

4.1. Инновации технологических процессов. 101

Контрольные вопросы.. 109

4.2. Инновация продукции. 110

Контрольные вопросы.. 116

4.3. Организационные структуры инновационной деятельности. 117

Контрольные вопросы.. 125

5.Операционные технологии. Технологии нововведений "от научно-технических достижений". 126

5.1. Типы технологических процессов и структура производственного потока…………………………………..126

Контрольные вопросы.. 130

5.2. Планирование производственных мощностей. 130

Контрольные вопросы.. 139

5.3. Технология внедрения научно-технических достижений. 140

6. Технологии нововведений "от проблемы Заказчика……………………………………………………………...143

6.1. Технология консалтинга………………………………………………………………………………………….143

6.2. Технология инновационного инжиниринга и реконструкции бизнес процесса……………………………...152

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………158

 

 

1.1 Вводная часть

 

В последние годы часто используется термин «инновация» (наряду с такими, как «нововведение» и «новшество»). В каком же соотношении находятся понятия «нововведение», «новшество» и «инновация»? При этом необходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (In – в и Novus – новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведение» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятия является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Итак, как материальный продукт нововведения отождествляются с новшествами, а как процесс они рассматриваются как изменения, направленные на разработку, освоение распространение и использование новшеств. Другими словами, как процесс нововведение – это иная формулировка процесса «наука – производство – потребление».

Одной из важнейших задач нововведений является повышение инновативности компании, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. Поэтому можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании.

Нововведение – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых, и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества.

Почему же возникает потребность в нововведениях?

Вовлечение в хозяйственный оборот плодов интеллектуальной деятельности человека – это основа современной мировой экономики. Простой обмен товарами, востребованными для удовлетворения базовых потребностей человека, давно пройденный этап. Сегодня экономические институты всех развитых стран мира ориентированы на поиск и формирование таких человеческих потребностей, удовлетворение которых без серьёзных научно-исследовательских работ попросту немыслимо.

Современные потребительские товары – плод работы многих тысяч инженеров и дизайнеров, экономистов и психологов. Что заставляет инженеров и маркетологов двигать прогресс, наполняя и без того прекрасный автомобиль десятками электронных помощников, разработанных с использованием сотен инженерных решений, каждое из которых само по себе результат многолетних исследований десятков научных учреждений? Что заставляет покупателя выкладывать все новые и новые «миллионы» за удовлетворение всё тех же, на первый взгляд, потребностей? Чем руководствуются изобретатели и инженеры, десятки раз перерисовывая один и тот же узел, зачем-то пытаясь улучшить его функциональные показатели на единицы процентов?

Ответ на все эти риторические вопросы дал в своих работах выдающийся ученый-экономист, автор термина «инновации» и основоположник теории инноваций Йозеф Алоиз Шумпетер.

В чем же суть инновационной деятельности? Шумпетер в своих работах пишет, что это «роль инноватора в привлечении в бизнес таких решений, которые позволят ему получить сверхприбыль по сравнению с конкурентами». Т.е. главная задача инновационной деятельности – увеличение прибыльности бизнеса путем привлечения в него каких-либо новых, нетрадиционных в данной сфере решений и технологий. Предприниматель, впервые начавший использовать в своем бизнесе нечто новое, нетрадиционное или впервые предложивший на рынке некий новый товар, получает уникальный шанс завоевать лояльность покупателей. Именно таких предпринимателей Шумпетер назвал «инноваторами». Когда остальные участники рынка сориентируются и также начнут предлагать своим клиентам аналогичный товар, этот товар уже перестанет быть новинкой и приносить сверхприбыль – инновация совершит свой цикл и станет традиционным товаром. Для получения очередной сверхприбыли необходима будет уже следующая инновация и т.д.

Фактически мы имеем дело с монополией, которая образуется на некоторое время, пока конкуренты не научились производить аналогичный товар. Эта монополия получила название «инновационная монополия». Мечта любого бизнесмена – быть монополистом, и использование инноваций является тем уникальным шансом, который позволяет эту законную монополию обрести.

Таким образом, привлекательность инновационной деятельности для бизнеса состоит в том, чтобы обрести возможность и право на некоторый период стать монопольным продавцом на рынке, диктуя цену на свой уникальный товар в пределах покупательской способности потребителей.

Инновационная деятельность – деятельность направленная на использование результатов научных разработок для расширения и обновления номенклатуры, улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к нововведениям.

Выделяют следующие виды инновационной деятельности:

· Исследования и разработки;

· Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение оборудования и инструмента, изменения в них, а так же в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

· Пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а так же пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

· Маркетинг новых продуктов, включая деятельность, связанную с выпуском новой продукции а рынок, предварительным исследованием рынка, адаптацией продукции к различным рынкам, а так же рекламную кампанию, но исключая создание сетей распространения для реализации на рынке;

· Приобретение неовеществлённых технологий со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

· Приобретение овеществлённых технологий – машин, оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на предприятии инноваций;

· Производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг.

Рассмотрим основные категории нововведений.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а так же с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Существует следующая классификация инноваций:

1) По степени рыночной новизны;

2) По причинам проведения;

3) По объекту инноваций.

Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.

Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и услуг на рынок, а так же внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов – принципиально новых для рынка. Под инновациями первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно-технического прогресса. Многие фирмы, избравшие подобную стратегию, трансформировались в крупнейшие корпорации, известные всему миру: IBM, Xerox, Ford, General Electric. Одним из способов получения сверхприбыли от технологического лидерства является инновационная компетенция – чем многочисленнее и сложнее технологические параметры нового продукта, тем труднее конкурентам определить основные характеристики, с которыми необходимо конкурировать. А если к сложным технологиям добавить и особую внутреннюю культуру фирмы, которая сама по себе порождает инновации, имитировать данный продукт практически невозможно.

Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и технологических возможностей становится всё сложнее изобретать принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся к инновациям второй волны.

Инновации второй волны – внесенные глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Например: автомобиль с автоматической коробкой передач, персональный компьютер (Apple) и др.

Проведение таких инноваций требует значительного научно-технического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» нововведений в области производства товаров широкого потребления составляет – 40%, в сфере промышленного производства – 20%, в сфере услуг – 18%. Их каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. Более 60% первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет. Однако не только (и не столько) молодые фирмы, но и гиганты международного бизнеса, несмотря на ошибки и провалы, продолжают идти по пути внедрения первичных инноваций. Причиной тому является мощнейшее конкурентное преимущество – новизна. В этой ситуации потенциальные конкуренты вынуждены либо отказываться от проникновения на новый сегмент рынка, либо затрачивать значительные средства для имитации нововведения и придания ему дополнительных конкурентных преимуществ.

По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности, использование новых для фирмы, но уже применяемых на практике в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при таких данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения рыночной фазы жизненного цикла товара.

Классификация инноваций по причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана тем или иным факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации.

Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для стимулирования, то осуществляется стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.

Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе компании, имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется специализированное отделение, служба или целый научно-производственный комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных фондов и являются генератором новых идей и высокорисковых проектов. Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями – «технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и широкий ассортимент основной продукции.

Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены. По объекту инновации целесообразно разделить на 4 типа:

· Продуктовые;

· Управленческие;

· Маркетинговые;

· Технологические.

Таким образом, нововведения могут касаться либо создания нового продукта (услуги) – продуктовые, либо использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, – технологические, либо внедрения новых средств и методов внутрифирменного управления и управления персоналом, – управленческие и маркетинговые – применения новых маркетинговых подходов, стратегий, мер.

Продуктовые инновации или инновации в области продукта. Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:

· Совершенно новый товар;

· Модернизированный товар;

· Модифицированный товар;

· Товар новой сферы применения;

· Товар рыночной новизны.

В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнология), в фармацевтической промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и прикладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом товарных инноваций является производство модернизированных и модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента.

Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар глобальных, качественных технических изменений. Проведение такого рода инноваций представляет собой действенное конкурентное преимущество.

Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям.

Товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций – маркетинговым нововведениям. К началу 1980г. маркетинговая концепция была положена в основу деятельности большинства крупных компаний. Рыночные инновации по частоте внедрения и многоплановости опережают остальные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью – с другой. Фирмы могут взять на вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях ценовой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что-либо абсолютно новое в практику маркетинговой деятельности в глобальном масштабе.

Среди наиболее распространенных видов маркетинговых инноваций (как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:

· Использование новых методов маркетинговых исследований;

· Применение новых стратегий сегментации рынка;

· Выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого

сегмента;

· Изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;

· Модифицирование кривой жизненного цикла товара;

· Репозиционирование товара;

· Изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены или системы скидок;

· Построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;

· Использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или избирание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т.д.

Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень часто являются непременным следствием внедрения других видов инноваций, особенно это касается товарных нововведений. Тем не менее, маркетинговые инновации могут носить и обособленный характер и использоваться для более эффективного продвижения старого товара или услуги.

Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому «новому управленческому порядку». Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу-хау в области менеджмента. Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компании, т.е. изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведению их в соответствие с построением и целями организации.

Анализ управленческих инноваций показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества (TQC) к тотальному управлению качеством (TQM) и формированию идеологии приоритетности качества. Пересматривается система материально-технического снабжения. Данный вид нововведений ставит своей целью достижение гибкости компании для быстрой переориентации в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования компании. Необходимо отметить, что управленческие инновации редко проводятся изолированно, так как изменения в одной сфере менеджмента непременно влекут за собой необходимость адаптации остальных областей внутрифирменного управления.

Технологические инновации предполагают применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в автоматизации производства, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

Помимо рассмотренной выше классификации нововведения также можно разделить:

По месту в системе предприятияинновации делятся на:

· инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;

· инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;

· инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

· радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения-пионера;

· улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;

· модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями “техническое” решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.

Рациональное предложение – “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для

данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники. Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания улучшающая инновация.

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса. Рассматривая инновационный процесс (рис.1.1.1), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.

Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм – последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации.

Рис. 1.1.1 Цикл инновационного процесса

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации нововведений.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности охватывает:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников (рис.1.1.2), классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

а) ранее большинство;

б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе.

В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Рис. 1.1.2 Субъекты инновационной деятельности

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют

обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

· биржи, банки;

· инвестиционные и финансовые компании;

· средства массовой информации;

· информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· патентные организации;

· органы сертификации;

· библиотеки;

· ярмарки, аукционы, семинары;

· система страхования;

· рекламные агентства;

· система образования;

· консалтинговые компании.