История мирового этикета

Древние цивилизации

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее истории, национальными традициями и обычаями. Однако в основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются членами не только какого-то данного общества, но и представителями самых разных социально-политических систем, существующих в современном мире.

В русский язык понятие «этикет» пришло одновременно со словом «этикетка». Дело в том, что само понятие этикет возникло после того, как на одном из приемов у французского короля Людовика XIV, гости получили карточки – «этикетки», на которых были написаны правила поведения. Однако нормы поведения людей разрабатывались гораздо раньше. Считается, что первая книга по этикету была написана около 2350 до. н. э. в Древнем Египте. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. Древнеегипетский этикет предполагал то, что для нас теперь является недопустимым: фараон, его сановники совершали свое одевание, причесывание публично. За утренним туалетом решались государственные дела, вершилось правосудие. Даже обряд похорон царя был символическим действием: в нем передавались древние мифы, а новый фараон объявлялся Богом и воплощением Гора.

В V веке до н. э. в Древнем Китае правила поведения людей обосновал Конфуций. По его мнению, необходимо уравнять людей в общении и заставить быть «взаимными» - доброжелательными, верными долгу, уважительными и человеколюбимыми. Осуществить это призваны конкретные принципы и нормы поведения, например, принцип «жень» и золотое правило нравственности. Но конкретные нормы поведения в типовых ситуациях закрепляет связанный с ними ритуал «ли» («правила», «церемонии», «этикет»). Ритуал является моральной мерой поведения и дает людям общие символы взаимоотношений. В основе содержания конфуцианского ритуала лежат два постулата: сыновняя почтительность («сяо») и принцип исправления имен («чжен мин»). Согласно понятию «сяо» суть отношений младших к старшему по возрасту и социальному статусу составляют сыновняя преданность, почтительность и любовь. Почтительность сына к отцу, как, впрочем, и забота отца о сыне – первичное нравственное отношение. Не существует таких ситуаций, в которых можно оправдать доносительство сына на своего отца. Любовь и уважительность к своим ближайшим родственникам, предписанные в ритуале «ли», настолько вошли в жизнь Поднебесной, что были закреплены в юридической практике. Так в I в. до н.э. издаются законы, согласно которым дети должны были укрывать своих родителей, а в средневековом своде китайских законодательных актов доносительство на отца, мать и их родителей каралось смертной казнью. Этот же порядок должен сохраняться и в отношениях людей к императору. Император – сын неба, отец всех населяющих Поднебесную. Следовательно, к нему следует относиться с сыновней преданностью и почтительностью, соблюдая установленный порядок. Принцип «сяо» устанавливает «взаимность» в отношениях между людьми из поколения в поколение: почести и заботу, которые сын оказывает отцу, возвращаются к нему через его собственных детей. Эту же функцию выравнивания человеческих отношений в социуме выполняет правило исправления имен, согласно которому, государь доложен быть государем, сын должен быть сыном, отец – отцом, сановник – сановником. Это правило исходит из того, что люди занимают различные места в системе общественного разделения труда и общественных отношений. Для того чтобы у индивида, принадлежавшего к определенному сословию и выполняющего определенные функции, установились «взаимные» отношения с людьми других сословий, он должен быть на « уровне своего общественного предназначения», требующего честного выполнения своих функций и предполагающего обмен различными видами деятельности. Только при таких условиях отношения людей в социально разделенном обществе будут наполнены нравственным смыслом.

Древняя Греция (Эллада). В Афинах мальчика с семи лет отдавали на воспитание педагогу. Буквально педагог означает: тот, кто ведет, провожает ребенка в школу. Так в Древней Греции называли раба, который отводил дитя в школу. Позднее слово педагог обрело переносный смысл: «наставник», «воспитатель». Розга была основным методом воспитания. В школе ребенка учили читать, писать. Изучали также музыку, литературу. Важное место занимала гимнастика – универсальная наука, формирующая душу и тело человека. К 16 годам образование считалось завершенным. Идеальный афинский юноша должен был быть сдержан, даже робок. Этикет древних Афин предусматривал молчание юноши в присутствии старших. Говорить он мог только, если его спросят. Культура общения предполагала говорить негромко. Кричать, повышать голос – признак невоспитанности. В Афинах в начале нашей эры большое внимание уделялось внешнему виду. Так, например, проводя большую часть времени дома, афинянки усиленно занимались свои туалетом. Для того чтобы увеличить свой рост, они надевали высокую обувь, а чтобы скрыть излишне высокий рост, носили обувь на тонкой подошве и выходили на люди, опустив голову. Женщины с узкими бедрами использовали специальные накладки, и прохожие при виде их восхищались пышными формами. При большом животе дамы использовали накладные груди. Очень часто в ход шли накладные волосы. Рыжие брови красили черной краской. Щеки и губы раскрашивали палочками из свинцового сурика или корнем растения алканет. Брови красили сажей, а веки оттеняли углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Древнегреческие мудрецы сформулировали следующие положения культуры человеческих поступков и норм взаимоотношений между людьми:

Не делай того, за что бранишь других. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Пусть язык не опережает мысли. Не спеши решать, спеши выполнить решение. У друзей все общее. Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье. Суди о словах по делам, а не о делах по словам. Впрочем, мудрецы дополняли: «Труднее всего – познать самого себя, а легче всего давать советы другим».

Аристотель как основу правил поведения считал человеческую обходительность. Она проявляется в общении, например, тогда, обращаются ко всем встречным и их приветствуют. Обходительность необходима тогда, когда нужно прийти на помощь нуждающимся. Обходительность нужна тогда, когда приглашают гостей и приходят в гости.

Многие исторические источники свидетельствуют о том, что вся жизнь в древних цивилизациях была организована по определенным правилам и нормам. Так, например,вДревнем Риме в I веке до н. э. был выработан определенный этикет обучения знатного юношества. С семи лет ребенка начинал учить отец. Тут играл роль, как личный пример, так и теоретическая и практическая подготовка (письмо, чтение, физические упражнения). Когда мальчик надевал «тогу взрослого» (обычно в 15-16 лет), отец поручал его заботам кого-либо из крупных государственных деятелей. Существовала поговорка: «Первая чаша у начального учителя: она кладет основы; вторая – у грамматика: сообщает знания; третья – у ритора: вооружает красноречием». Поскольку форум – площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, вершилось правосудие, был важным местом времяпрепровождения патриция, обучение ораторскому искусству, речевому этикету было обязательным. Большой популярностью у древних римлян пользовались публичные выступления. Поведение ораторов и публики строго регламентировалось. Выступающему предписывалось быть скромным, а аудитории - снисходительной: «Не оскорбляй человека и не делай себе из него врага из-за литературных мелочей, когда ты пришел дружески предоставить в его распоряжение уши. Будь у тебя больше заслуг или меньше, или столько же, сколько у него, - в любом случае хвали, хвали неизменно…». Оратор же должен был при входе в зал быть смущенным, слегка покрасневшим. Ему предписывалось поднимать робко глаза к небу, чтобы намекнуть слушателям, откуда пришло к нему вдохновение. Выступающий предлагал свой план собравшимся, развертывал свое произведение и всеми способами старался привлечь внимание слушателей к своим речам. Прочитав отрывок, оратор, заставлял просить себя продолжать, объявляя, что он намерен закончить чтение: «Я, кончу, друзья мои, если вы позволите. Продолжить, значило бы злоупотреблять вашей дружбой». При этом он робко разворачивал внушительный остаток своей рукописи. Слушатели должны в ответ лектору кричать: «Продолжайте! Мы готовы предоставить в ваше распоряжение завтрашний и даже послезавтрашний день, если нужно».

В любой культуре важное место занимает семантика одежды. Раскраска, форма облачений – это не только следование веяниям моды, но и смысл, значение, которым наделяют современники свое платье. Туника – основной вид одежды в Древнем Риме. Темные туники носили крестьяне, ремесленники, рабы. Белые – состоятельные люди. Туника представляла собой шерстяную рубаху с коротким рукавом или без рукавов. Сенаторы и всадники (верхушка древнеримской знати) облачались в туники с вертикальными пурпурными полосами. Но у сенаторов полосы были широкие, а у всадников – узкие.

Наиболее четко, полно и последовательно правила поведения были разработаныв эпоху Средневековья. Европейский этикет формировался в течение веков. Его важнейшей частью было гостеприимство. Приходя в дом, гость обязан снять шляпу (воинский шлем), подать хозяину руку без перчатки. В последней можно было спрятать оружие. Этим демонстрировались благие намерения пришедшего, его доброжелательность по отношению к принимающей стороне. Пиры в средневековой Европе длились несколько дней. Совместное застолье считалось ритуальным актом. В ходе пиров обсуждались дипломатические и торговые дела, заключались дружеские союзы. Здесь и возникает слово компания. Дословно оно переводится с французского языка как сохлебник. Соучастник в еде, тот, кто ест с тобой вместе – этот человек надежный, он не предаст, он твой единомышленник. Отсюда и русское выражение: делить хлеб, т.е. сопереживать, испытывать с надежным другом горести и радости. Здесь же уместно вспомнить и феномен рыцарства. Самоотверженность, великодушие, благородство в поступках – вот отличительные черты лиц, принадлежавших к средневековому рыцарству. С семи лет будущего рыцаря посылали служить пажом. В замке родственника или сеньора (господина по отношению к вассалам) он учился боевому искусству, манерам поведения. Четырнадцатилетний паж становился оруженосцем. В средневековой педагогике не было понятия детства. С самой юной поры мальчик становился мужчиной, а девочка – женщиной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что четырнадцатилетний оруженосец помогал сеньору в битве, где и получал первое боевое крещение. К двадцати одному году рыцарь владел основами этикета. Тогда и происходило посвящение. Для рыцаря считались обязательными смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.Итак,рыцарское сословие выработало свой кодекс чести и правила этикета, требования которых неукоснительно соблюдались. В первую очередь это касалось внешнего вида. Символы и атрибуты рыцарства, разнообразные детали одежды, особенно головные уборы, в точности отражали ранг человека. В бою рыцарь должен был думать не столько о победе, сколько о собственной чести – он не имел права убивать безоружного, наносить удар противнику со спины, а если соперник падал с коня, то рыцарю надлежало уравнять шансы. В отношении людей, принадлежавших к этому сословию, рыцарю необходимо было проявлять учтивость, заботиться о слабых, проявлять уважение к женщине и быть щедрым. Тем не менее, по отношению к другим сословиям правила этикета не всегда соблюдались.

В рабовладельческом и феодальном обществе этикет сложился как форма культуры, осуществляющая в основном различные право-политические функции. Во-первых, этикет был средством присвоения общественных рангов (титул короля, герцога, духовного лица); во-вторых, служил средством социальной дифференциации (раб, свободный человек, плебей, патриций и т.д.); в-третьих, служил опорой иерархической структуры общества (права и обязанности – для богатых и властных, сплошные обязанности – для бедных и слабых).

Этикет всегда символичен, т.е. он воплощается в жизнь с помощью определенных знаков (символов). Этикет – это визитная карточка не только отдельного человека, но и отражение общественно-политической, государственной жизни народа. Строгими и сложными были правила поведения при дворах европейских монархов. Нарушение правил этикета расценивалось, как преступление. Родиной этикета стала Италия.

Во Франции в правление Людовика XIV (1638-1715), вошедшего в историю как «Король Солнце», его гостям выдавались карточки (буквально - этикетки) с объяснением того, как они должны держать себя в присутствии монарха. При Людовике XIV нельзя было строить многоэтажные дома, так как никто не смел находиться над головой государя. Самое маленькое действие короля превращалось в акт государственной важности. В огромные парки и сады, окружающие королевский дворец, без особого разрешения никто не мог посещать. Когда монарх прогуливался, пустели целые улицы. Когда по дороге мчалась королевская карета, дамы и кавалеры бросались в кювет и ждали на коленях, когда она проедет. Этикет требовал рабского угодничества, прислужничества, бесконечного благоговения перед монархом. Правила этикета в то время предписывали ничего не скрывать от окружающих и показывать себя в наиболее выгодном свете. Стены дворцов и домов знати были выложены зеркалами. Все рассматривали себя со всех сторон. Дажев спальне на потолке помещались зеркала, чтобы заснуть в наиболее красивой и выгодной позе. Совершая поступок, мужчина действовал с таким расчетом, чтобы на всех он произвел впечатление. Предметом выслеживания становились мысли, слова, сердца окружающих. В обществе царил обман, угодничество, а искренность и непосредственность становятся неприличными.

Для воплощения многочисленных правил поведения при дворе монарха требовалось появление ряда профессий, представили которых могли хорошо разбираться в ритуальных, этикетных и обрядовых тонкостях и обеспечивать их соблюдение. Так, например, церемониймейстеры отвечали за соблюдение правил этикета при дворе; учителя и гувернеры обучали детей высших сословий изысканным манерам поведения. Королевская власть нуждалась в пышных церемониях, торжественных обрядах. Был составлен целый кодекс условностей, обязывающих придворных дам и кавалеров так, а не иначе вести себя в свете. Появилось даже выражение, что «король правит над Францией, а над Версалем (резиденцией французских королей) властвует этикет». Великая французская революция (1789 год) сбросила монархию, установив республику. Светский этикет перестал существовать. Слова «гражданин» и «гражданка» стали общеупотребительными. Но вот Наполеон Бонапарт, став первым консулом Французской республики, начинает задумываться о возвращении королевской власти. И немедленно вернулись из небытия этикетные формулы прошлого. «Месье» и «мадам» заменили прежние обращения - «гражданин» и «гражданка». Жена Наполеона из «гражданки Бонапарт» превратилась в «мадам Бонапарт». Шелковые чулки и туфли, жилеты, шитые золотом камзолы – все эти элементы роскоши вновь становятся необходимой частью светского этикета.

На Руси правила поведения складывались под влиянием обычаев, религиозных норм, традиций. Огромное влияние оказало крещение Руси. У Византии взяли не только христианство, но и мораль, запрещавшую мстить, убивать, красть. Смягчались нравы древнерусских людей. Культура Византии благотворно повлияла на всю духовную жизнь Руси. Само слово «нравственность» происходит от древнерусского существительного «норов» (нрав). Последний В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка определяет как «личное свойство человека», совокупность внутренних свойств личности. Нормой этикета в Киевской Руси были непререкаемость родительского авторитета, уважение к наставнику, культ семьи (рода, племени) и т.д. Ориентация человека на добро, честные дела и праведную жизнь – все также отражено в русском фольклоре: «Жизнь дана на добрые дела»; «В ком правды нет, в том добра мало»; «Не в силе Бог, а в правде» и др. Древний этикет наших далеких предков дошел до нас в песнях, былинах, пословица, поговорках, народных обычаях. Например, о гостеприимстве: Незваный гость хуже татарина; Незваные (поздние) гости глодают кости; В гостях хорошо, а дома лучше; Дома ешь, что хочешь, а гостях – что велят; Каков гость, таково и ему угощение; Жалеть вина (жадничать) – не видать гостей; Приедут гости – привезут и гостинцы.

В дошедшем до нас «Поучении к детям», которое написал великий князь Киевский Владимир Мономах (1113-1125) в конце XI века, можно найти черты древнерусского этикета:

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к Вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым…Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…».

В древнерусской культуре чрезвычайно популярны морально-этические наставления на тему: «Како подобает человеку быти», т.е. каким человеку следует быть. Вот основные выдержки: «Лучше всего человеку в жизни своей не слишком уж отдаваться богатству, но соблюдай воздержание – телу, смягчение – нраву, в голосе – ласковость и теплоту, в еде и питье – умеренность. Пред старцами – молчание, пред мудрыми – послушание, с равными дружбу иметь, с младшими – дружелюбное согласие. Плотских и сладострастных дел избегать, мало говорить да больше понимать, не дерзить словами, не перечить людям».

«Домострой» - это слово накрепко вошло в русский язык и стало нарицательным. Так мы обычно определяем патриархальный, косный семейный уклад, основанный на строгом подчинении членов семьи хозяину дома – мужчине. Сразу возникает образ мужа-деспота и забитой жены. Между тем, «Домострой», т.е. домоустроение, домостроение, свод правил домашнего этикета, долгое время служил практическим руководством для жизни русской семьи. «Домострой» был составлен в XVI веке священником Сильвестром, пользовался популярностью в народе вплоть до Петровских реформ. В нем мы находим объяснение «о мирском строении, как жить с женами, детьми и домочадцами». В своем личном пространстве человек Средневековья руководствовался принципом: «Мой дом – моя крепость». Поэтому в обязанности домохозяина входило обеспечение порядка в широком смысле: экономического, нравственного, педагогического. Долг перед Богом и государем диктует мужчине заботиться о питании своих чад: отсюда и воспитание, т.е. вскармливание физических и духовных сил жены и детей. «Следовать христианским канонам, жить с чистой совестью и в правде, в вере соблюдая волю Божью и заповеди Его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии…», - вот этическое кредо составителя «Домостроя». От женщины требовались чистота и послушание: «Жена добрая, трудолюбивая – венец своему мужу…»; «За жену хорошую мужу хвала и честь». В «Домострое» даются советы по ведению домашнего хозяйства: как «устроити хорошо и чисто» избу, как повесить иконы и как их содержать в чистоте, как приготовить пищу. В разделе «Правила о всех овощах различных, как обрабатывать и готовить» узнаем о кулинарных рецептах и блюдах из яблок, редьки, арбуза, дыни. «Заяц простой подается всегда, голова свиная с чесноком – с Покрова, буженина – с богородцына поста; между постом до Семенова дня – ножки говяжьи, тетерка под шафраном», - это место из «Домостроя» мы бы теперь назвали «Хозяйкам на заметку». Конечно, «Домострой» содержит наставления в духе своего сурового времени: «…Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Полагаем, современным девушкам будет интересен такой фрагмент: «Если у кого дочь родится, то рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом, или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани… все эти годы ей в особый сундук» откладывают приданое «понемножку, а не все вдруг, себе в убыток.

В Московском государстве, как и в средневековой Европе, существовал придворный этикет. Царь пробуждался ото сна в четыре часа утра. Постельничие и постельники, особые слуги при высокой особе монарха, одевали царя для выхода из внутренних покоев. Затем царь с царицей слушали утреннюю службу в церкви. После обсуждения деловых вопросов в девять утра правитель шествовал к поздней обедне. Затем выслушивал доклады бояр, дьяков, челобитные. В полдень царь трапезничал. После обеда наступал обязательный для русских людей прошлого послеобеденный сон. После вечерней литургии вновь собирались царь и сановники для обсуждения дел. Чтение (в основном церковных книг), соколиная охота, шуты-дураки – вот излюбленные занятия царя и московской знати. Скромность, проста в еде и питье – все это присутствовало в жизни и быту, как простолюдина, так и монарха. В Великий и Успенский посты царю Алексею Михайловичу, отцу будущего Петра Великого, подавались капуста, грузди, рыжики и ягодные блюда без масла. Ел царь пищу только по вторникам, четвергам и субботам один раз в день! Ничего не ел последний правитель Московской Руси в понедельник, среду и пятницу, исключая лишь дни именин царицы, царевича, царевен своих. «Правды же и суды и милостивой любви и ратного строя никогда не забывайте: делу время и потехе час», - эта фраза из сборника правил соколиной охоты, составленного по приказу Алексея Михайловича, войдет в живую речь и станет поговоркой. Однако выход царя в Кремль обставлялся как можно пышнее и торжественнее. В «порфире и короне» монарх появлялся перед народом. Рынды (воины царской охраны), одетые в белые, шитые серебром кафтаны и высокие бархатные шапки, шитые жемчугом, окружали правителя Московской Руси. Зимой царю подавали широкие раззолоченные и расписные сани, обитые персидским ковром. Вокруг высокой особы теснились стрельцы.

Петр Великий (1682-1725) по-иному рассматривал деловой этикет правителя России. Не роскошь и великолепие царских одежд, а служение Отечеству – вот что стало определять новый порядок. Известен аскетизм царя и в одежде. Кафтан из сукна, стоптанные башмаки – все это в действительности составляло гардероб царя-плотника. Тем самым он хотел подать пример приближенным – радейте и заботьтесь не о себе, своем достатке, благополучии, но о славе государства. Петр I, коренным образом реформировав всю страну, установил новый этикет, этикет Российской империи. Петр I учреждает «Табель о рангах», разделив чиновников на 14 классов («чинов»). Эта карьерная иерархия просуществовала вплоть до 1917 года. Не только царю, но и каждому «рангу» (чиновнику) определяется этикетное обращение в официальной переписке.

Правление Петра I ознаменовалось переменами в жизни и быте всего российского государства. Вводится новая одежда: камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы. Сам царь-реформатор пишет инструкции, обучающие подданных азам нового этикета: «Не разувая, сапогами или башмаками, не ложатся на постели»; «Кому дана будет карта с нумером постели, то тут спать имеет не переноси постели, ниже другому дать, или от другой постели что взять». Самодержец понимал, что мало составить этикетные формулы для подачи царю и его чиновникам писем, жалоб, прошений. Следует также позаботиться и о воспитании молодежи. В начале XVIII столетия появляются многочисленные «письмовники», содержащие этикетные правила, подлежащие для исполнения, как законы. «Не вопить в Сенате, как бабы на базаре», - призывал сам царь Петр своих сановников.

Для обучения молодых людей этикету Петр Великий велел издать учебник. Он появился в 1717 году и носил название «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Зерцалом тогда называли зеркало, то есть это было отражение, воспроизведение для юных дворян норм и правил поведения в обществе. Об этом говорит вторая часть названия: «… или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». «Житейское обхождение», то есть предписания ежедневного этикета. Начинались они с необходимости почитания юношеством старших по возрасту. Говорить положено молодому человеку «благочинно, учтиво, вежливо, разумно». При этом больше помалкивать «и дерзостно не отвечать». «Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник». Пожалуй, для молодого поколения россиян XXI века будут полезны многие пункты:

«Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого (перед другими – Авт.) не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону…

И сия есть немалая гнусность, когда кто платком сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает…

Еще же зело (очень) непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях».

В книге указывалось, что культурного человека дворянского происхождения украшают такие добродетели, как приветливость, смирение, учтивость. А без владения хорошими манерами нельзя добиться успеха в жизни. Вот еще небольшая выдержка из этого выдающегося памятника русской культуры начала XVIII века:

«У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят».

«Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить…нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать…».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из уст твоих, всякий гнев, ярость, вражда, ссора и злоба да отдалится от тебя… все, что делаешь, делай с прилежание, за это и похвален будешь».

Императрица Екатерина II (1762-1796) тоже не забывала о воспитанности своих подданных.В частности, посетитель Эрмитажа должен был неукоснительно соблюдать следующие правила:«1.Оставить все чины вне дверей, равно как и шляпы, а наипаче шпаги.2.Местничество и спесь или что-либо тому подобное, когда бы то ни случилось, оставить у дверей.3.Быть веселым, однако ничего не портить, не ломать и ничего не грызть.4.Садиться, стоять, ходить – кто как заблагорассудит, не смотря ни на кого.5.Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тама находящихся уши или голова не заболели.6.Спорить без сердца и без горячности.7.Не вздыхать и не зевать и никому с руки тягости не наносить.8.Во всяких невинных затеях, что один вздумает, другим к тому приставать. 9.Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги у дверей, выходя из дверей.10.Сор из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло из другого, прежде нежели выступят из дверей.

Если кто противу сказанного проступится, то по доказательству двух свидетелей за всякое преступление каждый проступившийся должен выпить стакан холодной воды, не исключая того и дам... А, если кто противу десятой статьи проступится, того более не впускать».

Екатерина II, правившая страной во второй половине галантного XVIII века, собственноручно составила «Наставление к воспитанию внуков» (речь идет о будущем императоре Александре I и его братьях Константине, Николае и Михаиле). В нем она отмечала необходимость формирования учтивости в человеке. «Благоволение к роду человеческому, человеколюбие, уважение ближнего, почтение к человечеству, осторожность в поведении, чтоб не пренебрегать, не презирать никого, но показывать каждому учтивость и приличное уважение, бдение (внимательность – прим. авт.), чтоб поведение никому не обратилось в тягость, и обхождение с людьми благовоспитанными да служат в основании учтивости», - писала Екатерина Великая. Увы, но мы, люди XXI века, забыли многие слова и понятия прошлого. Одно из них – это учтивость, т.е. почтительность, вежливость. Учтивость – также составляющая этикета, как придворного, так и общегражданского.

Этикет – лакмусовая бумажка политических и социальных отношений в государстве. Император Павел I (1796-1801) начинает свое правление с введения нового этикета. Указами царя в России запрещено ношение круглых шляп, сапог с отворотом, длинных панталон. «Волосы должны были зачесываться назад, а отнюдь не на лоб; экипажам и пешеходам велено было останавливаться при встрече с высочайшими особами, и те, кто сидел в экипажах, должны были выходить из оных, дабы отдать поклон августейшим лицам», - пишет современник событий. Не остался без внимания Павла I и речевой этикет. В конце XVIII века русский самодержец пытается административным путем устранить из русской речи заимствования: фрак, жилет, панталоны и др. Боязнь распространения идей Великой французской революции в России приведет правительство к тому, что «нецензурным» (запрещенным) станет слово свобода. Его велено заменить в печати, в газетах и журналах позволением. Магазин станет лавкой, гражданежителями или обывателями, а Отечествогосударством. Конечно, такое своеобразное «реформирование» норм и правил поведения в обществе вызовет бурный социальный протест. Павел I будет убит дворянами-заговорщиками.

В эпоху Александра I (1801-1825) окончательно сформировался эталон светского поведения. В писаных правилах вежливости начала XIX века читаем:

«Надобно в поступках своих благородную иметь непринужденность; но чрезмерно свободное обхождение с знатными покажет нашу наглость, или глупое тщеславие, показать другим, что мы обходимся с знатными, как с ровными себе.

Разговор начать всегда особе почтенной предоставить должно, и когда она говорит, то должно внимательно ее слушать; чтоб того, что она уже сказала, себе повторить ее не заставить; но не должно ея словам и удивляться, разиня рот, как говорится. Глупее еще делают те, кои, видя знатную особу смеющуюся, сами – часто не зная чему – во все горло хохочут».

С развитием буржуазных отношений роль этикета в Новое время несколько изменилась. Мыслители-рационалисты рассматривали его, как инструмент, призванный сдерживать бурные эмоции, нежелательные в отношениях с людьми. Для воспитанного человека одним из основных качеств стала ''элегантная невозмутимость''. Особо она ценилась в Англии. Англичане считали умение держать себя в руках проявлением здравого смысла, достоинства, самоконтроля.

Расчетливые буржуа постепенно отбросили те элементы средневекового этикета, которые, на их взгляд, не соответствовали коммерческим отношениями. Так, например, дворянский кодекс чести обязывал платить только карточные долги, а на все остальное можно было не обращать внимание. В Новое время, когда многие дворяне стали заниматься коммерцией, вопросом чести воспринималась своевременная уплата любых долгов, также как и необходимость считаться с окружающими, их интересами и вкусами.

Не только на Западе, но и в России, соблюдение правил хорошего тона считались необходимым для достижения делового и личного успеха. Идеал светского человека определялся и определяется сейчас французским выражением ''комильфо'' («как надо», «как следует»). Это предполагает безукоризненное выполнение всех правил этикета, владение утонченными манерами во внешнем виде и общении. Типичный представитель этого соответствующего правилам светского приличия молодой человек выведен А.С. Пушкиным в образе Евгения Онегина:

…Острижен по последней моде;

Как dendy лондонский одет –

И, наконец, увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Денди – светский щеголь, франт. Появилось даже особое понятие «дендизм» - франтовство, стремление выглядеть светским человеком. Выделялись особые признаки такого денди: внешние - притворная близорукость (ношение очков было в моде), бритый подбородок, аккуратно подстриженные ногти, узкие не по размеру перчатки на руках; внутренние - умение танцевать, спокойствие и уверенность в себе. Старики ворчали: «Некоторые молодые люди начали носить перстни и кольца даже сверх перчаток, как во времена Рима, клонившегося к падению, Рима женоподобного». Следование нравственным правилам, зафиксированным в «Юности честное зерцало…», в других этикетных сводах, оставались нормой для людей конца XIX-начала ХХ века. Современник вспоминает: «Хорошие манеры были обязательны; нарушение этикета, правил вежливости, внешнего почета к старшим не допускалось и наказывалось строго. Дети и подростки никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно и корректно, не смея громко разговаривать и отказываться от какого-нибудь блюда».

Однако одно время в России, следование правилам этикета, подражание парижскому и лондонскому свету приводило к абсурдным ситуациям и увеличивало пропасть непонимания между имущими сословиями и неимущими. Поэтому вслед за ликвидацией дворянства и буржуазии последовало искоренение норм этикета. Например, в 20-е гг. рукопожатие как приветствие считалось переносчиком инфекции, а девушки считали себя оскорбленными, если им подавали пальто.

Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на светском приеме, во дворце монарха, а теперь - и на работе, и в транспорте. В его основе находятся ценности культуры данного общества и мораль конкретного социума. Формирование этикета напрямую связано с традициями обычаями той или иной эпохи.