Составляющие этики бизнеса.
Этика отношения бизнеса к обществу проявляется, прежде всего, в его социальной ответственности. Она подразумевает определенный уровень добровольной поддержки решения социальных проблем со стороны организации. Различные организации (корпорации, компании, фирмы) как дополнение к ответственности юридического и экономического характера призваны учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своего бизнеса на работников, потребителей, акционеров, средства информации, на местные общины, в которых происходит их деятельность, вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в обществе в целом. Ведь общественность ожидает от бизнеса не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения целей общества.
Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания любой, даже самой мелкой фирмы. Для любой организации, действующей в сфере предпринимательства, на первом месте стоит выживание и только потом – проблемы общества. Если предприятие или организация не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится чисто академическим. Тем не менее, компании должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями и надеждами.
Социальная ответственность бизнеса проявляется в различных формах. Так, например, в конце ХIХ-начале ХХ века в России ее основными формами были пожертвования предпринимателей на просвещение народа, меценатство и благотворительность. Однако вскоре бурно растущий класс буржуазии понял, что подлинная польза обществу (социальная ответственность) состоит в такой организации дела, которая бы обеспечивала трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образования и духовного роста. Поэтому отдельные предприниматели при фабриках создавали детские сады, больницы, школы, ремесленные училища, библиотеки, организовывали посещение театров, благотворительные концерты. И делалось это, прежде всего, из осознания потребностей рачительного хозяина в дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силе. Современные отечественные бизнесмены, преодолев трудности начального периода становления рыночной экономики, также начинают осознавать, что в бизнесе не только важны получение прибыли через неуемное стремление к сиюминутным успехам, патологическое отношение к деньгам, но и профессиональное удовлетворение, утверждение своей положительной репутации в обществе.
На Западе общество чувствует социальную ответственность бизнеса в защите среды обитания, в сферах здравоохранения и общественной безопасности, в области гражданских прав, реализации социальных программ в тех местных сообществах, в которых фирмы ведут свою деятельность и т.п.
Особое значение придается заботе организаций о своих работниках. Так, например, фирма «Леви Страусс» – крупнейший в мире производитель одежды, в период кризиса для ее деятельности не только заблаговременно известила о грядущем сокращении своих работников, но и помогла уволенным пройти курсы переобучения и устроиться на новую работу. Расширила для них медицинские льготы и сотрудничала с организациями местных сообществ с целью консультирования и оказания поддержки своим бывшим сотрудникам.
Также примером осознания социальной ответственности могут быть представлены действия известной американской компании «Проктор энд Гэмбл» по защите интересов потребителей. В 1980 году американский Центр по контролю над заболеваниями выявил, что использование одного из видов продукции этой компании связано с развитием у его потребителей токсического синдрома. На разработку, рекламу и продвижение на рынок данной продукции компания затратила 20 лет и 74 млн. долл. В рекордно короткое время руководство компании оценило ситуацию. Используя 203 американские телекомпании, 350 станций радиовещания, 1200 газет по всей территории страны, развернуло акцию по изъятию с рынка своей продукции и возмещению ущерба потребителям. Потеряв большую часть дохода, компания еще больше приобрела, сохранив и даже укрепив доверие к себе потребителей, по достоинству оценивших ее действия.
Итак, любая коммерческая организация (корпорация, компания и пр.) являются членом общества, поэтому нормы морали должны лежать в основе его поведения. Подобно индивидуальным членам общества она должна действовать социально ответственным образом, способствуя укреплению моральных основ общества.
Этика отношения к конкурентам должна базироваться на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это значит, что бизнесмен или менеджер должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов. Это выражается в недопустимости:
· вмешиваться в их деятельность;
· ущемлять их деловые интересы;
· порочить их деловую репутация, рекламируя себя;
· «пускать пыль в глаза», обманывать и дезориентировать своих соперников;
· применять физическое насилие в отношениях с конкурентами;
· вторгаться в их личную жизнь.
Подобным критериям в отношениях с конкурентами может отвечать деятельность порядочных предпринимателей или организаций, ведущих честный бизнес и соблюдающих общепринятые правила коммерции. Вообще же обострение конкурентной борьбы в индустрии туризма, например, должно быть связано с высоким качеством предоставляемых услуг, возможностью удовлетворения меняющихся запросов потребителей. Вследствие этого повышение конкурентоспособности туристических фирм зависит от овладения более совершенными информационными технологиями, освоения новых ресурсов, применения нововведений, изменения всей системы подготовки кадров и создания гибкой организационной структуры.
Этика отношений с партнерами ориентирует предпринимателей на принцип справедливости. Он предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств коллег по бизнесу и их деятельности, признание их индивидуальности, а также открытость критике. Не менее важным для сферы бизнеса является такая категория нравственности как честь. Она выражается в обязательности по отношении к данному слову и принятых на себя задач. В США, например, известен термин «Техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет иметь с ней дела. За рубежом очень ценят надежных, проверенных годами партнеров.
Особое внимание стоит уделить зарубежным партнерам. При взаимодействии с ними, расхождения в оценках разных явлений вполне допустимы. Чужие обычаи и представления сначала могут показаться странными, а манеры поведения – излишне чопорными или, наоборот, слишком фамильярными. Тем не менее, из первоначального впечатления не должно рождаться неуважение к зарубежным коллегам. Напротив, каждому солидному предпринимателю необходимо хорошо ориентироваться в особенностях национальной психологии партнеров, овладеть общепринятыми в международном деловом общении стандартами.
Этика отношения с клиентамипроявляется в заботе о своих клиентах и потребителях. Прежде всего, фирма должна быть социально значима для человека и для группы людей, вызывая к себе интерес и привлекая набором услуг. Производимые товары или предоставляемые услуги должны отвечать потребностям людей, быть безопасными для их здоровья и жизни, отличаться высоким качеством и приемлемыми ценами.
Система моральных принципов отношения к своему делу, обществу, партнерам, конкурентам и клиентам должна дополняться культурой бизнеса, а именно соблюдением всеми его участниками делового этикета. Ведь для репутации конкретного бизнесмена, а также целой организации важны: культура речи, одежда, манеры делового поведения и общения и т.д. Деловые контакты с партнерами по бизнесу и клиентами могут оборваться, как только обнаружится незнание культуры деловой переписки и телефонного общения, бестактность в общении и конфликтных ситуациях, неорганизованность в делах и неаккуратность в офисном помещении.
Итак, избежать нравственных коллизий в своей деятельности, построить этически выверенные связи с обществом, партнерами, конкурентами и клиентами может только «этичная корпорация». Ее признаки сформулировал один из идеологов концепции деловой этики К. Стоун:
Корпорация как гражданское лицо:
· заботится о соблюдении законов (даже если имеется возможность их обойти при большей прибыльности);
· содействует законотворчеству, добровольно представляя имеющую информацию о дополнительных мерах, необходимых в данной отрасли промышленности;
· соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к обману, коррупции и т.д.;
· как гражданское лицо за границей действует с уважением к законам принимающей страны.
Корпорация как производитель ориентируется на производство безопасных и надежных товаров по справедливым ценам.
Корпорация как работодатель:
· заботится о безопасности производства;
· заботится о хорошем эмоциональном состоянии своих работников.
Корпорация как субъект управления ресурсами:
· заботится об их эффективном использовании;
· заботится об эстетике занимаемого земельного участка.
Корпорация как объект инвестирования:
· защищает интересы инвесторов;
· полностью и правдиво предоставляет информацию о своем экономическом положении.
Корпорация как конкурент не принимает участия в нечестной конкуренции, с одной стороны, и необоснованном ограничении конкуренции – с другой.
Корпорация как участник социального развития:
· стимулирует нововведения и реагирует на внедрение новой продукции и технологий;
· не забывает, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни, и признает свою связанную с этим ответственность.