Ригоризм и утилитаризм
Ригоризм –строгое проведениекакого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов. В этике принцип ригоризма был сформулирован в учении И. Канта о долге как единственном критерии нравственности.
Иммануил Кант(1724-1804) – немецкий философ.Согласно Канту,нравственное чувство должно быть ограничено долгом. Последний представляет собой нечто самодостаточное. «Долг по отношению к себе заключается в том, чтобы внутренней сущностью человека было то, собственно человеческое достоинство, кое возвышает его над всеми другими созданиями; долг человека не попирать в своем лице этого достоинства человечества в целом». Нравственность находится вне всякой целесообразности, не служит удовлетворению социально-исторических потребностей и интересов человека. Таким образом, человек должен исполнять свой долг ради самого долга. Подобная идея определяется как ригоризм (от латинского «строгость»), то есть выполнение нравственных правил, безусловное повиновение долгу, даже вопреки человеческим интересам. Поэтому иногда ригоризм связан с фанатическими идеями.
Моральный закон понимается Кантом как вечный принцип человеческого поведения – это называется категорический императив. В соответствии с императивом человек решает проблемы своей жизни. Императив содержит в себе три максимы: нужно поступать так, чтобы правило твоего поведения стало правилом для всех; каждый человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство; поступки человека должны быть ориентированы на всеобщее благо. Уважение к моральному закону развивает в нас чувство самоуважения. Кант ставит перед людьми задачу: совершенствовать самих себя.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) -немецкий философ.Главное сочинение «Наукоучение» написано Фихте в духе идей И. Канта. Моральное сознание, провозглашает Фихте, предполагает дисгармонию влечения и долга. Оно повелевает человеку во всех случаях отдавать предпочтение долгу. Поэтому истинно гармоничная жизнь достигается возможной лишь при посредстве религии. Последняя своим внутренним светом разрешает все противоречия и побуждает «любить вечность».
По мнению Фихте, каждый несет персональную ответственность за свое поведение и поступки других людей. Человек должен постоянно находиться в напряженном творческом поиске. Это есть путь к истинной мудрости.
В русской культуре примером ригоризма может служить концепция К.П. Победоносцева(1827-1907), юриста, профессора Московского университета, автора популярного в дореволюционное время «Курса гражданского права». Он вошел в историю России как глава Святейшего Синода и ближайший советник российских императоров Александра III и Николая II. Все лучшие, нравственные, начала в человеке, по мысли К.П. Победоносцева, от Бога. Нравственные и моральные качества в человеке - это Божий дар. «Но всякий дар Божий есть талант, - замечает Победоносцев, - который велено возделывать». Постоянное нравственное самосовершенствование и самоограничение - единственный достойный человека путь в жизни. «Надо смолоду привыкнуть стеснять себя, показать себе предел, лишать себя во имя долга и правды». А сама жизнь во взглядах К.П. Победоносцева - «есть великий долг, налагаемый Богом на человека». «Нравственное» и «духовное» у К.П. Победоносцева – всеохватывающие понятия. Эти категории образуют в человеке «внутреннюю силу». Внутренняя, духовная, сила включает в себя качества разумения, умения и воли.
«Семья должна посеять и воспитать в душе чувство благоговения и веры, - пишет К.П. Победоносцев, - школа должна не только поддержать это чувство, но и осветить в душе идею, без которой одно чувство смутно и неустойчиво. Школа должна поставить это чувство и эту идею в нравственную связь с жизнью – воздействовать на ребенка своею нравственной обстановкой». Главные враги нравственности и духовности народа в современной России – разврат и народное пьянство. «Кабак есть главный у нас источник преступлений и всякого разврата умственного и нравственного». Чтобы остановить тлетворное влияние кабака и распространение пьянства в народе, «нужно дать народу школу». К.П. Победоносцев говорит о тех духовных и нравственных основах, на которых следует строить дело национального образования и воспитания молодого поколения. Эти основания такие: историзм национальной педагогической системы, опора на православную духовную традицию и практическая связь с жизнью.
Утилитаризм– нормативный образец поведения личности, утверждающий, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего пользу, выгоду. Во многом утилитаризм продолжает линию гедонистической философии Эпикура. Он направлен против аскетизма и ригоризма.
Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей).
Иеремия Бентам (1748-1832) - английский философ, разработавший исходный вариант утилитаризма. В его работе «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789 г.) говорилось, что желание достичь удовольствия и счастья и избежать боли – основа психической организации любого человека. Бентам отмечал: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей – страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать». Таким образом, страдание и удовольствие – это единственные нравственные ориентиры человечества, которые указывают нам, в чем состоит моральный долг. Ответ следующий: стремиться к счастью, искать пользу, избегать боли, то есть сводить на нет все, что мешает человеческому прогрессу и комфорту. Под принципом пользы Бентам понимал выбор действий и оценку поступков, которые ориентированы на максимально большее благо. Формула общего блага звучит так: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей».
Согласно утилитаризму, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье (польза) заключается в удовольствии во всех его ипостасях: чувственные наслаждения, радость познания, любовь, полнота жизни. Человеку необходимо исполнить свое профессиональное и социальное предназначение, но исполнить его с чистыми руками, по совести – добродетельно. «Под принципом полезности, - писал Бентам, - понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью». Именно этот принцип утилитаризма чаще всего подвергался критике, поскольку, согласно ему, если какое-то действие признается большинством людей безнравственным, но предназначено для того, чтобы сделать счастливым наибольшее число людей, то это действие должно считаться нравственным. Другими словами, если достигнутый результат – благо, не имеет значения, что средства его достижения безнравственны: цель оправдывает средства,а средства при этом следует оценивать не как безнравственные, а как нравственные.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) - английский философ, экономист, который вслед за Бентамом отстаивал положение, что целью человеческой жизни является достижение счастья. Мораль определяется Миллем как «такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями». Три фактора, по Миллю, препятствуют осуществлению принципа пользы или человеческому счастью: себялюбие людей, недостаток умственного развития, дурные государственные законы.
Главный моральный принцип конкретизируется в менее общих нравственных принципах. Последними руководствуется человек в конкретных поступках: не навреди, противодействуй несчастью, соблюдай интересы ближних. Каждое частное действие должно, в конечном счете, соотноситься с принципом пользы. Человек, добиваясь личной цели, не должен ущемлять интересы окружающих людей и общество в целом. Высшая из общественных добродетелей – справедливость – обязывает соблюдать законные права личности (свободу и право собственности, платить добром за добро, не обманывать, быть беспристрастным).
Утилитаризм, безусловно, обладает рядом привлекательных черт. Прежде всего, стремится максимизировать удовольствие и минимизировать страдание для возможно большего числа людей. Данный тезис всегда получал одобрение от людей всех рас, полов и возрастов. Утилитаризм предоставляет возможность совершить героические поступки, то есть оказаться от личного удовольствия и благополучия в пользу других. И, наконец, утилитаризм рождает привычку тщательно анализировать результаты своих действий, превращая нас в ответственных и предусмотрительных людей.
Проблема утилитаризма заключается в каверзном вопросе: кто же должен судить, что полезно, а что нет? Согласно теории Бентама, действие следует оценивать как нравственное, если оно приводит к удовольствию, или безнравственное, если оно приводит к страданию. При этом говорится о большинстве людей. Нельзя не вспомнить политику Гитлера, которая получила поддержку большинства населения Германии в 30-е гг. XX века. При этом она привела к унижению и истреблению еврейского и цыганского народов и развязыванию Второй мировой войны.
Вполне разумно, когда родители и государство настаивают, что все дети должны ходить в школу и получать образование, тогда как многие дети считают, что это занятие не приносит удовольствия. И, хотя учеба кажется детям мучительной, родители и государство думают о том, что полученные детьми знания в их дальнейшей жизни помогут им достичь наибольшего удовольствия и счастья.
Но когда речь идет о самостоятельных взрослых людях, то встает вопрос, имеют ли отдельные индивиды право настаивать на своих собственных представлениях об удовольствии и счастье или они должны следовать общепринятым взглядам и вкусам во имя необходимости достижения наибольшего счастья наибольшего числа людей? В истории были случаи грубого утилитаризма, когда людей делили на полезных идеям партии и правительства, белых и красных, наших и не наших.
Нигилизм– это отрицание общепринятых норм культуры. Он распространяется в пограничные, переломные этапы развития общества. Для нигилиста абсолютные (общечеловеческие) ценности не имеют никакого значения. Для его мировоззрения характерно отсутствие какой-либо позитивной программы или же ее абстрактность и аморфность. Нигилистический пафос молодого поколения нашел выражение и публицистике XIX века. Д.И. Писарев обращался к молодежи с призывом: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится; что разлетится вдребезги; то хлам; во всяком случае, бей налево и направо, от этого вреда не будет и не может быть».
Идеологом нигилизма приято считать немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). Он выделял мораль господ и мораль рабов. Моральный нигилист Ницше отрицал мораль рабов, т.е. те нормы и устои, которые формировались веками античной философией, христианством и стали основой культуры современной европейской цивилизации. Отличительная черта морали рабов, по Ницше, - это фарисейство. Лицемерие и ханжество проели насквозь быт и мораль мещан, ведь давно известно, что люди осуждают те пороки, которым втайне хотели бы сами предаваться. Ницше говорил, что только раб мог поставить знак равенства между понятиями «добрый» и «неудачник», «глупец». Переоценивая традиционные ценности (неслучайно одна из его работ так и называется «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»), Ницше выдвигает на первый план мораль господ. Личность, исповедующая ницшеанскую мораль, находится «по ту сторону добра и зла», ни перед чем не останавливается для осуществления своих стремлений. Именно благодаря Ницше в обиход вошло понятие «сверхчеловек». В книге «Так говорил Заратустра» немецкий мыслитель показывает тип нового человека («сверхчеловека»), для которого нет ничего не дозволенного.
На русской почве тип нигилиста выведен писателем И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети», опубликованном в 60-х гг. XIX века. Широкую известность получил ответ Базарова на заданный ему вопрос «В силу чего же вы действуете?». Евгений Базаров отвечает: российские нигилисты действуют в силу отрицания. И сам уточняет, что нигилисты отрицают «всё», т.е. и религию, и государственное устройство, и общественную мораль, и нравственность. Нигилизм стал мощным общественным явлением в России второй половины XIX века. Его суть ясно выразилась в резко критическом отношении нигилистов к существующему общественному строю, а также в полном неприятии классического искусства, традиционной морали и нравственности.
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в 1864 г., стал своеобразным евангелием русской молодежи 60-70-х гг. XIX в., книгой, где она черпала свои духовные и нравственные ориентиры. Автор рисует образы «новых людей», носителей новой морали и нравственности. «Новые люди» у Чернышевского презирают традиции, «старый порядок», суть которого - «обдирай да обманывай», они приверженцы научного знания, любят полезный труд, исповедуют концепцию «свободной любви». Их поведение в обществе регулируется новой духовной и нравственной идеей - теорией «разумного эгоизма».
Суть этой идеи такова: человек - эгоист, т.е. он живет и действует ради своих выгод и удовольствий, но эгоизм человека должен быть разумным, значит, делая лучше свою жизнь, он делает лучше и жизнь других. Герои романа «Что делать?» уходят из отеческого дома, где живут в «неразумном эгоизме» их родители, сами строят свою жизнь на началах добра, справедливости, разумной организации жизни и труда. Мировоззрение героев Чернышевского стало идеологией значительной части молодежи во второй половине XIX века. Сам роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» стал практическим пособием уже для реальных «новых людей», а не вымышленных автором героев.
Основатель теории и практики анархизма, русский революционер и писатель Петр Алексеевич Кропоткин(1842-1921) уделял большое внимание этической проблематике. В 1876-1917 годах Кропоткин живет за границей. Там он пишет труды по этике, социологии. Фундаментальной станет работа «Этика. Происхождение и развитие нравственности». «Я взялся за этику, потому что считаю эту работу безусловно необходимой… Чтобы положить начало нравственности, свободной от религии, и более высокой, чем религиозная, ждущей награды «на том свете», необходима помощь хорошо разработанных книг». Особый пункт этической системы П.А. Кропоткина – это момент, связанный с революционным насилием. Можно ли, говоря словами Родиона Раскольникова, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», разрешить «кровь по совести»? Да, можно, - считает Кропоткин. Он апеллирует к российским народовольцам, убившим императора Александра II в 1881 году. «Эти люди действительно имели право отнять у него жизнь». Но почему именно они имели на это право? Моральная концепция Кропоткина такова: «Право прибегать к силе человечество признает за теми, кто завоевал это право». Как видим, идея Раскольникова в этике Кропоткина находит свое моральное оправдание. Признавая справедливость золотого правила нравственности, Кропоткин говорит о потребности человека в поисках равноправия. Отсюда вытекает базовая для русского революционера мысль - идея анархии. Анархия, т.е. отказ от государственной власти, организованной политической борьбы, основывается в воззрениях Кропоткина на отрицании понятия «закона». Об этом Кропоткин пишет так: «В современных государствах, выпустить новый закон считается лекарством от всех зол. Вместо того чтобы самим изменять то, что плохо, люди все время просят нового закона <…> Словом, на все нужен закон. Закон о проселочных дорогах, закон для мод закон, против бешеных собак, закон о добродетелях, закон для обуздания пороков, - законы для всех зол, происходящих от беспечности и трусости людской!». Нельзя не отметить, что на базе нигилизма в обществе формируется варварство и вандализм.