Вспомогательные методы педагогической психологии

Лекция 9-10. 12.11.2012

Ю.Б. Гиппенрейтер

(1930-…)

Психолог, профессор МГУ. Ученица Леонтьева.

КИК, гуманистический подход, тренинги американских психологов.

Она ценит и обладает умением просто и ясно излагать сложный научный материал.

«Как общаться с ребёнком?»

Система ценностей и взаимосвязанные с ними методические приёмы и навыки.

Безусловное принятие — базовая фундаментальная потребность любого человека.

Выражать недовольство можно отдельными действиями ребёнка, но не касаться чувств ребёнка и не переносить своё недовольство на личность ребёнка (ты такой плохой). При этом недовольство не должно быть систематическим.

Чтобы ребёнок нормально рос, его надо обнимать 8 раз в день.

Стиль общения. В детстве все люди узнают о себе только из слов, действий окружающих людей. От стиля общения зависит формирование представлений ребёнка о самом себе.

Связь теории и практики.

Разрешение конфликтов. Конструктивный и деструктивный способы разрешения конфликтов.

1. Прояснение ситуации. Все участники конфликта обменялись чувствами и мнениями.

2. Сбор предложений. Техника мозгового штурма.

3. Оценка этих предложений.

4. Выбор оптимального решения (должно устроить всех).

5. Детализация выбранного решения (каждый чётко должен представлять, что и как будет делать).

6. Выполнение решения.

7. Возможная реструктуризация (заново при появлении новых данных).

Я/мне + отрефлексированное чувство + ты безличная формулировка.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Идеально — то, чего нет, но он выполняет эти функции. А кто такой идеальный преподаватель? Идеальный преподаватель — это тот, которого нет, но функции выполняет.

Анкетирование. Функции метода: сбор экспресс-информации. Занимает очень мало времени, очень ненадёжный в плане попадания в личностные особенности и т.д. Или опросники (в психологии).

Однократный или многократный опрос (как меняются воззрения и интересы испытуемых).

По типу составления всего три типа анкет: открытые (более искренние) и закрытые (выборочный ответ), открыто-закрытые анкеты.

При любом анкетировании существует угроза: выбор соц. одобряемых ответов. Можно поймать на соц. одобряемом ответе.

Основные требования к анкетам. Ясность, простота, лаконичность инструкций. Вопросы в общепринятой и общеизвестной лексике. Вопрос не должен включать в себя два вопроса. Нельзя присоединять вопрос, который проникает в природу явления (часто ли ты ссоришься с близкими и почему). Вопрос должен быть кратким. Вопрос должен пониматься с первого раза. В конце должна быть благодарность за участие. Порядок слов: на первое место ставят тех, с кем сравнивают.

Анкета должна содержать шкалу лжи. Всегда ли ты говоришь правду? Всегда ли ты выполняешь домашние задания? Ты шумишь в классе, когда там нет учителя? Ты сразу выполняешь свои обещания? Человек либо не осознаёт, либо врёт, если отвечает на эти вопросы утвердительно.

Пожалуйста, обведи ответ 3. (Психогенетика) Анкеты должны быть интересными.

Анкета. Знаешь ли ты юношескую психологию. 60 стратов (15 правильных ответов)

Задание на автомат: Составить подобную анкету к другим возрастам. Знаете ли вы психологию дошкольника/подростка и т.д.?

Интервьюирование. Есть перечень вопросов, но интервью обычно короче. Больше трёх-четырёх вопросов не нужно делать. Вы задаёте эти и только эти вопросы (только тогда можно сравнивать). Устная форма, нужен диктофон (важны интонации). Интервью даёт более узкую информацию, чем анкетирование, т.к. интервью можно провести не на многих людях.

Клиническая беседа (экспериментальная). По образцам тех бесед, которые проводит врач, когда к ним приходит пациент. Клиническая как охватывающая большой круг явлений. (Клиническая картина)

Беседа позволяет варьировать вопросы и продолжать диалог.

Преимущества: позволяет получить информацию, которую трудно получить другим путём. Проникновение во внутренний мир, в самооценку. Как правило, дети с психологами разговаривают: от него исходит заинтересованность, отличается от учителя не строгостью, отличается от мамы тем, что он доволен общением.

Вопросы должны быть не в лоб, а в косвенной форме. В лоб только для маленького ребёнка.

Нужен диктофон.

Метод экспертных оценок (входит в метод оценки продуктов деятельности)

Применяют, когда невозможно воспользоваться другими методами. Например, надо оценить стилистику ученических сочинений на свободную тему. Стилистику определяют филологи, литературоведы, отличные учителя.

Когда нет точных параметров.

Это должен быть не один человек. Экспертов должно быть не менее трёх, нечётное количество.

 
-
-
-

По таким таблицам составляется рейтинг.