Факторы, влияющие на спрос.
План.
Лекция 8.
Система управления продажами.
1.Спрос на продукцию предприятия: понятие, сущность и процесс формирования.
2.Факторы, влияющие на спрос.
Спрос— обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности; это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
В Западной экономической литературе «спросом» называют то, что связывает покупаемые блага с теми «жертвами», которые приходится приносить для приобретения этих благ. Таким образом, «жертва» — это плата, ибо покупая ту или иную вещь человек отказывается от многих других вещей, не удовлетворяет иные свои потребности. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. Желание— это потребность; возможность — спрос. Желание на рынке должно быть подкреплено возможностью — деньгами покупателя. Спрос, иначе говоря, это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.
В отечественной литературе под спросом понимают экономическую категорию, присущую товарному хозяйству и проявляющуюся в сфере обмена и торговле.
Различают индивидуальный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.
Совокупный спрос — платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения.
Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предъявляемых каждым потребителем при разных ценах, т.е. спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Отсюда понятие «объем» спроса. Он определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и других факторов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения.
Важно при этом различать объем спроса и объем фактических покупок. Как будет показано ниже, объем спроса определяется только поведением покупателей, а объем покупок — как покупателем, так и продавцом.
Таким образом ведущую роль в процессе формирования и реализации спроса играет цена.
Спрос характеризуется шкалой, раскрывающей готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой предложенной на рынке цене. Она показывает количество товара, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов (т.е. при прочих равных условиях). Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей; и, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (демонстрация закона убывающей предельной полезности). Поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низким ценам.
Согласно закону убывающей предельной полезности потребители покупают дополнительную единицу только в том случае, если цена на этот товар снижается, то есть, кривая спроса идет вниз, ибо потребитель предпочитает обычно приобретать больше, если цена меньше (ниже). Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара, а потребителям, которые раньше не могли себе позволить покупку, начать приобретать этот товар.
Таким образом, суть закона убывающего (падающего) спроса заключается в следующем: если цена на товар растет (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Если производители решают сегодня произвести товаров для рынка больше, чем вчера, то возросшее их количество может быть продано только по более низким ценам.
На спрос влияют различные факторы, которые принято делить условно на ценовые и неценовые. Ценовой фактор – это цена на данный товар. И здесь существует обратная зависимость: действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные точки.
Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают:
а) цены взаимосвязанных товаров (их называют еще сопряженные товары, т.е. товары, которые взаимозаменяют или дополняют друг друга в процессе потребления);
б) доходы потребителей;
в) вкусы потребителей;
г) ожидания покупателей (потребительские ожидания);
д) размеры рынка (величина или объем предложения);
е) число покупателей (конкуренция потребителей);
ж) реклама.
Действие неценовых факторов приводит к изменению в объеме спроса и выражается смещением кривой спроса вправо (если спрос растет) и влево — если он падает.
Влияние цены взаимосвязанных товаров на спрос может проявляться неодинаково.
Товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой товар при каждом значении цены. Взаимозаменяемыми они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну потребность.
Товары являются взаимодополняемыми (комплектарными), если увеличение цены одного из них снижает объем спроса и на другой. Эти товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. Здесь изменения в величине спроса на один товар вызывает такую же реакцию спроса и на другой.
Следовательно, взаимодополняемые товары потребители склонны использовать вместе, отсюда их второе название — комплектарные вещи, т.е. употребляемые в комплекте (классический пример — ботинки и шнурки).
Итак, повышение цены на один товар-субститут сдвигает кривую спроса на товар-заменитель вправо, увеличивая объем его спроса. А повышение цены на комплектарный товар сдвигает кривую спроса на товар, дополняющий первый, влево (уменьшая объем и его спроса).
Однако есть и не зависимые друг от друга товары. Например, лекарства и одежда. Изменение цены и спроса на один из них не отражается на величине цены и спроса на другие.
Появление новых товаров меняет объем спроса на существующие вещи. При этом, когда появляются новые товары или услуги, то цена часто бывает недоступной большинству потребителей. Затем (по мере роста производства) движение цен идет вниз: от высокого до такого уровня, когда покупка данной вещи становится необходимым элементом быта (телевизор, холодильник, стиральная машина и т.д.). В результате кривая спроса на товары-субституты сдвигается влево. Кривая спроса на взаимодополняемые товары будет двигаться вправо до тех пор, пока некое новшество не уменьшит потребность в дополняющем товаре. Например, производство экономичных автомобилей сдвигает кривую спроса на бензин влево (меньше требуется топлива), а применение новых видов топлива рождает спрос на него (движение кривой вправо).
Как правило, по мере роста дохода потребителя увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами или товарами высшей категории.
Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. Товарами низшей категории являются хлеб, картофель, подержанные вещи и т.д. Спрос на них складывается следующим образом: при росте дохода происходит снижение покупок, а при уменьшении дохода их потребление увеличивается. При этом кривая сдвигается влево и вправо.
Вследствие прироста доходов потребителей (потенциальных покупателей) на рынке возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо. Повышение доходов населения приводит к сдвигу кривой спроса на низшие блага влево, ибо величина спроса на них ниже при каждом значении цены.
Предпочтения или вкусы потребителей являются важнейшим фактором, определяющим объем спроса на любой товар. Формируются они под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д.
Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не изменится или изменятся незначительно, если растет цена на товар, являющийся предметом повседневного потребления данного населения. В то же время вкусы отдельных людей меняются под влиянием моды.
Но какой бы ни была причина изменения вкусов и предпочтений потребителей, кривая спроса на тот или иной товар сдвинется соответствующим образом — вправо, если спрос вырос, и влево, если он упал.
Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения.
Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот, ожидание падения цен может сократить текущие траты. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот.
Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос. При этом наблюдается сдвиг кривой вправо и влево.
Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо.
Такой фактор, как реклама, нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий выводы:
1. Кривая спроса сдвигается, если происходит изменение какого-либо из факторов, влияющих на объем спроса (кроме цены данного товара).
2. Сдвиги кривой отражают ответную реакцию потребителей на изменение: цен на другие товары, доходов, вкусов, предпочтений покупателей и т.д.
3. Движение вдоль кривой спроса показывает ответную реакцию потребителей на изменение цены самого товара.
Вопросы для самоконтроля:
1.От чего зависит спрос?
2.Какие факторы по мимо цены формируют спрос?
3.Что играет ведущую роль в процессе формирования и реализации спроса?
Тестовые задания.
Сдвиги кривой отражают ответную реакцию потребителей на изменение:
1.Все ответы верны;
2.Цен на другие товары;
3.Доходов;
4.Вкусов;
Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают:
1.Все ответы верны;
2.Реклама;
3.Доходы потребителей;
4.Вкусы потребителей;
Ценовой фактор – это:
1.Цена на данный товар;
2.Спрос на данный товар;
3.Предложение данного товара;
4.Прибыль с данного товара;
Различают:
1.Индивидуальный и совокупный спрос;
2.Эластичный и неэластичный спрос;
3.Большой и маленький спрос;
4.Новый и старый спрос;
Потребности покупателя, выраженные в денежной форме – это:
1.Индивидуальный спрос;
2.Личностный спрос;
3.Совокупный спрос;
4.Эластичный спрос;
Желание — это:
1. Потребность;
2. Возможность;
3. Нужда;
4. Спрос.
Возможность— это:
1.Спрос;
2. Возможность;
3. Нужда;
4. Потребность.
Литература:
Основная:
1. Ветроградов В. Управление продажами. 2004.
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Хайман С. Санчес Д. Новые стратегии продаж. 2001.
Дополнительная:
4. Паутов А.И. «Программа». Решения задачи оптимального управления продажами с использованием статистических моделей» – М. 2001.
5. Грейм Б.С. , Шелен Ф.М. Полное руководство для менеджера по продажам. –М. 2002.
6.Ребрик С. «Тренинг продаж». –М. ЭКСМО. 2002.
7.ДжобберД., ЛанкстерДж. Продажи и управления продажами: Учебное пособие. –М.:Юнити-Дана, 2002.