Вопрос 13. Метод бухгалтерского учета
Предприятия. Обязательства.
Вопрос 12. Источники формирования имущества
1. Заемные источники средств (обязательства) поступают в распоряжение предприятия на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без процента. К ним относятся займы (в т.ч. в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта.
Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными:
к краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся:
* краткосрочные кредиты банков;
* краткосрочные ссуды, займы, полученные от юридических и физических лиц;
* кредиторская задолженность работникам организации по оплате труда, поставщикам за товарно-материальные ценности, финансовым органам по налогам, фондам социального страхования и обеспечения по страховым взносам, другим юридическим и физическим лицам;
к долгосрочным обязательствам (сроком погашения более 12 месяцев) относятся:
* долгосрочные кредиты банков;
* долгосрочные векселя, выданные кредиторам, поставщикам за полученные товарно-материальные ценности;
* прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц.
2.. Займы - долги предприятия другим организациям. К займам относятся суммы выпушенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, облигаций. Различают краткосрочные и долгосрочные займы.
3. Кредиты банка - сумма полученных краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов. Краткосрочные (на срок не более 12 месяцев) кредиты банк выдает предприятию на оплату купленных товарно-материальных ценностей, на выплату заработной платы.
Долгосрочные (сроком более одного года) кредиты используются предприятием на финансирование капитальных вложений в основные среде' и технологии.,
Кредиторская задолженность - сумма задолженности поставщикам полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них векселям, по авансам полученным. Кредиторами называются юридические и физические лица, перед которыми организация имеет обязательства, подлежащие погашению.
5. Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - ; задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не в плаченной заработной плате, возникающая в результате несовпадения времени моментов ее начисления и выплаты. К таким обязательствам также же относятся долги органам социального обеспечения, бюджету по налогам.
1. Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. ( позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии.
Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, от отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач предъявляемых к нему требований.
Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности особенностей бухгалтерского учета.
2. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность,! оценка и калькуляция.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйстве ной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтер ком учете, должна быть оформлена документами. В них даются описания совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка.
Правильность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Инвентаризация - проверка наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнение полученных данных с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов.
Счета - способ группировки текущего отражения хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций.
Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации (по видам и размещению, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный В момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации.
Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение предприятия за отчетный период.
Оиенка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Калькулирование — исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, т. е. расчет себестоимости продукции.