Виды правовых норм. Структура правовых норм.

Тема 4. Норма

Понятие правового регулирования и его виды.

Правовое регулирование — это целенаправлен­ное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной сте­пенью организованности, упорядоченности. Это вызвано по­требностью и необходимостью согласования потребностей, ин­тересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуще­ствляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Основные виды и средства правового регулирования. Регу­лирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего раз­вития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос — чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпо­ративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единствен­ное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного при­нуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль при­надлежит правовому регулированию, под которым в узком смыс­ле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определен­ное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных ак­тах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Многогранные общественные отно­шения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно раз­нообразны.

По субъектам правотворчества различают нормы, исхо­дящие от государства и непосредственно от гражданского об­щества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной вла­сти и судебной государственной власти (в тех странах, где име­ет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей стра­ны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всена­родным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принци­пы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранитель­ные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-га­рантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), опера­тивные (нормы-инструменты).

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административ­ного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Пер­вые являются правилами поведения субъектов, вторые содер­жат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются импера­тивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы права классифицируются также по времени (по­стоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначен­ную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

Норма имеет соб­ственную структуру и состоит из трех эле­ментов: гипотезы, диспозиции и санкции.