Мировой рынок товаров на современном этапе и его структура. Характер конкуренции. Особенности мировой торговли товарами в 90-е годы. Беларусь и мировой товарный рынок.

Инструменты анализа международной торговли. Товарные или бартерные; доходные и факторные условия торговли.

Важнейшие тенденции развития международной торговли. Географическая и товарная структура. Структура внешней торговли Республики Беларусь.

Мировая торговля — это сфера международных товарно-денежных отношений. На ее развитии отражаются экономические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное значение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситуации и правового режима. На нее оказывает влияние и культурный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешнеэкономические операции совершаются более оперативно, повышается их эффективность.

В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:

* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП;

* объем экспорта на душу населения.

Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностью страны в мировой рынок.

 

Различают географическую и товарную структуры международной торговли.

Структура международной торговли по группам стран в течение последних 2-3 десятилетий оставалась практически неизменной:

• развитые страны с рыночной экономикой сохраняли долю в мировом экспорте в пределах 70-76%;

• развивающиеся страны — в интервале 20-24%;

• доля стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) не превышала 5-10%.

Международная торговля растет более высокими темпами, чем мировой ВВП, и является одним из важнейших факторов развития мирового производства. В течение XX в. мировой ВВП прирастал ежегодно в среднем на 3%, а темпы роста международной торговли были в полтора- два раза выше.

Ведущими торговыми державами мира являются США, Германия, Япония, Франция, Англия.

С точки зрения географической структуры лидерство в мировой торговле принадлежит Западной Европе.

 

Внешняя торговля играет значительную роль в экономике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.

Для того, чтобы в Республике Беларусь осуществить интенсификацию роста, мы должны «найти лицо на потребительском рынке за рубежом» - то есть определить наиболее конкурентоспособные товары, способные завоевать чужие рынки. Это, на сегодняшний день, - минеральные продукты, трактора, грузовые автомобили. Эти товары дорогостоящие и обеспечивают высокий уровень валютных поступлений. Например, в 2004 г. объем экспорта минеральных продуктов составил 27,5% (3782 млн. долл. США) в общем объеме экспорта РБ, а машин, оборудования и транспортных средств – 23,2% (3191 млн. долл. США). Необходимо определить отрасли, продукция которых будет востребована на мировом рынке, так как наш рынок небольшой, и слабый пока.

Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 28% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.

Объем внешней торговли каждого государства определяется в натуральных и стоимостных показателях. При натуральном измерении подсчитывается количество экспортируемых и импортируемых продуктов (тонны зерна, мяса, метры ткани и т. п.). Соответственно динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема импорта и экспорта. В отличие от них стоимостные показатели отражают не только изменения в количествах благ, вывозимых и ввозимых какой-либо страной, но и колебания цен.

Своеобразной визитной карточкой, по которой можно судить о степени вхождения каждой страны и группы стран во всемирное хозяйство, являются показатели ее участия в мировом экспорте товаров.

Внешнеторговый оборот характеризует открытость экономики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).

8. Эффекты дохода и замещения. Типы экономического роста: экспорторасширяющий и импортозаменяющий.

В соответствии с теорией Хекшера—Олина, дополненной Самуэльсоном, в экспортное производство будет происходить перелив экономических ресурсов (факторов производства), что приведет к повышению цен на экспортируемые товары относительно остальных. Тогда вектор цен Рх/ру возрастет и коснется кривой производственных возможностей в точке Е1, т.е. сместится в пользу товара Х (до Х3). Точка касания кривой безразличия нового вектора цен (точка D1,) переместится вверх вправо, что означает увеличение объема потребления, правда, в изменившемся ассортименте за счет роста импорта (рис. ).


 

Рис. . Эффект роста относительной цены экспортируемого товара

 

Рост Рх/Pу приводит к двум эффектам: эффекту дохода, означающему повышение благосостояния вследствие роста дохода от экспорта, и эффекту замещения, который означает рост потребления импортируемых товаров по сравнению с экспортируемыми.

 

Внутренний рынок – совокупность сделок купли-продажи, в ходе которых отечественные производители реализуют товары и услуги внутри данной страны.

Национальный рынок – внутренний рынок плюс часть торгового оборота, ориентированная на заграницу.

Международный рынок – часть национальных рынков, непосредственно связанная с зарубежными рынками.

Мировой рынок – весь торговый оборот всех стран, образующих мировое сообщество.

Главный внешний признак существования мирового рынка – передвижение товаров и услуг между странами.

Торговля есть обмен товарами и услугами между партнерами (государством, фирмами, отдельными людьми). Торговые партнеры могут быть резидентами одной страны или разных стран. Резидент данной страны – это хозяйствующий субъект, постоянно находящийся на ее территории независимо от гражданства или принадлежности капитала. Именно по этому признаку торговля подразделяется на внутреннюю и международную. Во внутренней торговле участвуют резиденты одной страны, в международной – резиденты разных стран.

В последнее десятилетие XX в. глобализация мировой экономики приобрела качественно новые черты. В предыдущих темах были рассмотрены важные признаки этого новейшего процесса. Здесь мы обобщим сказанное и расширим представление о сегодняшних переменах в мировом экономическом пространстве. Речь идет о следующих важнейших новшествах.

1. В 90-х годах система мирохозяйственных связей значительно расширяется прежде всего за счет стран с постсоциалистической экономикой. В нее активно включились новые индустриальные страны второго поколения и другие развивающиеся государства.

2. Для все большего количества стран характерными становятся открытость национального хозяйства, либерализация внешнеэкономических связей и международных торгово-валютных расчетов.

Вместе с тем примерно 1/2 населения развивающихся стран живет в замкнутой экономике, которая не затронута международным торговым обменом и движением капиталов.

3. Заметно возрастает роль внешнего фактора хозяйственного развития. В первую очередь это связано с повышением значения экспорта для прогресса национальной экономики.

Для определения степени интернационализации хозяйственной деятельности применяется показатель -экспортная квота производства. В нем указывается доля продукции, изготавливаемой на экспорт:

где Эк - экспортная квота;

Э - экспорт в течение года;

ВВП - годовой валовой внутренний продукт.

Данный показатель за последнее десятилетие вырос до 20% в 1997 г. При этом он составляет для развитых стран 27%, для развивающихся - 12% и для государств с переходной экономикой (без России) - 5,5%.

Что касается нашей страны, то ее экспортная квота (при пересчете на основе официального курса рубля) повысилась с 4% в 1991 г. до20% в 1996 г. Но это произошло главным образом за счет почти двукратного сокращения объема ВВП. Важно также отметить, что объем российского сырьевого экспорта (нефть, газ, лесоматериалы, металлы, алмазы) целиком зависит от состояния мирового рынка, и возможности его расширения практически исчерпаны.

4. В 90-х годах продолжала усиливаться взаимозависимость национальных экономик. Во многом это обусловлено глобализацией процессов распространения информации, связанного с быстрым освоением новейших достижений микроэлектронной революции во всем мировом пространстве. Для концаXX - начала XXI столетия будут, очевидно, характерны следующие процессы:

а) разовьются глобальные информационные системы (типа “Интернет”), предполагающие полную персональную компьютеризацию всего мира; б) новые спутниковые системы (с низколетящими спутниками) позволят перейти от сотовой телефонной связи к спутниковой глобальной связи; в) человечество будет продвигаться к открытому информационному обществу XXI столетия.

Уже в 90-х годах благодаря глобальной информатизации все усиливается тенденция к выравниванию технологического развития разных стран. Технический переворот в средствах информации, связи и транспорта позволяет быстро применять достижения НТР во всех регионах земного шара. В результате созданная в одном государстве новейшая техника и технология, преодолевая искусственные преграды, быстро распространяется по всему миру.

5. В 1990-х годах в процессе глобализации мировой экономики проявились две тенденции: а) усиление позиций США и б) формирование экономического полицентризма (многих центров), ведущего в конечном счете к образованию экономических систем планетарного масштаба. Так, например, быстрое наращивание хозяйственного потенциала стран Азиатско-тихоокеанского региона привело к возникновению здесь новых валютно-финансовых рынков. Из-за притока на эти рынки капитала из высокоразвитых стран вскоре произошла глобализация финансовых рынков.

Правда, в одной системе оказались финансовые рынки разного качества. В высокоразвитых государствах укрепилось валютно-финансовое положение и относительно стабильной была динамика рыночных курсов валют, акций и облигаций. В странах же Юго-Восточной Азии сложилось очень напряженное валютно-финансовое положение, обусловленное высоким уровнем внешней задолженности и зависимостью от притока иностранных капиталов. При отсутствии надлежащего государственного регулирования фондовых рынков многие финансовые организации развернули широкомасштабную спекуляцию ценными бумагами и валютой. Она, естественно, закончилась серьезным валютно-финансовым кризисом, который в 1997-1998 гг. потряс фондовые рынки практически всех развивающихся стран, а также осложнил положение на рынках ценных бумаг и валют в ряде государств Латинской Америки, Восточной Европы и России.

6. В 1990-х годах все шире применяются единые для всех стран стандарты (нормативно-технические документы) на технологию, на загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику и др.

7. Через международные организации (Международный валютный фонд, Всемирную торговую организацию) внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация (устанавливается единообразие) требований к налоговой политике, политике в области занятости трудоспособного населения и т. п.

Глобализацию мировой экономики мы будем отслеживать при дальнейшем рассмотрении отдельных мирохозяйственных процессов.

Основными направлениями формирования МЭО в РБ должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импорта, способствующего проведению структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Приоритетными направлениями международного экономического сотрудничества Республики Беларусь остаются государства-участники СНГ. Вместе с тем такой ее стратегический принцип экономической политики, как многовекторность, требует активизации торгово-экономических отношений с ближайшими соседями — странами Балтии, другими государствами Восточной и Западной Европы, а также Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли составляет 18—20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60 % ВНП. Объем внешней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностью страны в мировой рынок.

Внешняя торговля играет значительную роль в формировании международных экономических отношений Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Беларуси является Россия.

При переходе к интенсивному экономическому росту любой стране важно изучить мировой опыт. Наиболее интересен опыт Японии.

В Японии переход к БТМД осуществлялся за счет следующих ключевых факторов:

1) повышение совокупного внутреннего спроса на труд за счет протекционистского развития экспортных отраслей, имеющих высокую долю добавленной стоимости в продукции (не нефтезаводов)

2) расширение инвестиционных возможностей за счет привлечения иностранных инвестиций

3) разумная защита внутренних производителей от иностранной конкуренции

4) осуществление активной политики по заимствованию и реализации передовых технологий мира.

Особенность состояла в том, что государство создавало условия для развития собственного народного хозяйства, ставило барьеры импортным поставкам готовой продукции. Японцы закрыли свой рынок другим, а сами стремились на зарубежные рынки.

В Финляндии работает компания «Nokia», которая «тянет» другие отрасли и экономику страны в целом.

Для того, чтобы в Республике Беларусь осуществить интенсификацию роста, мы должны «найти лицо на потребительском рынке за рубежом» - то есть определить наиболее конкурентоспособные товары, способные завоевать чужие рынки. Это, на сегодняшний день, - минеральные продукты, трактора, грузовые автомобили. Эти товары дорогостоящие и обеспечивают высокий уровень валютных поступлений. Например, в 2004 г. объем экспорта минеральных продуктов составил 27,5% (3782 млн. долл. США) в общем объеме экспорта РБ, а машин, оборудования и транспортных средств – 23,2% (3191 млн. долл. США). Необходимо определить отрасли, продукция которых будет востребована на мировом рынке, так как наш рынок небольшой, и слабый пока.

Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занимают энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители импортируются в основном из России. Из стран дальнего зарубежья вывозится оборудование, машины и социально значимые товары.

 

Тема 3. Тарифные методы регулирования международной торговли

 

1. Роль государства в международной торговле. Государственное регулирование. Протекционизм и его формы.

2. Таможенный тариф как основной инструмент торговой политики. Функции таможенных пошлин и их классификация.

3. Уровень таможенного обложения. Тарифная эскалация. Экономическая роль тарифов.

4. Влияние тарифа на экономику страны.

5. Оптимальный тариф. Тарифная квота. Экспортный тариф. Аргументы "за" и "против" тарифов.