Бизнес-план, его назначение, структура и порядок разработки

Раздел II. Расходы и отчисления средств

Раздел I. Доходы и поступления средств

 

1. Прибыль от реализации товарной продукции и услуг.

2. Прибыль от реализации прочей продукции (материальных запасов, основных средств и нематериальных активов).

3. Доходы от долевого участия в других предприятиях.

4. Доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

5. Амортизационные отчисления.

6. Долгосрочные ссуды банка.

7. Доходы от сдачи в аренду имущества.

8. Прочие доходы и накопления.

 

1. Налог на прибыль.

2. Налог на имущество.

3. Дивиденды акционерам.

4. Долгосрочные инвестиции.

5. Погашение долгосрочных ссуд и уплата по ним процентов.

6. Прирост оборотных средств.

7. Погашение ссуд на прирост оборотных средств.

8. Отчисления в фонд накопления, НИОКР, фонд материальной помощи.

9. Отчисления по единому социальному налогу.

10. Отчисления в страховой (резервный) фонд.

11. Прочие расходы и отчисления.

Кроме финансового плана составляется: план денежных потоков, кредитный план, классовый план и платежный календарь.

Планируемое повышение денежных поступлений над их расходами означает устойчивость финансового состояния предприятия плановом периоде.

 

Бизнес-планы разрабатываются на инновационные процессы, связанные с производством новых товаров и услуг, реконструкцией предприятия и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, проектированием и созданием нового предприятия.

Бизнес-планирование в отличии от технико-экономического планирования имеет следующие особенности:

- определяет конкретное содержание планирования нового вида деятельности предприятия или проекта;

- имеет четко ограниченный временной период, в течении которого выполняются поставленные задачи;

- дает информацию для привлечения внешних инвесторов для выгодного вложения капитала в совместную деятельность по реализации проекта.

Структура бизнес-плана включает следующие разделы:

1. Введение (резюме) содержит краткое изложение бизнес-плана, где излагаются цели и задачи предполагаемого производства, сведения о предполагаемых объемах продаж, выручке, затрата на производство, прибыли, рентабельности производства, сроке возврата кредитов и другие сведения об основных финансовых результатах.

2. Общие сведения о предприятии,где приводится история создания и развития предприятия, структура капитала, характеристика основных фондов, организационная и технологическая структура предприятия, внешние условия и внутренние особенности деятельности предприятия.

3. Описание продукции и услуг,предлагаемых для производства и реализации, их отличительные особенности от товаров-конкурентов, степень защищенности патентами, авторскими свидетельствами, дается наглядное изображение товара. При производстве технически сложных товаров описывается организация послепродажного обслуживания и сервиса.

4. Анализ рынка сбыта продукции (услуг),где дается оценка емкости рынка, основные потребители, сегменты рынка, где найдет покупателя планируемый к производству товар.

5. Конкуренция.В этом разделе определяются крупнейшие производители-конкуренты аналогичной продукции, объем продаж, качество, дизайн, уровень цен, перспективы внедрения новых моделей.

6. План маркетингасодержит систему распределения и сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынке, ценообразование, рекламу, методы стимулирования продаж, послепродажное обслуживание, дополнительные льготы покупателям.

7. План производства,где указывается на каких производственных мощностях, действующих или вновь вводимых, будет изготавливаться продукция, техническая база предприятия. Описывается система материально-технического обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями. Решаются вопросы контроля качества продукции и охраны окружающей среды.

8. Организационный плансодержит описание организационно-правовой формы предприятия, формы собственности, распределение полномочий и ответственности среди учредителей, систему управления и организационную структуру предприятия.

9. Оценка рисков и страхованияВ этом разделе приводятся возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприятие, источники этих рисков в момент их возникновения. Разрабатываются мероприятия по сокращению рисков и минимизации потерь при их возникновении, предусматривается программа страхования от рисков.

10. Финансовый планобобщает результаты принятых решений по предыдущим разделам плана и включает баланс доходов и расходов, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности (рис. 14.1)

Рис 41.1 Графический метод определения точки безубыточности.

А – точка безубыточности;

Nкр – критическая программа выпуска.

 

График достижения безубыточности дает возможность определить объем производства и продаж (критическую программу), при которой предприятие начнет получать прибыль. Для построения графика определяют постоянные, переменные и валовые издержки и выручку от реализации продукции в зависимости от объема продаж.