ТЕМА 11

«Электронное правительство».Услуги «Электронного правительства»

 

Начнем с определения самого термина “электронное правительство”, а также других понятий, описывающих эту сферу применения информационно-телекоммуникационных технологий. Этот этап чрезвычайно важен, поскольку от полноты определения зависит степень понимания, а следовательно – то, насколько полноценно могут быть использованы возможности идеи в целом.

Определения электронного правительства строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают определения описательные – какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению электронного правительства. Другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. А также определения экономические, ориентированные на максимальную эффективность управления государством.

Каждый принцип верен, поскольку отображает определенный аспект функционирования электронного правительства. Тем не менее, ошибочным будет не принимать во внимание, опускать их частность. Рассмотрим с этой точки зрения лишь некоторые из толкований этого термина. Итак, электронное правительство определяется следующим образом:

§ Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.

§ Информационные технологии в государственном управлении.

§ Государство в Сети.

§ Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

§ Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.

§ Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

§ Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-тенологий.

Однако каждое из этих определений представляет электронное правительство скорее как очередное прикладное решение, способ модернизации уже существующих структур и отношений, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Способ оценки электронного правительства, его возможностей, избранный специалистами в сфере информационных технологий, государственного управления, социальных процессов, экономического развития, распространяется и среди непосредственных исполнителей – государственных чиновников.

Понятие электронного правительства сводится чиновниками фактически к электронному общению власти с общественностью и еще к нескольким, опять-таки прикладным, аспектам. Показательно в этом плане высказывание чиновника из Нижнего Новгорода, руководителя проекта www.duma-nn.ru О.Акилова: “идея "электронного правительства" ... в том, чтобы решить три основных проблемы власти: ввести электронный документооборот, который позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений, перевести в электронную форму общение граждан и бизнеса с властью и, кроме того, сделать государственное и муниципальное управление более прозрачным, дебюрократизировать власть и приблизить ее к гражданам”.

Однако этот подход неверен, поскольку, в первую очередь, он экономически неоправдан. Электронное правительство как обеспечение государственных структур ИТ-решениями означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф-лайновой деятельности. Но существует другой подход. В странах, которые в числе первых серьёзно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается скорее как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом.

В частности, электронное правительство в западном восприятии состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п. Впрочем, полноценная реализация комплексной программы электронного правительства, несмотря на множество технологических и теоретических разработок, реализовываться начинает только теперь – с ноября 2002 Южная Корея вводит в действие правительственный портал (вначале на корейском), уже довольно полно отвечающий определению электронного правительства, а не правительства он-лайн.

Содержание каждого из указанных модулей мы рассмотрим в следующих разделах, а сейчас отметим довольно важный момент относительно правительства он-лайн. Итак, следует отличать правительство, оборудованное электронным интерфейсом (он-лайновое правительство, government on-line), от электронного правительства. Понятно, что он-лайновый интерфейс является неотъемлемым элементом электронного правительства. Но не всегда он-лайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности. По этому поводу следует привести такой пример. С января 2001 года в Дзержинской администрации Волгограда функционирует автоматизированная система административного управления. Математическую модель и программное обеспечение для нее разработал Владимир Владимиров.

Нам она интересна тем, что "в ней отсутствует интернет, однако присутствует главное – прозрачность управления, контроль над исполнительной дисциплиной и над принимаемыми решениями. Прозрачность структур государственного управления не достигается простым подключением к интернету. очень редка ситуация, когда, например, администрация города или области предоставляет общественности информацию о текущем состоянии бюджета, даже при наличии необходимой для этого информационной системы”. Информация от чиновников всегда дозирована, и часто это означает ее утаивание. Простым внедрением он-лайнового правительства эту проблему не решишь. Ведь чиновник может просто минутной манипуляцией настроить почту на автоматический режим ответа: “Уважаемый N, ваше письмо благополучно получено и передано в отдел работы с гражданами. Ожидайте результата в ближайшее время”.

Принцип же работы, который вводит в том числе и Владимир Владимиров, является, несомненно, более близким к концепции электронного правительства, чем подавляющее большинство существующих он-лайновых правительственных проектов. При такой организации деятельности правительственных структур реализуется на практике требование, сформулированное В.Лисицким: “должны работать прозрачные бюджетные процедуры. Необходимо, чтобы процесс формирования бюджета, процесс накопления им доходов, затратная часть бюджета – чтобы все это было прозрачным, четко описанным и подконтрольным”.

Таким образом, мы делаем акцент на том, что электронное правительство не как затратное частичное технологическое решение, а как концепция осуществления управления государством, необходимо является элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства.

Конечно, изменения должны затронуть и избирательную систему, принципы законодательной деятельности, схемы осуществления контроля и ответственности всех ветвей власти перед гражданами, их объединениями и бизнесом. Но основой для цифровых преобразований, в том числе и в деятельности государственных и правительственных структур, является готовность граждан использовать возможности информационных технологий, оценить их преимущества, находить новые применения непосредственно для своей жизни, бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т.п.

Этот процесс может инициироваться совместно тремя секторами, определяющими основы общественной жизни – государственным, общественным и деловым. Структуры каждого из этих секторов должны подключиться к активной просветительской деятельности. Тем не менее, Украина на данном этапе своего развития требует применения специфического сценария информатизации – как правительства, так и других сфер общественной деятельности.

Использование Интернета органами управления рассматривается в технологически развитых странах как стратегически важное направление повышения эффективности государственной власти. К популярным в интернет-сообществе обозначениям "В" и "С" (что означает, соответственно, "бизнес" и "потребитель" и используется в различных сочетаниях: В2В, В2С и т. п.) в последнее время добавился новый индекс - "G" (government - государство, правительство). Основными предпосылками появления е-government выступают:
необходимость сокращения затрат на управление и обслуживание населения (экономическая предпосылка);
появление необходимых информационно-коммуникационных технологий (технологическая предпосылка);
повышение уровня социальной и технологической "грамотности" и ответственности основной массы населения развитых стран (социальная предпосылка).
Идея создания "электронного правительства" (е-Government) занимает в планах современных политиков и информационных технологов все более прочное место. Усиливающийся интерес к теме "электронного правительства" заставляет более внимательно рассмотреть роль и место государства в условиях глобальной информатизации общества. Что такое вообще "электронное правительство"? Это далеко не праздный вопрос. Проблема заключается не только в языковой трудности найти тождественную замену термину е-Government. В западном понимании он несет гораздо более широкую смысловую нагрузку, чем русское выражение "электронное правительство", подразумевающее. прежде всего, использование информационных технологий государственными учреждениями для решения управленческих задач. Е-Government - это своего рода постиндустриальная философия взаимодействия государства и общества с использованием новейших информационных технологий, недалеко выходящая за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления.
Современный подход западных обществ к государству исходит из существенных признаков его подобия крупным корпорациям. У государства есть бюджет, доходы, расходы и даже своего рода акционеры - граждане, являющиеся одновременного и его клиентами. Они заинтересованы в том, чтобы услуги государственных учреждений были максимально дешевы и доступны. В соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворению интересов своих "акционеров", к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и качеству оказываемых населению услуг. Речь, таким образом, идет о смене стиля государственной деятельности в направлении укрепления ее рациональных начал.
Модель "электронного правительства" естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как социальная структура, обслуживающая интересы граждан. Российская же политическая культура базируется на укоренившемся в массовом сознании и политическом мышлении патерналистском стереотипе восприятия государства. Различие весьма существенное. Однако, несмотря на эту и другие национальные специфики политических культур, все государства исполняют, в общем-то, схожие функции и имеют достаточно стандартный набор обязанностей перед обществом. Во многом схожи и механизмы государственного управления. Если рассматривать органы власти как структуры по оказанию специфических государственных услуг населению, то влияние информационно-коммуникационных технологий на повышение эффективности административного управления за счет повышения качества аппаратной работы и действенности регулирования общественных процессов представляется достаточно очевидным. Очевидны и такие последствия информатизации, как более эффективное расходование бюджетных средств и сокращение издержек на содержание государственного аппарата. Поэтому технологические перспективы создания "электронного правительства" в России, несмотря на определенную специфику, вписываются в общую логику глобальных процессов информатизации и мало чем отличаются от стратегий информационно-коммуникационного развития других государств. По указанной причине нарабатываемый в мире практический опыт информатизации государственной сферы представляется весьма полезным и поучительным для России.
Внедрение технологий "электронного правительства" направлено на:
упрощение для граждан доступа к информации;
повышение прозрачности и контролируемости власти со стороны общества;
сокращение влияния человеческого фактора в деятельности исполнительного аппарата государства;
привлечение широких слоев граждан к управлению. В технологическом плане "электронное правительство" представляет собой сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе. В структурном отношении "электронное правительство" состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) подсистем:
внутренней правительственной информационной инфраструктуры, построенной по аналогу корпоративной сети;
внешней информационной инфраструктуры, взаимодействующей с гражданами и организациями.
Серьезного внимания заслуживает еще одно важное обстоятельство. Существующие до сих пор многочисленные ограничения доступа к статистическим данным и деловой информации не только наносят ущерб бизнесу, но и мешают развитию частного сектора вторичных услуг, направленных на информирование общественности. Поэтому в качестве первоочередной задачи создания "электронных правительств" выступает упрощение доступа ко всему объему государственной информации, что, в свою очередь, стимулирует развитие секторов услуг, основанных на введении в гражданский оборот новых источников общественно значимых сведений. Реальный эффект от решения данной задачи выходит далеко за пределы самой технической меры по облегчению доступа граждан к накопленной в государственных учреждениях информации, так как в результате этого шага правительства становятся ближе к простым гражданам;
появляется возможность сокращения расходов на содержание правительственных чиновников; создаются дополнительные рабочие места в виде провайдеров вторичных услуг;
создается общенациональный рынок государственной информации.
Усиление потребности в комплексной автоматизации органов власти и государственного управления под влиянием активного распространения "электронного бизнеса" отмечается и в России. Энергичное формирование нового информационно-коммуникационного пространства общения граждан и хозяйствующих субъектов требует изменения стиля административной деятельности, активного включения органов власти в процессы взаимодействия с управляемой средой на основе современных информационных технологий. В рамках проекта "электронного правительства" интегрируются информационные ресурсы министерств и ведомств с обеспечением доступа к ним других участников государственного управления и специальной системой оказания бесплатных и платных онлайновых услуг. Создание данной подсистемы нацеливается на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государственного управления:
совершенствование системы государственного управления. оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание;
объединение информационных ресурсов и информационных услуг органов государственной власти и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;
эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяющую им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;
взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.
Внешняя информационная инфраструктура направлена на совершенствование взаимоотношений между властью и населением и должна обеспечивать:
реализацию права граждан на доступ к открытой государственной информации;
доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;
взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также установление общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;
поэтапный перевод части дорогостоящих государственных услуг в систему специальных сетевых сервисов в соответствии с реальными потребностями граждан и организаций.
В создании "электронного правительства" существенной представляется проблема эволюции национальной информационно-коммуникационной сети. Сегодня уже достаточно очевидно, что сети представляют собой скорее не самоорганизующуюся, а саморазмножающуюся среду. Ускоренный рост слабоструктурированных ресурсов влечет их невостребованность пользователями, а отсутствие в сетевых процессах достаточной упорядоченности создает серьезную угрозу для функционирования и развития всей сети. По этой причине проект сетевой инфраструктуры для государственных нужд должен включать стратегии, обеспечивающие оптимизацию взаимодействия государственного аппарата с гражданами и организациями с одновременным осуществлением и поддержанием процессов становления и развития институтов и структур гражданского общества.
Общедоступное сетевое пространство можно рассматривать как информационно-коммуникационное продолжение гражданского общества, которое не может устойчиво функционировать без создаваемого им же государства для решения задач национального или регионального уровня, а также для поддержания определенного правопорядка. Отсутствие необходимой культуры самоорганизации и саморегулирования онлайновой "цифровой среды" гражданского общества чревато хаосом в виртуальном мире и наличием угроз нанесения заметного ущерба его традиционному (оффлайновому) существованию.
Особенность российского пути информатизации состоит не в наличии каких-то принципиальных подходов к данному процессу, а скорее, в иной расстановке акцентов: с упором на образование и приобщение к информационно-технологическим достижениям массы простых граждан. В складывающейся ситуации простая компьютеризация и оснащение современными средствами связи российских государственных учреждений уже не отвечает современным требованиям. Все более очевидным становится переход к созданию комплексных систем, реализующих концепцию "электронного правительства" на всех уровнях управления, что, кстати, и определено в качестве одного из приоритетов проекта Программы "Электронная Россия". Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим основным взаимосвязанным направлениям:
совершенствование регулирования в информационно-коммуникационной сфере;
информатизация государственного управления;
формирование предпосылок для активизации процессов внедрения информационных технологий;
развитие кадрового потенциала;
поддержка электронных СМИ и общедоступных баз данных и библиотек;
построение телекоммуникационной инфраструктуры для информатизации государственного управления;
создание единой образовательной среды. Проникновение информационных технологий в сферу государственного управления затрагивает, прежде всего, оперативную деятельность исполнительной власти. Информатизацию деятельности этих органов условно можно разделить на три стратегических направления:
1. Автоматизация государственных служб, целью которой является снятие ограничения для пользователей в получении доступа к набору информационных услуг, предлагаемых государственными учреждениями на основе универсального набора технических требований, методик и открытых технологий, подобных языкам ХМL, стандартизации технического описания баз данных, деловых услуг и моделей сотрудничества, что позволяет связать на информационном уровне различные сферы деятельности государственных служб.
2. Создание Портала государственных служб как комплекс мероприятий по формированию множественных каналов доступа к широкому диапазону государственных услуг для населения (выдача новых лицензий, производство платежей и т. п.), а также к образовательным и медицинским учреждениям. В рамках портала возможно установление непосредственной связи между государственными организациями и бизнес-структурами, позволяющее исключить необходимость использования большого количества бумажных документов, ускорить процесс сбора и обработки необходимых сведений, снизить из держки информационного взаимодействия с государственными органами.
3. Формирование цифровых (электронных) сообществ граждан и бизнес-стуктур, направленное на приобщение органов власти и разных слоев населения к информационным системам государственных служб и стимулирование их участия в работе местных органов управления, а также создание условий для массового перехода малых и средних предприятий на такие новые виды бизнеса, как электронная коммерция. Интерактивное взаимодействие позволит улучшить обратную связь власти с населением, что будет способствовать совершенствованию процесса принятия решений.
Информатизацию государственных органов нередко смешивают с процессом их насыщения компьютерной техникой. Но сегодня уже на 70% столов государственных служащих установлены персональные компьютеры. Однако выход в информационно-коммуникационные сети имеют не более 2% из них. Это означает, что компьютеры используются в государственных учреждениях в лучшем случае как окна доступа к загруженным в их память базам данных. В худшем же случае - компьютер выполняет функцию дорогостоящей печатной машинки или современного элемента интерьера. Проведенные компанией "IT" исследования характера и уровня автоматизации органов местного самоуправления свидетельствуют о том, что число отдельных персональных компьютеров составляет сегодня 65%, соединенных в сети функциональных подразделений -13%, а подключенных к учрежденческим сетям -19%. Персональные компьютеры в сетях, объединяющих организации с филиалами и внешней средой, составляют всего 3%. Таким образом, уровень компьютерной оснащенности уже сегодня превышает возможность персонала эффективно эксплуатировать технику.
Главная проблема состоит не в оснащенности технологиями, а в использующих эти технологии людях. В этой связи резко возрастает роль постдипломного образования - от компьютерного ликбеза до освоения специализированных программ. Однако шаги в данном направлении встречают глухое сопротивление консервативной части государственного аппарата, опасающегося за свои рабочие места после внедрения информационных технологий. Эти опасения имеют под собой определенные основания. Онлайновая инфраструктура способна перенести в автоматизированный режим многие рутинные задачи, что приведет к сокращению аппарата примерно на 20 процентов. Новые технологии - не угроза для квалифицированных государственных служащих, а предупреждение техническому персоналу, не желающему осваивать современные средства и методы управления. Государственный служащий должен выступать интеллектуальной силой процесса управления, а не конкурентом компьютера.
Из сказанного следует, что основными ограничениями на пути реализации идеи "электронного правительства" выступают:
слабое распространение информационных технологий и недостаточная технологическая грамотность населения страны;
низкий уровень социальной и гражданской ответственности, как со стороны государственного аппарата, так и со стороны населения;
ограниченная готовность информационных систем и персонала органов управления к масштабному внедрению и эффективной эксплуатации специализированных приложений "электронного правительства".
Очевидно, что создание информационной сетевой инфраструктуры государства должно сопровождаться "реинженирингом" всей системы управления и преодолением стереотипов бюрократической культуры индустриального общества. Поэтому реализация проекта "Электронная Россия" должна сопрягаться с административной реформой, нацеленной на коренную модернизацию всей системы государственного управления. При разработке и реализации конкретных проектов создания "электронного правительства" в России следует учитывать фактор незавершенности процесса структурирования политического пространства как такового. Практически реализуемыми представляются сегодня следующие сетевые проекты:
создание в рамках Правительственного портала современной системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти и открытия сетевых представительств государственных органов и организаций;
формирование комплекса сетевых услуг для журналистов и редакций СМИ, обеспечивающего их виртуальную аккредитацию и он-лайновый доступ на государственные мероприятия;
ведение каталога сетевых ресурсов органов государственной власти с полноценной поисковой системой и другими информационными услугами, что не только повысит удобство для пользователей, но и обеспечит ведение национального мониторинга государственных сетевых ресурсов;
создание справочно-информационных баз данных правительственных документов, интегрирующих тексты правительственных документов с интерфейсами, обеспечивающими их удобный поиск;
развитие сетевой инфраструктуры информационного обеспечения деятельности правительства, министерств и ведомств в кризисных и проблемных ситуациях с технологическими возможностями оперативного создания "виртуальных площадок" под конкретные задачи;
разработка сетевых механизмов диалогового взаимодействия правительственных учреждений и граждан (или их сообществ) в виде специализированных он-лайновых форумов по определенным общественно значимым проблемам с функцией виртуальных экспертных сообществ;
организация он-лайновой системы обучения и профессиональной подготовки государственных служащих.
При разработке конкретных проектов создания отраслевых или региональных систем "электронного правительства" необходимо иметь в виду, что для подавляющего большинства органов государственного управления сегодня характерны:
несвязанность между собой информационных систем;
разнородность используемых технологических платформ;
нескоординированность процессов инвестирования в информационные технологии и деятельности команд разработчиков;
невысокий уровень технологической культуры;
недостаток специализированных решений для выполнения органами государственного управления "внешних" функций.
Из сказанного становится очевидной необходимость создания единых информационно-коммуникационных сред для интеграции управленческих решений и информационных ресурсов государственных учреждений, организации оперативного обмена информацией и устойчивого взаимодействия между органами власти и гражданами страны. Новая идеология управления информационными потоками основана на анализе конкретных предпочтений и потребностей сотрудников информатизируемых структур с построением адекватных моделей процессов управления, а не на абстрактной теории и общих технологиях построения информационных систем ради самих этих систем.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Идея внедрения «Электронного правительства» в Казахстане.

2. Главные приоритеты создания «Электронного правительства». Цели и задачи «Электронного правительства». Этапы реализации программы создания «Электронного правительства».

3. Основные понятия, используемые в Государственной программе формирование «Электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы: э-правительство, э-услуга, государственная услуга, ИКТ, э-банкинг, информационное неравенство, поставщики э-услуг.

4. Нормативная правовая база создания э-правительства: закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», закон РК «Об информатизации».

5. Системообразующие информационные системы (базы данных: «физические лица», «юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости»; информационные системы электронного документооборота, электронных архивов; веб-портал правительства; ведомственные информационные системы с элементами э-правительства интегрированная налоговая информационная система, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.д.). «Электронное правительство».

6. Основные понятия: база данных, государственный орган, информационная безопасность, информационно-коммуникационные технологии, информационная система, протокол приложений для беспроводной связи WIRELESS APPLICTATION PROTOCOL, удостоверяющий центр, электронная цифровая подпись, электронные услуги, web-служба.

7. Архитектура «Электронного правительства». Общая структура единой архитектуры (архитектура деятельности, системная архитектура, техническая архитектура).

8. Инфраструктура «Электронного правительства». Внешний контур, внутренний контур. Основные базовые компоненты инфраструктуры.

9. Портал э-правительства. Шлюз э-правительства. Удостоверяющий центр.

10. Национальная идентификационная система. Единая транспортная среда государственных органов. Информационные системы ведомств и местных органов власти.

11. Информационная безопасность. Обеспечение защиты информационной инфраструктуры э-правительства, совершенствование структуры, материально-технического и кадрового обеспечения безопасности информационных систем государственных органов. Национальные и международные стандарты в области защиты информации.

12. Услуги «Электронного правительства».

13. Базовые услуги «Электронного правительства» в соответствии с основными сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций.

14. Налоговые и таможенные обязательства Предпринимательство и бизнес.

15. Социальная защита и занятость населения. Образование, наука и здравоохранение. Законность и правопорядок. Экономика и торговля.

16. Оборона, национальная безопасность и управления в чрезвычайных ситуациях. Охрана окружающей среды.

17. Культура, спорт, туризм и информационное пространство. Дипломатия и международные связи.

18. Ознакомление с принципами предоставления услуг «Электронным правительством».

 

Рекомендуемая литература [1,3,4,5]