Адресация пользователей и файлов в Интернет

Каждый пользователь подключенный к Интернет, имеет свой уникальный адрес. Этот адрес может быть записан в двух формах:

– в виде цифрового IP-адреса (Internet Protocol);

– в виде доменного адреса.

Цифровой адрес состоит из 4 байтов и может иметь, например, следующий вид:

192.45.9.150

1 и 2 байты – адрес сети;

3 байт – адрес подсети;

4 байт – адрес компьютера.

Числовая адресация удобна для машинной обработки, но неудобна для использования человеком. Поэтому кроме IP-адреса каждому компьютеру присваивается символьное доменное имя. Система доменных адресов строится по иерархическому принципу. На самом верхнем уровне находятся национальные домены. Россия имеет два доменных имени: .su и .ru.

Вслед за доменами верхнего уровня следуют домены, определяющие либо регион, либо организацию. Далее могут идти либо небольшие организации, либо подразделения больших организаций. Запись доменного имени начинается с домена нижнего уровня. Домены разделяются точкой. Доменное имя имеет вид:

< каталог пользователя>@домен.домен. … домен.ru

Например:

Lipenkov@sgu.chel.ru

Переводом доменных имен в связанные с ними IP-имена занимается служба имен доменов DNS (Domain Name System). На серверах этой службы находятся таблицы соответствия цифровых и доменных имен. Любой запрос, полученный от компьютера, сначала обрабатывается сервером DNS, а затем направляется по IP-адресу.

Адрес любого файла в Интернет определяется унифицированным указателем ресурса – URL.

Адрес URL состоит из трех частей:

1. Указание службы, которая осуществляет доступ к данному ресурсу. Обычно обозначается именем прикладного протокола данной службы. Например, для службы WWW прикладной протокол имеет имя HTTP (HyperText Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). После имени протокола ставится двоеточие и две косые черты:

http://

2. Указание доменного имени компьютера, на котором хранится данный ресурс:

http://www.abcde.com

3. Указание полного пути доступа к файлу на данном компьютере. В качестве разделителя используется косая черта:

http://www.abcde.com/Files/New/xyz.zip

Строчные и прописные буквы при записи URL-адреса считаются различными.

Для работы в Интернет необходимо:

– физически подключить компьютер к одному из узлов Интернет;

– получить IP-адрес и доменный адрес;

– установить и настроить клиентские программы тех служб Интернет, услугами которых предполагается пользоваться.

Организации, имеющие права подключения к своему узлу и выделения IP-адреса, называются поставщиками услуг Интернет или провайдерами. Они оказывают эту услугу на договорной основе.

Физическое подключение может быть выделенным или коммутируемым. Для выделенного подключения необходимо проложить новую линию связи или арендовать существующую (кабельную, оптоволоконную, радиорелейную, спутниковую и т.п.). Такое подключение используют организации, нуждающиеся в передаче больших объёмов данных. В настоящее время пропускная способность оптоволоконных и спутниковых линий связи составляет сотни мегабит в секунду.

Коммутируемое подключение является временным. Оно не требует специальной линии связи и осуществляется по телефонной линии. Коммутацию, т.е. подключение, выполняет автоматическая телефонная станция (АТС) по сигналам, выдаваемым в момент набора телефонного номера.

До недавнего времени глобальная сеть рассматривалась лишь как средство хранения и передачи информации. В последние годы в связи с появлением в Интернет службы WWW появилась возможность коммерческого использования Интернет.

Электронная коммерция. Под электронной коммерцией понимается создание виртуального магазина, позволяющего организовать торговлю своей продукцией в сети. Виртуальный магазин представляет собой Web-сервер, цель организации которого заключается в продаже товаров и услуг другим пользователям Интернет. Виртуальный магазин должен иметь доменный адрес и состоит из гипертекстовых страниц с мультимедийными элементами. Посетивший сервер покупатель может получить в полном объёме интересующую его информацию о продукции и в конечном итоге сделать заказ. Поставка товара покупателю производится обычным путем.

Виртуальный магазин во многом похож на обычный торговый центр. Здесь также есть торговый зал, где покупатель может "походить", щелкая мышкой, с одной страницы на другую и узнать всю интересующую его информацию о товарах. Пользователь, заинтересовавшийся каким-либо товаром, должен иметь возможность узнать о нём всё. Это основной принцип, из которого следует исходить при создании виртуального магазина.

Некоторые виртуальные магазины организованы так, что покупатель, прежде чем принять окончательное решение о покупке, может осмотреть товар со всех сторон и узнать все его параметры. Например, при покупке автомобиля в виртуальном магазине можно даже послушать, как у него работает мотор. Таким образом, продавец имеет возможность наилучшим образом описать и продемонстрировать качество товара, а покупатель, не выходя из дома, получить всю необходимую информацию.

Выбрав в виртуальном магазине товар и узнав его стоимость, покупатель может, перейдя по ссылке на другую страницу, заказать его и получить на него счёт. При оплате товара можно пользоваться кредитной карточкой.

В виртуальном магазине следует также разместить информацию о фирме, что важно для любого покупателя. Даже если он ничего не купит, он уже будет знать о вашей фирме. Существенным является тот факт, что в сферу вашей деятельности попадает весь земной шар.

Существенным фактором, благоприятно влияющим на конкурентное положение фирмы, является оперативность виртуального магазина. Он может работать 24 часа в сутки и способен быстро и адекватно реагировать на запросы пользователей, у которых поиск нужной информации занимает всего несколько секунд.

Одним из наиболее значимых факторов являются низкие издержки. Организация виртуального магазина оказывается более дешевой, чем создание торговой точки. Снижаются затраты на продвижение и торговлю товарами и услугами. Для организации функционирования виртуального магазина требуется существенно меньше работников.

Торговля информацией. Это одна из старейших форм коммерции в сети. Одна из основных форм торговли информацией связана с приходом в Интернет печатных изданий. При этом кампания-издатель организует Web-сервер, на котором размещает материалы печатного издания либо его электронную версию. Основная цель – увеличение числа читателей издания. Для этого на сервер помещается обзор информации, опубликованной в печатном издании, который был бы интересен, но в то же время не являлся полной версией материалов и приглашал ознакомиться с ней в печатном издании. Пользователь должен иметь возможность подписаться на издание, перечислив на счёт издательства его стоимость.

Кроме того, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления необходимой суммы денег на счёт издательства пользователь получает определенное имя и пароль, которые необходимо вводить для доступа к информации.

Другим вариантом информационной коммерции в сети является предоставление бизнес-информации. Это могут быть котировки ценных бумаг, курсы валют, цены на биржах, оперативные новости. В последнее время организуются специальные информационные системы, или бизнес-службы.

Платежные средства в Интернет. В основе всех предлагаемых сегодня систем расчётов и платежей с использованием Интернет лежат современные криптографические технологии обеспечения конфиденциальности информации. Используемые сегодня средства электронных расчётов можно разбить на три категории.

Суррогатные расчётные средства – этой цифровые купоны и жетоны. Клиент за наличный или безналичный расчёт приобретает у банка на некоторую сумму последовательности символов, для которых банк гарантирует уникальность каждого экземпляра и защиту алгоритма их генерации, и которыми клиент может расплачиваться с продавцом. Продавец возвращает их в банк в обмен на ту же сумму за вычетом комиссионных. При этом на банке лежит обязанность контролировать валидность поступающих жетонов (проверять их наличие в регистре исходящих) и их единичность (проверять их отсутствие в регистре входящих).

Такая система проста в эксплуатации. Однако правовой статус сделок с использованием таких суррогатов остается неопределенным.

Расширения существующих внесетевых расчётных систем позволяют использовать для расчётов в сети пластиковые карточки. Используемое программное обеспечение использует криптографическую защиту передачи данных о пластиковой карточке от покупателя к продавцу.

Электронная наличность. Этот сетевые электронные деньги. Эмитент электронной наличности (банк) имеет, кроме обычной пары ключей, идентифицирующих его, ещё последовательность пар ключей, в соответствии с которыми ставятся номиналы цифровых "монет".

Снятие наличных средств производится следующим образом. В ходе сеанса связи клиент и банк идентифицируют друг друга. Затем клиент генерирует уникальную последовательность символов, преобразует её путем умножения на случайный множитель, кодирует результат открытым ключом банка и отправляет "монету" в банк. Банк расшифровывает "монету", используя свой секретный колюч, заверяет её электронной подписью, соответствующей номиналу "монеты", зашифровывает её открытым ключом клиента и возвращает "монету" клиенту, одновременно списывая соответствующую сумму с его счёта. Клиент, получив "монету", расшифровывает её с помощью своего секретного ключа, делит её символьное представление на запомненный случайный множитель и сохраняет результат в электронном кошельке. Теперь банк готов принять эту "монету", от кого бы она ни поступила.

Вопросы для самоконтроля:

1. Платежные средства в Интернет.

2. Торговля информацией.

3. Электронная коммерция.

4. Адресация пользователей и файлов в Интернет

5. Служба файловых архивов FTP

6. Служба World Wide Web (WWW).

7. Телеконференции (Usenet)

8. Электронная почта (E-mail)

9. Служба удаленного управления компьютером Telnet

Рекомендуемая литература [1,3,4,5]