Программные средства иллюстративной графики обеспечивают возможность создания иллюстраций для различных текстовых документов

ТЕМА 6

ТЕМА 5

Средства организационной техники предназначены для реализации технологий хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.

Средства компьютерной техники

Элементы и структура экономических информационных систем

Экономические информационные системы - сложные системы и требуют деления (декомпозиции) на отдельные части, элементы. То, что невозможно сделать сразу для всей системы, можно сделать для отдельных ее частей. Чем точнее и полнее выделены части, элементы системы, определены положение и взаимодействие частей, тем эффективнее будет процесс создания и функционирования системы.

Обычно декомпозиция производится по определенным признакам. По роли составляющих элементов все ЭИС подразделяются на две части: функциональную и обеспечивающую. Функциональную часть составляет комплекс функциональных подсистем, обеспечивающую - комплекс обеспечивающих подсистем.

В обеспечивающую часть ИС входят следующие

виды обеспечений: ТО, ИО, МО, ПО, МетО и ОО, ПрО, ЛО.

ТО – это КТС, предназначенных для работы ИС в автоматизированном режиме.

ТО включает следующие технические средства:

· средства компьютерной техники;

· средства коммуникационной техники;

· средства организационной техники.

предназначены в основном для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.

Средства коммуникационной техникипредназначены для реализации технологий передачи информации и предполагают как автономное функционирование так и в комплексе со средствами компьютерной техники.

Современные средства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим

образом:

-персональные компьютеры;

-корпоративные компьютеры;

-суперкомпьютеры.

Персональные компьютеры представляют собой вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места управленческого работника.

Корпоративные компьютеры (мини-ЭВМ или mainframe) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок с большой вычислительной мощностью и значительными информационными ресурсами, к которому подсоединяется большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью.

Область применения корпоративных компьютеров – реализация информационных технологий обеспечения управления управленческой деятельностью в крупных финансовых производственных организациях, организация различных ИС, обслуживающих большое количество пользователей в рамках одной функции (банковские и биржевые системы, продажа билетов для оказания траспортных услуг и др)

Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях деятельности.

К средствам коммуникационной техники

относятся:

-телефонная связь;

-телеграфная связь

-факсимильная передача и модемная связь;

-спутниковая связь.

Средствам механизации и автоматизации управленческого труда относятся средства Организационной техники

Факторы влияющие на выбор средств оргтехники:

-объем документооборота;

-временные характеристики документопотоков;

-объект документов, передаваемых и принимаемых

по каналам связи;

-способ организации и эксплуатации технических средств;

-объем копируемых документов, как первичный,

так и вторичный;

-технологические и эксплуатационные характеристики оборудования;

-фирма-производитель данной техники;

-стоимость техники;

-стоимость расходных материалов;

стоимость эксплуатации.

Классификация средств оргтехники

(по функциональному признаку:

-носители информации;

-средства составления и изготовления документов;

-средства репрографии и оперативной полиграфии;

-средства обработки документов;

-средства хранения, поиска и транспортировки документов;

-другие средства оргтехники;

-офисная мебель и оборудование.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в ИС (функциональных и автоматизации проектирования ИС).

К средства МО относятся:

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики,

· теории массового обслуживания и др.

Программное обеспечение – совокупность программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования КТС.

В состав ПО входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая

документация, в том числе ОС, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (АРМ и т.п.).

Общесистемное ПО – это комплексы программ, ориентированных на широкий круг пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей ПК, контроля и управления процессом обработки данных.

Общесистемное ПО состоит из системных программных средств (ПС) и прикладных системных программных

К системным программным средствам относят:

· тестовые и диагностические программы;

· антивирусные программы;

· операционные системы;

· командно-файловые процессоры

Прикладные ПС обеспечения управленческой деятельностью классифицируются следующим образом:

· системы подготовки текстовых документов;

· системы обработки финансово-экономической информацией;

· СУБД

· личные ИС.

· системы подготовки презентаций;

· системы управления проектами;

· экспертные системы и системы

· поддержки принятия решений;

· системы интеллектуального проектирования

· и совершенствования систем управления;

· прочие системы.

Специальное ПО представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС.

В его состав входят ППП, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Методическое и организационное обеспечение - совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала ИС с ТС и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС.

ОО реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере ,включая ТЗ на проектирование ИС;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Эргономические условия – документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным

моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации.

Цель – обеспечение высокой эффективности работы персонала.

Обучение и сертификация персонала – учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала.

Правовое обеспечение –совокупность правовых норм, регламентарующих создание, юридический статус и эксплуатацию ИС. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав ПрО входят:

· законы, указы;

· постановления государственных органов власти;

· приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств,

· организаций, местных органов власти.

Правовое обеспечение на этапе разработки ИС включает норативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

ПрО на этапе функционирования ИС определяет:

· статус ИС;

· Права, обязаности и ответственность персонала;

· Правовые положения отдельных видов процесса управлени;

· Порядок создания и использования информации.

Лингвистическое обеспечение – совокупность языков общения (языковых средств) персонала ИС и пользователей с ПО, ИО,ТО, а также совокупность терминов, используемых в ИС.

ЛО включает:

· Информационные языки для описания структурных единиц ИБ;

· Языки управления и манипулирования данными;

· Языковые средства ИСП, систем автоматизации проектирования;

· Систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС.

 

Кибернетика, рассматривая системы любой природы, определила области создания информационных систем как инструмента управления.

Управление- это процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его функционирования по заданной программе. Для выяснения роли информации в управлении определимся в вопросе об управляемой и управляющей системах.

Под управляемой системой в рамках организации понимают объект управления, производственный процесс или совокупность взаимосвязанных производственных комплексов. Под управляющей системой понимают совокупность органов, инструментов, средств и методов управления.

Рассмотрим основные черты управления:

· динамический процесс, составной частью которого является сбор и обработка информации;

· направлено на управляемую систему, т.е. управление это процесс информационного воздействия на управляемую систему;

· ориентировано на будущее. Оно осуществляет такое информационное воздействие на процессы, происходящие в управляемой системе, которое приводит к достижению требуемого состояния объекта в будущем.

Каждая ЭИС имеет свою предметную область, которая представляет собой некоторое информационное пространство, содержащее совокупность информационных объектов.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это система сбора, хранения, обновления, обработки и выдачи информации, необходимой для управления экономическим объектом. Несмотря на различие ЭИС, обслуживающих системы разных уровней и сфер управления экономикой, они характеризуются следующими особенностями:

· ориентацией на обработку основных структурных единиц экономической информации (экономических показателей и документов);

· связью с расчетно-вычислительным процессом и модельной обработкой данных;

· необходимостью обеспечения данными, ранжированных во времени экономических задач и решений;

· необходимостью встраивания в существующие временные режимы и административно-организационную структуру управляющей системы.

В настоящее время функционирует большое количество информационных систем различного назначения. Они отличаются друг от друга, что объясняется следующими факторами:

- характером объекта управления;

- накопленным опытом создания и функционирования ЭИС;

- структурой управляющей и управляемой систем;

- применяемыми средствами сбора, передачи и обработки данных;

- позицией руководства объекта управления ЭИС и т.д.

Рассмотрим основные этапы развития ЭИС, основанных на использовании вычислительной техники.

На первом этапе (начало 60-х годов) ЭИС базировались на ЭВМ 1-го и 2-го поколений, строились как системы классификаторов и наборов прикладных программ. Для каждой программы создавались свои информационные массивы. В таких системах не делались различия между данными и их представлением в запоминающих устройствах.

Второй этап (середина 60-х годов) характерен тем, что данные объединяются в массивы, используемые уже при решении не одной, а нескольких задач.

Третий этап развития ЭИС (конец 60-х годов - начало 70-х годов) связан с появлением ЭВМ 3-го поколения. Создание эффективных внешних запоминающих устройств с прямым доступом (магнитные барабаны, магнитные диски), обеспечивающих возможность создания интегрированных систем накопления и хранения данных. На этом этапе одним из важных направлений создания ЭИС является создание необходимых условий для эффективного взаимодействия коллектива пользователей с информационно-вычислительной системой. Однако на этом этапе по-прежнему наблюдается значительная избыточность данных. Взаимосвязи между данными устанавливаются программистом, а не самой системой в момент загрузки массивов (файлов).

Четвертый этап развития ЭИС (середина 80-х годов) характеризуется использованием ЭВМ 3-го, 4-го поколений, персональными электронными вычислительными машинами (ПЭВМ), созданием автоматизированных банков данных, он характеризуется чрезвычайно большими объемами информации, сложной структурой обрабатываемых данных, необходимостью коллективного доступа к различным элементам данных, высокими требованиями к скорости получения информации и достоверности ее.

 

ЭИС это сложная система, состоит из проекта ЭИС и информационно-вычислительной системы (ИВС)

Проект ЭИС - это техническая документация, в которой описаны все решения по созданию и функционированию ЭИС.

Под ИВС понимается организационно-технический комплекс, предназначенный для функционирования проекта ЭИС. ИВС обеспечивает сбор, передачу, обработку, хранение, накопление и выдачу данных в соответствии с решениями, заложенными в проекте ЭИС.

Основной задачей ЭИС является получение данных для принятия решений. Под принятием решения обычно понимают выбор одного из вариантов для достижения поставленных целей. Основная задача ее включает в себя большое количество частных задач ЭИС:

· обеспечение информацией о происходящем внутри системы и за ее пределами;

· обеспечение информацией о правилах решения (директивы, нормы, указания, алгоритмы и т.д.);

· регистрация, анализ и оценка данных о среде объекта с тем расчетом, чтобы их можно было использовать для принятия решений;

· наблюдение за ходом управляемых процессов, получение, анализ и оценка данных о реальном состоянии управляемой системы;

· обеспечение ввода данных в ИВС и собственно обработка данных;

· извлечение из обработанных данных в нужной форме и необходимом объеме информации для принятия решений;

· получение административной и мотивационной информации для принятия решений;

· контроль выполнения принятых решений.

Экономические информационные системы - сложные системы и требуют деления (декомпозиции) на отдельные части, элементы. То, что невозможно сделать сразу для всей системы, можно сделать для отдельных ее частей. Чем точнее и полнее выделены части, элементы системы, определены положение и взаимодействие частей, тем эффективнее будет процесс создания и функционирования системы.

Обычно декомпозиция производится по определенным признакам. По роли составляющих элементов все ЭИС подразделяются на две части: функциональную и обеспечивающую. Функциональную часть составляет комплекс функциональных подсистем, обеспечивающую - комплекс обеспечивающих подсистем.

Подсистема - это относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.Структура ЭИС - это относительно устойчивый порядок внутренних пространственно-временных связей и отношений между ее отдельными подсистемами и элементами, определяющий функциональное назначение подсистем и их взаимодействие с внешней средой.

 

Обеспечивающая часть - это совокупность условий, являющихся необходимыми для функционирования системы в автоматизированном режиме.

ТО, МО, ОО, ИО, ПО, ЛО, ПрО называют еще ресурсами ЭИС.

 

Техническое обеспечение - это комплекс технических средств (КТС), применяемых для функционирования ЭИС. Информационный процесс управления реализуется путем выполнения отдельных операций, их комплексов. Все операции можно сгруппировать по трем стадиям: получения, преобразования и потребления информации. Первая стадия включает группу операций, выполняющих сбор и регистрацию первичной информации, возникающей в процессе деятельности экономических объектов. Целью операции является получение информации, отражающей деятельность учреждений и предприятий, регионов и др. Группа операций преобразования информации (вторая стадия) выполняет изменение значений, формы, структуры в пространстве и во времени. Третья стадия объединяет группу операций, сущность их в потреблении (выдаче и использовании) информации для принятия управленческих решений и для продолжения информационного процесса управления.

В соответствии с основными стадиями информационного процесса управления используются следующие технические средства: сбора и регистрации информации, передачи информации; подготовки машинных носителей, обработки информации, организационной техники.

Средства сбора и регистрации предназначены для фиксации первичных данных на носителях информации.

Средства передачи информации используются для пространственного перемещения данных в центры обработки и на места ее использования.

Средства подготовки машинных носителей необходимы для записи данных на машинные носители, в том числе на магнитные диски. Особенностью современных средств является возможность контроля, расшифровки и упорядочения при записи данных на магнитный носитель.

Средства обработки информации служат для преобразования первичных данных в выходную информацию, необходимую для принятия решений. Они составляют основу КТС и включают технику от простейших клавишных машин до мощных ЭВМ, вычислительных систем, многомашинных вычислительных комплексов. Особенностью современного этапа использования средств обработки информации является переход от централизованной обработки данных на ВЦ к децентрализованной обработке на основе ПЭВМ и мини-ЭВМ. С этой целью создаются рабочие станции и автоматизированные рабочие места (АРМ) экономистов, финансистов, бухгалтеров и других управленческих работников. В отличие от АРМ рабочие станции предназначены для группового обслуживания пользователей с целью решения комплексов задач информационной системы. Набор технических средств, для каждого объекта зависит от объема и специфики обрабатываемой информации.

АРМ с технической точки зрения представляет собой профессионально-ориентированную вычислительную систему либо комплекс периферийных технических средств, управляемых микро-ЭВМ, ПЭВМ и предназначенных для автоматизации работ специалистов определенной профессии. Подобная децентрализованная организация ТО информационных систем не исключает централизованной обработки данных на вычислительных центрах (ВЦ) верхних звеньев системы с использованием единого банка данных. В настоящее время разрабатываются и внедряются типовые групповые и индивидуальные АРМ для различных специалистов на базе мини- и микро-ЭВМ. Состав технических средств АРМ зависит от конкретных условий и характера выполняемых работ, но обычно используются следующие средства: устройство управления на базе микро-ЭВМ, видеотерминал (дисплей), накопитель на гибких магнитных дисках, клавиатура для набора данных, печатающее устройство (принтер). На базе АРМ в дальнейшем создаются локальные вычислительные сети, что позволяет расширить круг решаемых задач и более эффективно использовать все комплексы технических средств.

Средства организационной техники необходимы для эффективной организации труда работников управления и включают: средства накопления, хранения, поиска и отображения информации; средства формирования и обработки документов; средства копирования, микрофильмирования и другие средства организационной техники.

Под математическим обеспечением- это совокупность математическихметодов,моделей и алгоритмов, используемых при создании ЭИС.

Под программным обеспечением (ПО) понимается совокупность программ, реализующих функции экономической информационной системы, обеспечивающая функционирование комплекса технических средств (КТС). ПО разрабатывается на основе математического обеспечения и является его конкретной "работающей" формой. ПО состоит из двух частей: общее ПО и специальное ПО

Общее ПО - это часть ПО ЭИС, представляющая собой совокупность программ, рассчитанных на широкий круг пользователей и предназначенных для организации вычислительного процесса и/или решения часто встречающихся задач обработки информации. Общее ПО включает следующие основные компоненты: операционную систему (ОС), средства создания программного продукта и испытательные программы (тесты) Операционная система оптимально организует вычислительный процесс и выполняет оптимальную загрузку ресурсов вычислительной системы (оперативная память, процессор, каналы и др.). К ОС относятся программы, расширяющие возможности операционных систем и отдельных программ (драйверов). Эффективность организации вычислительного процесса достигается оптимальным выбором версии ОС, параметров ее генерации и подключением к ней эффективных ППП. Средства создания программного продукта обычно имеются в существующих ОС, но в настоящее время существуют многие современные средства программирования, которые не включены в ОС. Эти продукты необходимы ПО ЭИС. Испытательные программы (тесты) проверяют работоспособность ЭВМ и ПЭВМ, устанавливают факт наличия неисправностей, локализуют и диагностируют неисправность работы машины или системы.

В специальное ПО входят ППП и программы для выполнения отдельных функций и решения конкретных задач для функциональных различных подсистем ЭИС. Существует два класса пакетов прикладных программ (ППП): общесистемного и функционального назначения. ППП общесистемного назначения могут использоваться в любой ЭИС, их можно разделить в зависимости от особенностей алгоритмов и методов решения задач, которые они реализуют на ППП: управления данными; типовых процедур обработки данных; методов математической статистики; методов дискретного программирования; методов решения непрерывных задач и др.

В специальное ПО ЭИС конкретного объекта входят функциональные ППП. Функциональными ППП называется совокупность взаимосвязанных программ, имеющих возможности параметрической настраиваемости и ориентированная на получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. В каждой ЭИС конкретного объекта управления будет свой набор функциональных ППП, которые реализуют функции данной ЭИС. В специальное ПО входит совокупность функциональных ППП и программ решения отдельных задач, разрабатываемых при создании конкретной ЭИС для реализации ее функций.

Важным условием создания и функционирования ЭИС является организационное обеспечение (ОО). Организационное обеспечение -комплекс мероприятий, методов и средств по созданию (проектированию) и функционированию ЭИС. ОО включает большой круг проблем, связанных с созданием и эксплуатацией ЭИС; определяет состав элементов, их связи, взаимодействие, организационную структуру; включает правовые акты, регулирующие деятельность системы.

Организационное обеспечение необходимо для эффективного функционирования ЭИС. Это означает, что важно использовать экономико-математические методы и модели, современную электронную технику, новые информационные технологии для повышения качества и оперативности экономически обоснованных решений по управлению конкретным объектом. Целью организационного обеспечения является формирование организационно-правовой основы создания и последующей эксплуатации системы. К нему относятся методы, средства и документация, определяющие проведение проектных работ, их внедрение, выбор, определение и оформление рациональной структуры функциональной и обеспечивающей частей ЭИС. Регламентирующая документация на всех стадиях создания, функционирования и модернизации ЭИС подразделяется следующим образом: государственных органов управления; документация, регламентирующая взаимоотношения между заказчиком (пользователем) и исполнителем (разработчиком) работ. Цели разработки и функционирования ЭИС с течением времени расширяются и углубляются под воздействием перехода к рыночным отношениям в экономике, в связи с качественным и количественным ростом комплекса технических средств и оснащенности им пользователей ЭИС. Все это выражается в изменении задач организационного обеспечения, в организационно-методических решениях и организационно-правовых актах по созданию и функционированию ЭИС.

Правовое обеспечениесовокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании ЭИС и юридический статус ее функционирования.

Лингвистическое обеспечение совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц при общении пользователей со средствами электронной техники при функционировании ЭИС.

Функциональная часть ЭИС - совокупность подсистем или комплексов задач и задач, составляющих содержательную часть управления.

Функциональная подсистема - это часть ЭИС, ограниченная определенными функциями. Основные функции управления - это прогнозирование, планирование, оперативное управление, учет, анализ, регулирование. Эти основные функции связаны с основными видами деятельности объекта. Например, для банка: управление кредитами, управление активами и пассивами, управление депозитами, проведение межбанковских расчетов и т.д.

Пересечение функций управления с видами деятельности образует подфункции или комплексы задач или задачи, например: оперативное управление кредитами, учет государственных доходов, анализ расходов бюджетных организаций. Исходя, из изложенного выше видно, что набор видов деятельности у различных объектов разный, поэтому и перечень функциональных подсистем и автоматизированных рабочих мест у этих объектов информационных систем отличается. Как видно из рисунка 3.3.,каждая функциональная подсистема может быть разделена в свою очередь на комплексы задач и задачи.

Комплекс задач (АРМ) - это совокупность задач, сгруппированная по определенному признаку. В подсистеме управления кредитами, например, можно выделить следующие комплексы задач: заключение договоров, учет погашения кредитов, анализ погашения кредитов и др.

Задача в понятии ЭИС - это часть автоматизированной функции, характеризуемая конечным или промежуточным результатом в конкретной форме (документ, сообщение и др.). Например, в комплексе задач учет погашения договоров можно выделить расчеты по погашению ссудных обязательств за месяц, погашение ссудных обязательств за квартал и т.д.). В результате решения задач обычно получают выходной документ (машинограмму, ведомость, видеограмму и др Особенности экономических задач следующие:

· высокая алгоритмизируемость, то есть каждую задачу необходимо математически формализовать, то есть описать алгоритмом, математической моделью или др.;

· иерархичность, то есть вхождение в комплексы задач, блоки, подсистемы;

· регулярность решения;

· наличие допустимых сроков решения;

· массовость и возможность типизации алгоритмов решения;

· большой объем и структурированность данных на входе - выходе системы. Обобщенные алгоритмы решения экономических задач могут быть записаны в виде: нахождения простых сумм в разных модификациях; нахождения сумм парных произведений; матричных операций: умножение строки на матрицу, матрицы на столбцы, умножение матриц, обращение матриц; стандартных вычислительных схем задач математического программирования (алгоритм симплекс метода, транспортной задачи и т.д.).

Типовой состав задач можно разделить на следующие группы:

обработка отчетности. Используются алгоритмы обработки табличных документов, вывод конкретных форм документов; расчеты потребности в ресурсах - особо важен поиск в нормативной базе системы; задачи оптимизации планирования и размещения производства, сводящиеся в основном к построению различных балансов производства и распределения продукции. Особенности решения - работа с матрицами большой размерности и применение методов линейного программирования; задачи оптимального текущего планирования и распределения заданий между производственными объектами (предприятиями). Используются методы линейного программирования; сбор и обработка оперативной информации. В этом случае важен контроль устройств связи, обеспечение работы системы в реальном масштабе времени; задачи управления запасами, включая оптимальное распределение между потребителями и оптимальное планирование заказов на пополнение запасов. Используются методы линейного программирования и теории массового обслуживания; задачи сетевого планирования и управления производством. Используются методы оптимизации сетевых графиков; информационно-поисковые и справочные задачи (работа с массивами нормативов, кадров, изделий, материалов и т.д.). Задачи требуют использование современных моделей данных и систем управления базами данных (СУБД).

Автоматизированное рабочее место (АРМ)- это некоторая часть ЭИС, оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса и предназначенная для информационной поддержки формирования и принятия решений конкретного пользователя.

Поддержка принятия решения носит целевой характер и отражается в виде:

-совокупности данных, которые дают возможность оценить пользователю сложившуюся ситуацию и разработать решение;

-данные об изменении состояния объекта управления при принятии решения;

-подготовка вариантов решений, для выбора оптимального.

Совокупность АРМ, объединенных единой технологией, называются ЭИС.

Если в качество критерия выбрать уровень управления, то можно выделить АРМ руководителя, АРМ работника среднего и оперативного уровней. Эти пользователи нуждаются в разной информационной поддержке.

Руководителю требуется обобщенная и достоверная информации, позволяющая принимать правильные решения. Ему нужны средства анализа и планирования различных сфер деятельности организации. К этим средствам относятся статистические и экономико-математические методы, методы моделирования, прогнозирования и анализа различных сторон деятельности организации.

АРМ пользователей среднего и оперативного уровней используется для принятия решений и выполнения профессиональных обязанностей в конкретной предметной области. АРМ операционистов, банковских работников, работников налоговых организаций.

На перечень АРМ, включаемых в ЭИС влияют: структура управления, сложившаяся в организации, технология предметных областей, распределение обязанностей между сотрудниками.

В настоящее время функционирует большое количество ЭИС различного назначения. Они в большей или меньшей степени отличаются друг от друга, что связано с характером объекта управления, накопленным опытом создания и функционирования ЭИС, все это привело к появлению различных классов систем. В качестве классификационных признаков выбраны следующие: характер объекта управления; вид объекта управления; интенсивность связи с процессами принятия решений; уровень управления; степень централизации. Под характером объекта управления понимается его принадлежность к тому или иному классу системы - технологическому или организационному (экономическому).

Под организацией будем понимать объекты управления различных уровней. Например, совместные предприятия (СП), акционерные общества (АО), малые предприятия (МП), финансовые организации, налоговые инспекции, крестьянские хозяйства, фермы, различные фирмы, биржи и пр.

В УИСТП объектами управления являются различные технические устройства и процессы. Например, различные машины, приборы, станки, ракеты, технологические процессы (доменный, химический и др.). В УИСО объектами управления являются коллективы людей. Другими отличительными признаками являются форма передачи информации и пользователи управляющей информации. В УИСТП форма передачи информации - сигналы: электрические, механические; в УИСО - сообщения, документы. Пользователями информации в УИСТП являются машины, в УИСО - управляющая информация передается людям. По виду объектов управления, т.е. принадлежности к той или иной сфере экономики и рыночной инфраструктуре. Классификация УИСО по виду объектов управления приведена на рис.3.11.

По интенсивности связи с процессом принятия решений УИСО подразделяются на три вида: информационно-справочные, информационно-советующие, информационно-управляющие системы. Информационно-справочные системы выдают информацию о ходе производства или деятельности объекта управления. Принятие решения остается за человеком. В информационно-советующей системе подготавливаются предложения для принятия решений. Выбирает вариант принятия решений человек. Информационно-управляющая система производит сбор, передачу, обработку информации и принятие решения. Человек осуществляет контроль реализации решения. В настоящее время все существующие ЭИС работают как информационно-справочные системы, т.е. слабо связаны с принятием решений по управлению конкретным объектом.

По уровню управления экономикой ЭИС можно классифицировать следующим образом: республиканские; акционерных обществ, холдингов; предприятий.

По степени централизации ЭИС различают централизованные и децентрализованные. В централизованных ЭИС сбор и обработка информации производится в едином центре (вычислительном центре). Децентрализованная ЭИС строится на базе совместимых друг с другом ЭВМ и ПЭВМ, объединенных каналами связи. Они представляют собой локальные или глобальные вычислительные сети. В настоящее время чаще создаются децентрализованные ЭИС. Кроме того, информационные системы целесообразно разделять на две основные группы: системы (или подсистемы), входящие в состав любой автоматизированной управляющей системы и системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения, как, например, информационные международные сети, информационные системы для поиска объектов по бизнесу и предпринимательству и т.п. К числу ЭИС, имеющих самостоятельное значение, относятся информационно-поисковые системы (ИПС), экспертные системы. Они предназначены для хранения и представления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов, вариантов решения и др.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками.

ИПС- это информационная система, обеспечивающая отбор и вывод информации по заданному в запросе условию. Неотъемлемой частью ИПС являются банки данных. ИПС бывают двух видов: фактографические и документографические.

Фактографические ИПС предназначены для накопления, хранения, актуализации, обработки, поиска и выдачи фактографической информации о характеристиках различного рода объектов.

Документографические ИПС необходимы для накопления, хранения, обновления, обработки, поиска и выдачи сведений о документальных источниках информации, а также для поиска оригиналов документов. Они обеспечивают оперативное оповещение пользователей о новых поступлениях документальной информации, быструю выдачу ответов на текущие запросы пользователей, обработку и ввод данных о документах в ИПС.

Различают информационно-поисковые системы по характеру обрабатываемой информации: постоянная, условно-постоянная - в фактографических ИПС; разнообразная - в документах, разовая в документографических ИПС. Общее для тих видов ИПС - методика автоматизированного перевода запросов и сообщений с формализованного языка (русский, английский) на внутримашинный. ИПС обычно создаются на основе базы данных для решения различных классов задач, функциональных подсистем и систем в целом.

Экспертные системы (ЭС) предназначены для оказания помощи по принятию решений в сложных различных областях человеческой деятельности, таких как экономика, медицина, инженерия, конкретные науки. Отличительной особенностью ЭС является их опора на эвристические знания, полученные от экспертов в данной предметной области. Основой любой ЭС является база эвристического знания (база знаний), которая содержит факты и правила вывода. Факты представляют собой описание текущей ситуации и являются, поэтому краткосрочной информацией базы знаний. Правила выбора являются долгосрочной информацией и содержат знания о том, как порождать новые факты и гипотезы из того, что уже известно. Саму стратегию выбора, т.е. выбор, проверку применимости и выполнение правил, осуществляет блок ЭС, названный машиной логического вывода. Различают стратегии прямого поиска, обратного поиска и смешанные. Процесс формирования базы ЭС, эвристических знаний, пополнения и корректировки осуществляется редактором базы знаний в диалоге с экспертом. Система слежения содержит процедуры, позволяющие пользователю проследить ход рассуждений экспертной системы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Экономические информационные системы

2. Экономическая информационная система (ЭИС)

3. Информационная система как объект управления

4. Элементы и структура экономических информационных систем

5. Средства организационной техники

6. Математическое обеспечение

7. Общесистемное ПО

8. К системным программным средствам относят:

9. ЛО включает:

10. Понятие экономической информационной

11. Системы, ее структура

12. Обзор ресурсов экономических информационных систем

13. Характеристика функциональных подсистем ЭИС

14. Комплекс задач (АРМ)

15. Задача в понятии ЭИС

16. Автоматизированное рабочее место (АРМ) как часть ЭИС

17. Виды информационных систем

Рекомендуемая литература [1,2,3,4,5,7]

Информационное обеспечение ЭИС.Структура информационного обеспечения. Общая характеристика немашинного информационного обеспечения. Понятие 2классификации и кодирования.

В связи с тем, что процесс управления невозможен без использования информации, организация информационного обеспечения в ЭИС особенно важна.

Информационное обеспечение (ИО) - это совокупность единой системы классификации и кодирования экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в ЭИС. Основное назначение ИО состоит в хранении, накоплении информации, внесении изменений в информационную базу, выдачи выходной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение ЭИС включает нормативно-справочную информацию (НСИ), классификаторы экономической информации и документы, используемые в системе. Структура ИБ приведена на рисунке 3.7.

Информационная база (ИБ) - это совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании ЭИС. ИБ состоит из двух частей: внемашинной и внутримашинной.

Внемашинная информационная база - часть информационной базы, представляющая собой совокупность сообщений, сигналов и документов, используемая при функционировании ЭИС в форме, воспринимаемой человеком без применения средств вычислительной техники (ВТ).

Внемашинная информационная база включает системы классификации и кодирования, нормативно-справочные документы, оперативную информацию. Системы классификации и кодирования используются для однозначного описания данных, эффективного поиска и идентификации в памяти ИВС.

Нормативно-справочные документы (НСД) относятся к категории условно-постоянной информации и содержат различные регламентирующие нормативы, нормы и прочие данные, которые длительное время используются в расчетах без изменения.

Оперативная информация - отражает состояние объекта в данный момент времени, то есть это первичная, необработанная информация. К ней относятся обычно данные бухгалтерского и оперативного учета.

Внутримашинная информационная база - часть информационной базы, представляющая собой совокупность массивов данных на машинных носителях, используемых при функционировании ЭИС. Машинные носители представляют собой материальный объект, пригодный для автоматического ввода информации в ЭВМ или ПЭВМ. К ним относятся жесткие магнитные диски (винчестеры), гибкие магнитные диски (ГМД, дискеты), магнитные барабаны, магнитные карты, фотохромные носители, микрофильмы, лазерные диски и другие виды носителей. В настоящее время широко используются гибкие магнитные диски (дискеты).

Информационный массив (ИМ) - совокупность семантически связанных между собой данных, определенным способом поименованная и организованная. Организовать ИМ - это, значит определить его состав, структуру. Для каждого ИМ определяется перечень реквизитов, длина каждого реквизита и последовательность расположения их в ИМ.

По назначению ИМ делятся на входные, выходные и внутренние. Входные массивы включают оперативную или исходную информацию и запросы на решение задач по управлению объектом. Выходные массивы содержат данные для вывода на печать (принтер), дисплей. На основании этой информации пользователи принимают решения, то есть используют эту информацию.

Внутримашинные информационные массивы бывают постоянными, хранимыми, оперативными и служебными. Постоянные ИМ (массивы НСИ) получаются из нормативных документов и справочников, формируются до начала обработки данных и используются при решении задач ЭИС. К массивам НСИ относятся классификаторы, справочники, условно-постоянная информация. В хранимые массивы записывают информацию, которая будет использоваться для решения других взаимосвязанных задач, либо когда данные используются для последующего решения этой же задачи, например, для получения квартального отчета необходимо накапливать информацию за месяцы, входящие в этот квартал.

Оперативные массивы создаются на основе оперативных документов, т.е. содержат переменную информацию, которая накапливается постепенно, поэтому содержание оперативных массивов в течение цикла обработки меняется.

Служебные массивы содержат служебную информацию, необходимую для автоматизированной обработки массивов.

Внутримашинная информационная база может быть организована следующими способами: в виде локальных массивов, ориентированных на локальную задачу или комплекс задач; путем формирования массивов в базу данных.

 

Проектирование классификаторов и кодов экономической информации - один из важнейших вопросов разработки ИО ЭИС.

Классификация экономической информации по содержательным значениям необходима для облегчения обработки и поиска информации в базах данных. Необходимость кодирования ЭИ связана:

· с высоким удельным весом представления данных в алфавитном, а не в формализованном виде;

· большим объемом логических операций при обработке ЭИ;

· возрастанием объема данных, подлежащих передаче по каналам связи в информационных сетях.

Цель кодирования - представить ЭИ в наиболее компактной, удобной форме. Следовательно, для однозначного описания данных, эффективного поиска и идентификации в памяти ЭИС используются средства классификации и кодирования.

Для небольших по объему, постоянных номенклатур применяются регистрационные коды (порядковый, серийно-порядковый). Они дают возможность отличать один объект от другого, т.е. обладают малой информативностью.

Основой для многопризначных номенклатур является их классификация. Коды, в основе которых лежит классификация, называют классификационными.

Приведем некоторые определения.

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию.

Объект классификации - элемент классифицируемого множества;

Признак классификации - свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Система классификации - совокупность правил разделения множества на подмножества.

Классификационная группировка - множество объектов, полученное в результате классификации.

Основными системами классификации являются иерархическая и фасетная.

При иерархической системе классификации осуществляется последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки;.

При фасетной - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

После классификации выполняется кодирование информационных единиц в соответствии с выбранной системой кодирования.

Под кодированием понимается процесс присвоения символьных обозначений (кодовых обозначений) объектам классификации с целью их представления в более компактной форме.

Система кодирования - совокупность правил обозначения объектов классификации и классификационных группировок. Условное обозначение объектов классификации с помощью знаков или совокупности знаков называют кодовым обозначением (кодом). При этом для каждого кода определяются: длина кода - количество знаков в кодовом обозначении; разряд кода - место знака в кодовом обозначении; алфавит кода - знаки, используемые в кодовом обозначении. Алфавит кода может быть цифровым, буквенным и буквенно-цифровым. Структура кода - порядок расположения знаков в кодовом обозначении.

Применение кодов позволяет:

· снизить трудоемкость обработки ЭИ;

· упрощает группировку данных;

· ускоряет запись информации на машинные носители.

Существуют четыре основных системы кодирования: порядковая, серийно-порядковая, последовательная и параллельная. К регистрационным системам кодирования относятся порядковая и серийно-порядковая системы.

Порядковая система кодирования является наиболее простой и заключается в сквозной порядковой регистрации объектов. Достоинства: экономичность значности, плотность (компактность) идентификации; простота построения кода. Недостатки: невозможность использования для обозначения многопризначных номенклатур; труднозапоминаема; нет возможности расширения классификационных позиций.

Серийно-порядковая система кодирования представляет собой дальнейшее развитие порядковой системы. Применяется для обозначения сложных номенклатур, имеющих два и более признака старшего и младшего порядка. В данном случае признакам старшего порядка отводятся серии номеров с резервом, для заполнения их при появлении новых позиций в каждой серии. Позициям признака младшего порядка присваивают самостоятельные кодовые обозначения в пределах серии номеров. Достоинства те же, что и у порядкового кода, недостатки те же, что и у порядкового кода, кроме последнего.

К классификационным системам кодирования относятся последовательная и параллельная. Они предполагают предварительную классификацию кодируемого множества объектов.

Последовательная система кодирования используется обычно при иерархической системе классификации. При этой системе каждому признаку отводится соответствующее количество разрядов. Код нижестоящей группировки образуется путем добавления соответствующего кода к коду вышестоящей группировки. Например, для обозначения части баланса можно выделить один десятичный разряд (актив - 1, пассив - 2), второй разряд обозначает раздел баланса, третий - четвертый разряды кода - номер строки в разделе.

Тогда кодовое обозначение 1304 означает четвертую строку в третьем разделе актива баланса.

Достоинство последовательной системы: логичность и простота построения; большая емкость; хорошая информативность. Недостатки: большая длина кода, неполное использование емкости кода.

Параллельная система кодирования обычно используется при фасетной системе классификации, она предназначена для обозначения номенклатур, характеризуемых несколькими независимыми признаками. Каждому признаку выделяется определенный разряд или группа разрядов кодового обозначения. Причем значение признака, указанного в любом разряде кода не зависит от значений признаков, записанных в других разрядах. Эта система кодирования позволяет разрабатывать коды с гибкой структурой, при

ней легко увеличивается число кодируемых признаков классификации. Недостатками являются большая длина кода, неполное использование емкости кода, значительно меньшая информативность, чем при последовательной системе.

Кроме основных систем кодирования можно использовать другие.

Шахматная система кодирования - частный случай последовательной системы кодирования (двухпризначный код). Его классификатор можно изобразить в виде таблицы. В подлежащем таблицы перечисляются позиции одного классификационного признака, а в сказуемом - позиции другого. Кодовое обозначение определяется на пересечении строки и столбца таблицы.

Код повторенияхарактеризуется тем, что сохраняются (повторяются) кодовые обозначения наименований, существующих на практике. Например, код месяцев, счетов бухгалтерского учета, и др. Достоинства: наглядность, легкость запоминания. Недостатком является узкая область применения.

Комбинированная система кодирования применяется для кодирования сложных многопризначных номенклатур. Представляет собой различное сочетание рассмотренных выше систем кодирования.

При проектировании кодов следует учитывать следующие требования:

· система кодирования должна содержать всю необходимую информацию об объектах и охватывать все объекты данной номенклатуры;

· коды должны иметь минимальную длину;

· должны учитывать особенности применяемых технических средств;

· должны быть едиными для всех подразделений объекта управления;

· информационную совместимость (т.е. необходимость стыковки с другими объектами управления (внешней средой));

· должны быть максимально логичными по построению, т.е. ясными по построению и легко запоминаемыми;

· должны учитывать особенности объектов классификации;

· должны обеспечивать резерв незанятых кодовых обозначений для включения в номенклатуру новых позиций.

На выбор системы кодирования влияют следующие факторы:

· объем данных, подлежащих кодированию;

· уровень стабильности данной номенклатуры;

· полнота, надежность и достоверность данных;

· сущность и назначение решаемых задач, включающих определение того, сколько требуется времени на поиск данных.

С помощью описанных выше систем классификации и кодирования строятся классификаторы ЭИ с помощью которых кодируется информация при вводе данных в ЭИС. Классификатор - это систематизированный свод наименований группировок, объектов, признаков и их кодовых обозначений. В зависимости от уровня управления и сферы применения различают республиканские, отраслевые и локальные классификаторы.

Банк данных состоит из базы данных (БД) и системы управления базой данных (СУБД).

База данных (БД) представляет собой совокупность взаимосвязанных ИМ, хранимых на запоминающих устройствах прямого доступа (магнитные диски) и обеспечивает реализацию функций управления ЭИС. Целью создания БД является сокращение времени обработки данных, уменьшение избыточности хранимых данных, устранение несовместимости и противоречивости данных, совместное использование данных широким кругом пользователей для решения задач, независимость данных от программ решения задач, надежность хранения данных в БД и т.д.

Использование баз данных требует наличия программных средств управления данными, которые находятся в БД, они называются системой управления базой данных (СУБД).

СУБД - это комплекс общесистемных программ для ввода-вывода, загрузки, корректировки ИМ, обеспечивающих доступ к данным из прикладных задач пользователей ЭИС. Базу данных вместе с СУБД называют банком данных (БнД) , структура БнД состоит из двух частей: базы (баз) данных и СУБД

Для организации ИФ в массивы объединяются показатели, близкие по экономическому смыслу. Это исключает дублирование показателей и позволяет выбирать данные из базы данных. В фонд служебной информации входят каталоги и справочники, предназначенные для выполнения операций с массивами ИФ (ввода, корректировки и др.).

К программным средствам относятся программа-диспетчер, программные модули и сервисные программы. Программа-диспетчер управляет программами и сервисными модулями. Программные модули бывают двух видов: системные и прикладные. Системные программные модули (ПМ) необходимы для управления информационными процедурами БнД (ввода-вывода, загрузки, корректировки, поиска и других операций). Прикладные ПМ обеспечивают доступ к БД, поиск и включение данных в процессе решения задач конкретных пользователей. Сервисные программы служат для облегчения работы пользователей с информационными процедурами БнД. Каждая СУБД имеет свои языковые средства. Они необходимы для описания данных, для выполнения операций (манипулирования) с данными и для доступа к ним. Для выполнения основных информационных процедур с БнД необходимы специалисты - администраторы БнД. Их задачами являются хранение, корректировка (актуализация) данных.

В настоящее время для организации ЭИС используется большое количество разных СУБД (более трех тысяч). Каждая ЭИС использует конкретную СУБД, в экономике чаще всего используют СУБД FoxBASE, FoxPro, PARADOX, ORACLE , Access и др. Сначала организуют или загружают БД. Для этого из источников ЭИ (нормативных документов, справочников, хранимых массивов и др.) получают данные и записывают в БД на магнитные диски (устройства с прямым доступом). БнД функционирует следующим образом Пользователи делают запросы к БнД для получения каких-либо данных из БД. С помощью БнД решаются основные регламентные задачи (решаемые регулярно).

В ЭИС может функционировать не один, а несколько БнД, т.е. возможно распределение БнД между различными пользователями, это приводит к организации распределенного Бнд.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Схема функционирования банка данных

2. Понятие банка данных (БнД)

3. Классификация и кодирование ЭИ

4. Общая характеристика внемашинной информационной базы

5. Информационное обеспечение

6. Структура информационной базы (ИБ)

Рекомендуемая литература [1,3,4,5]

Новые информационные технологии. Этапы и тенденции развития ИТ. Характеристика информационного процесса управления. Понятие информационных технологий и их классификация. Наиболее распространенные ИТ. Гипертекстовая технология.

Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации с целью снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Экономические цели ИТ состоят в получении, обработке и применении информационных ресурсов для повышении эффективности использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных. Цели информатизации в финансовой сфере состоят в улучшении качества и расширении ассортимента оказываемых услуг финансовыми организациями, в получении оперативной и достоверной информации об финансовых ресурсах, что позволит более эффективно их использовать.

Информационная технология прошла в своем развитии несколько этапов:

Первый этап - до второй половины 19 века. Основу составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Связь (коммуникация) осуществлялась путем направления депеш (пакетов). Это так называемая ручная ИТ.

Второй этап – механизированная технология – конец 19века до 70 годов 20 века. Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация общественной почты. Механизированная технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

Третий этап - с 70 годов 20 века – появление электронной компьютерной технологии. Концепция автоматизированных систем управления (АСУ) и вычислительных центров (ВЦ). С появление ПЭВМ происходит модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенной, децентрализованной обработке данных. Такой подход нашел свое отражение в системах поддержки принятия решений (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления.

Основные тенденции развития информационных технологий следующие:

· использование баз данных большого объема, содержащих информацию по всем видам деятельности общества для оказания информационных услуг;

· создание информационных технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователей с этим информационным ресурсам. Технической основой являются системы связи и передачи данных общего назначения, использование локальных и глобальных сетей компьютеров;

· дальнейшее расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, гиперсред, гипертекстовых баз данных;

· включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода и других технологических средств.

 

Информационным процессом управленияназывается совокупность управленческих операций, главным предметом которых является информация. Информационный процесс является объектом компьютеризации. Информационные операции направлены на сбор (съем, улавливание, восприятие) информации, ее преобразование с конечной целью получить необходимую информацию для принятия управленческих решений, обеспечивающих реализацию функций управления финансовыми организациями. Так как для принятия решений недостаточно иметь первичную информацию, то приходится прибегать к операциям ее преобразования, что и вызывает потребность информационного процесса.

Все операции информационного процесса распределяются по трем стадиям:

· получения

· преобразования

· потребления информации.

Стадия получения включает группу операций, обеспечивающих сбор первичной информации, возникающей в процессах финансовой деятельности. Цель операций – состоит не в нахождении искомых ответов, а в получении информации, отражающей деятельность банков, налоговых, страховых организаций, казначейства и др.

Специфика сбора финансовой информации заключается в получении данных в документальной форме, юридически обоснованной, что связано с денежными оценками, обязательными при управлении финансами. Поэтому сбор заключается в получении внешних (от клиентов) и внутренних (от служб аппарата управления) финансово-расчетных и денежных документов, в которых содержится уже зарегистрированная ранее информация. Документальный сбор информации имеет высокую трудоемкость, поэтому следует использовать другие методы сбора информации: на машинных носителях (дискетах), по каналам связи.

Стадия преобразования включает группу операций преобразования информации, обеспечивающих изменения значений, формы, структуры в пространстве и во времени. К операциям преобразования информации относятся следующие операции: передача, хранение, непосредственная обработка, размножение и другие операции (поиск, кодирование, актуализация, корректировка и редактирование и др.).

Передача информации – пространственное перемещение ее с одного места в другое. По способам передачи различают:

· курьерская передача (человеком и с использованием транспорта)

· почтово-телеграфная;;

· телекоммуникации (по каналам связи)

При почтово-телеграфной передаче пересылаются носители информации (документы, фотодокументы, машинные носители).

При телекоммуникационном способе непосредственно передаются единицы информации.

Спецификой финансовых операций заключается в высокой значимости документальной передачи информации, в особом контроле поступающей информации.

Хранение – изменение во времени, т.е. собранную и переданную информацию не используют немедленно. Поэтому данные хранятся кратковременно или длительно. Кратковременно хранят переменную исходную (входную) и промежуточную информацию. Длительно – многократно используемую постоянную и результатную (выходную) информацию в банках данных. Хранение осуществляется на различных носителях информации: книги, журналы, ведомости, машинные носители. Для чего организуются архивы, картотеки, банки данных.

Непосредственная обработка- изменение значений, формы, структурного строения единиц информации. Они бывают арифметические и логические (сортировка, упорядочение, разъединение, выборка, объединение, подбор и др.).

Размножение - изменение числа экземпляров единиц информации.

К другим информационным операциям относят поиск, кодирование, отображение, актуализация, корректировка и редактирование.

Поиск - осуществляют в накапливаемых и хранящихся исходных данных.

Кодирование. Информацию кодируют цифрами, буквами или другими условными обозначениями. В результате кодирования информация удобна для размножения, обработки, хранения, передачи и др.

Стадия потребления информации объединяет группу операций, сущность которых заключается использовании информации для принятия управленческих решений, для иных целей и для продолжения информационного процесса управления. На этой стадии информационного процесса управления должны использоваться экспертные системы.

Экономические информационные системы по своему назначению напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. В ЭИС имеется технология по преобразованию исходных данных в результатную информации. Технологическим процессом называется упорядоченная последовательность операций с момента возникновения исходной и до получения выходной информации.

Функциональная часть экономической информационной системы связана с предметной областью и информационной технологией. Технология как процесс присутствует в любой предметной области. Например, технология выдачи кредита банком имеет особенности в зависимости от вида кредита, вида залога и других. В ходе выдачи кредита сотрудник банка обрабатывает соответствующую информацию.

Предметная технология- это последовательность технологических операций преобразования первичной информации в результатную.

Существуют обеспечивающие (ОИТ) и функциональные информационные технологии (ФИТ).

Обеспечивающая ИТ - технология обработки информации, которая может использоваться как инструментарий в различных предметных областях. Например, системы управления базами данных, табличные, текстовые процессоры и т.д. Обеспечивающие ИТ основываются на разных видах компьютеров, программных средах и на различных платформах.