Внутреннее устройство Русской Православной Церкви. Влияние церковных иерархов на гражданские дела

Русскую Церковь в течение всего домонгольского периода возглавляли греки, поставляемые на Киевскую кафедру Константинопольскими Патриархами. Ни русские епископы, ни князья не могли влиять на выбор митрополита, который осуществлялся Патриархом и императором. Безусловно, греки хотели удержать под максимальным контролем столь важную для них митрополию, какой была Русь. Однако подобное положение имело и ряд преимуществ. На Руси митрополит был фигурой, практически независимой от князей. Он мог в случае конфликта с кем-либо из них апеллировать в Константинополь, мог не опасаться быть смещенным великим князем со своей кафедры. Такое положение иерархи Русской Церкви ценили. Независимость митрополита от киевского князя и общецерковное единство показали свою значимость во время феодальной раздробленности.

Вскоре после смерти Ярослава Мудрого Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. В начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу Великому на короткое время удалось восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще боролись отдельные князья-честолюбцы, но единой державы уже не существовало. Для наступившего периода, который принято называть «феодальной раздробленностью», характерны длительные кровопролитные усобицы, войны за расширение земельных владений. Современник с горечью называл усобицы «погибелью земли Русской», так как внутренние войны были бессмысленны с общенародной точки зрения и ослабляли обороноспособность Руси по отношению к внешней опасности (половцы, татары, немцы-крестоносцы).

Среди удельной розни Церковь старалась сохранить свое единство и была могущественной силой, объединявшей страну. Кафедра митрополита была центром церковного управления для всех концов Руси. Хотя Русь сотрясали кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дала окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны. Церковь являлась в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви, ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства.

 

Тема 3. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В юрисдикции константинопольского патриархата

(от татаро-монгольского нашествия до принятия автокефалии) (1237-1448 гг.)

 

Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Взаимоотношения монголов и Русской Церкви. Мученики за веру. Церковная иерархия: митрополиты Кирилл II, Максим, Петр, Феогност и Алексий Московский. Князь Дмитрий Донской и победа на Куликовом поле. «Мятеж во святительстве». Провозглашение автокефалии. Разделение Русской митрополии.