Фотиево крещение» Руси
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
В конце IV в. на Восточноевропейской равнине расселяются и начинают господствовать славяне. Первоначальной прародиной славян являлась, как полагают, область, ограниченная Карпатами и бассейнами рек Вислы и Немана. Отсюда происходило расселение этого народа в различные стороны. Несмотря на огромные расстояния, отделявшие друг от друга славянские племена, еще долго среди них жило ощущение единства. Особенно важно отметить это в связи с вопросом о распространении христианства. Ранее других крестились славяне южные – балканские. Знакомство со славянами Македонии подвигло на проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Плоды их трудов оказали влияние на Русь через Моравию и Болгарию. Это стало возможно благодаря языковому и культурному единству славянского мира.
С 863 г. началась знаменитая Моравская миссия братьев-просветителей в державе святого князя Ростислава. Речь идет о славянском князе, просившем у византийского императора Михаила дать его народу учителей и письменность. Летописец сообщает, что славяне доказывали необходимость иметь собственную грамоту тем, что греческого и латинского языков, на которых тогда велось христианское богослужение, они не знают и, следовательно, не могут постичь сути православного вероучения. К славянам были направлены братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий, знаменитые проповедники христианства, знатоки богослужебных книг, борцы против латинской экспансии на землях славян. Как повествует житие святых братьев, Кирилл прежде всего начал с молитвы, а затем наложил на себя 40-дневный пост, после чего приступил к созданию азбуки и переводу греческих священных книг на славянский язык, в чем помогали ему Мефодий и ученики.
Важно отметить, что почти одновременно с началом апостольской деятельности Константина-Кирилла происходит событие, также имевшее исключительное значение для дальнейших судеб христианства на Руси. Речь идет о нападение руссов на Константинополь в 60-х гг. IX в. Летопись сообщает важную информацию: нападение славянской дружины на Константинополь произошло под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве. Греческие источники имен не приводят, зато сообщают о самом главном – русские крестились.
При императоре Михаиле III и святом патриархе Фотии славянский флот осадил Константинополь. В то время византийцы вели войну на Востоке, и в городе почти не осталось войска. Надежды на избавление от врагов было мало. Славяне уже бесчинствовали в окрестностях Константинополя. Тогда патриарх Фотий взял величайшую реликвию столицы империи – Ризу Пресвятой Богородицы, хранившуюся во Влахернском храме, пронес ее по стенам Константинополя и опустил в воды пролива Босфор. После этого поднялась страшная буря, которая разметала корабли славян. Это было первое явление Покрова Божией Матери. После поражения руссов состоялись переговоры с их князьями, которые пожелали принять крещение.
Это очень важное свидетельство об успехах христианской миссии. Хотя речь, конечно же, идет лишь о крещении небольшой группы руссов, которые, скорее всего, представляли собой славяно-варяжскую дружину, находившуюся под властью киевских князей Аскольда и Дира. Этих крестившихся руссов пока еще никак нельзя отождествлять со всеми восточными славянами. Итогом похода стало так называемое «Фотиево крещение» Руси. Иногда его датируют не временем похода, а 866 – 867 гг., когда на Русь был прислан патриархом Фотием первый епископ. Летопись содержит упоминание о миссионерской деятельности присланного епископа: в частности, сообщается о знаменитом чуде с брошенным в огонь и не сгоревшим Евангелием. Таким образом, в Киеве при Аскольде и Дире впервые образуется епархия. Следовательно, должны были быть построены и первые храмы. Археологические находки подтверждают сообщения источников: на территории Киева христианские погребения фиксируются уже в горизонтах 2-й половины IX века.
Однако процесс христианизации руссов замедлился после того, как Аскольд и Дир, первые князья-христиане, были убиты. При Олеге, создавшем на базе славянских племен обширное, хотя еще не очень монолитное государство, в Киеве на какое-то время восторжествовала языческая реакция. В правление преемника Олега князя Игоря христианство уже предстает заметной силой. Об этом свидетельствует торговый договор русских с греками, датированный 944 г. В нем приводятся имена дружинников-христиан. Следовательно, в Киеве при Игоре христиане не только не подвергались гонениям, а входили в число приближенных князя.